1941–1945, годы войны


Приказом наркома авиапромышленности А. И. Шахурина (№ 144 от 11 апреля 1941 года) предписано всю работу Московского авиационного института повышения квалификации (МАИПК ИТР) проводить на базе МАИ. Директор МАИ  М. Ф. Семичастнов одновременно назначен директором МАИПК ИТР.

22 июня началась Великая Отечественная война.

25 июня в институте сформированы две санитарные дружины. 3 июля 350 студентов и сотрудников института подали заявления о вступлении в 18-ю дивизию народного ополчения Ленинградского района г. Москвы.

Более 200 студентов МАИ направлены для работы на авиазаводы, около 450 — на подмосковные аэродромы, более 500 человек в июле — августе работали на строительстве оборонительных сооружений под Смоленском, Вязьмой и Брянском. В дальнейшем 25 преподавателей, 61 служащий, 106 рабочих, 75 студентов и 6 руководителей МАИ были награждены медалями «За оборону Москвы».

Десятки девушек-студенток МАИ стали лётчицами и техниками авиаполков. Три из них — Г. И. Джунковская, Р. Е. Аронова и Н. Ф. Меклин (Кравцова) — в дальнейшем были удостоены звания Героя Советского Союза.

Проведены первые испытания опытного вертолёта конструкции И. П. Братухина «Омега».

С 14 октября происходила эвакуация института из Москвы в Алма-Ату, где уже с 14 ноября студенты приступили к учебным занятиям. В Алма-Ате МАИ выпустил 620 инженеров.

В московских корпусах и лабораториях института разместились воинские части. Для оказания им помощи и контроля за положением дел на территории была оставлена специальная группа из восьми человек.


1941-1942 годы
04.02.2010


2 февраля институт возобновил работу в Москве (параллельно с Алма-Атой). К апрелю в Москве работало и училось около 1700 человек (из них более 800 студентов).

Директором МАИ назначен (апрель) А. И. Михайлов. В период с января по апрель директором института был В. Н. Михальский.

С апреля учебно-производственные мастерские (на новой базе в Алма-Ате) начали производить корпуса артиллерийских снарядов калибра 76 мм (до 10 тысяч в месяц), сварку корпусов зажигательных бомб и стабилизаторов мин.

В учебно-производственных мастерских (в Москве) организован демонтаж и утилизация сбитых немецких самолетов. Ежемесячно мастерские отправляли на авиазаводы десятки тонн вторичного сырья.

Специалисты-вооруженцы МАИ оказали техническую помощь М. Т. Калашникову в создании пистолета-пулемёта (Алма-Ата).

При кафедре физики (заведующий кафедрой К. А. Путилов) в Москве создана экспериментальная группа по исследованию и доработке прямоточных воздушно-реактивных двигателей конструкции И. А. Меркулова. Это были первые работы в области реактивной техники в МАИ.





В июле-октябре завершено возвращение подразделений института из эвакуации. В сентябре в МАИ обучалось 5300 студентов.

Впервые произведена доработка учебных планов с ориентацией на подготовку специалистов широкого профиля.

Закончены доводка и лётные испытания вертолёта «Омега», созданного в ОКБ-3 МАИ под руководством И. П. Братухина (Алма-Ата). В последующие годы под руководством И. П. Братухина было создано несколько типов вертолётов различного назначения. Это были первые в нашей стране вертолёты, выпускавшиеся серийно (малая серия).

Расчётно-конструкторская бригада из преподавателей (доценты Н. Ф. Чехонин и Б. Н. Лоповок) и студентов (А. А. Лебедев, Л. С. Чернобровкин и др.) МАИ разработала подмоторную раму для установки отечественных двигателей на трофейные самолёты. Работа проводилась по заданию авиаремонтной базы ГВФ № 405, находившейся под Алма-Атой. Созданная конструкторская документация передана в производство.

Студенты МАИ собрали в фонд создания авиаэскадрильи «Москва» 42 тысячи рублей.

Создана бригада девушек для оказания помощи медперсоналу и раненым в подшефном госпитале.

11 октября вышел приказ наркома авиапромышленности А. И. Шахурина о совершенствовании материально-технической базы учебного процесса, которым институту выделялись дополнительные средства, предоставлялось право получения с авиазаводов новейших образцов техники, приглашения на преподавательскую работу ведущих специалистов промышленности.

На факультете авиамоторостроения под руководством профессора Н. В. Иноземцева создано научно-техническое общество, ставшее инициатором развития в институте студенческих научно-исследовательских кружков.

Профессорам Г. Н. Абрамовичу и Н. Н. Поликарпову присуждена Государственная премия СССР. В летнем кроссе в Москве участвовало 1707 студентов МАИ, 1575 из них сдали нормы ГТО первой степени.


1943-1945
04.02.2010


МАИ признан лучшим вузом столицы с вручением переходящего Красного знамени.

Под руководством Н. Н. Поликарпова при кафедре самолётостроения создана учебная лаборатория, укомплектованная препарированными самолётами различных типов, элементами, агрегатами и узлами конструкции.

Под председательством заместителя наркома авиапромышленности В. И. Тарасова проведено совещание, на котором были определены задачи по подготовке в МАИ инженерных кадров по новым специальностям: реактивным самолётам и двигателям, радиолокации и др.

Организована кафедра радиолокации, ставшая затем основой для создания радиофакультета.

Возобновился выпуск (с 1 января) многотиражной газеты «Пропеллер».

К началу учебного года вступил в строй отремонтированный корпус № 5 (актовый зал достроен в 1950 году). Проведен капитальный ремонт моторного корпуса.

В институт принято 1009 студентов (при плане 750).

В 1944/45 учебном году в группе доноров состояло более 100 девушек МАИ.

В первый день занятий 1944/45 учебного года институт посетили нарком авиапромышленности А. И. Шахурин и председатель Всесоюзного комитета по делам высшей школы (ВКВШ) при СНК СССР  С. В. Кафтанов, которые отметили удовлетворительную подготовку к новому учебному году.

Выпущено 886 инженеров для авиапромышленности по специальностям: самолётостроение — 274, моторостроение — 264, вооружение самолётов — 131, приборостроение и авиаоборудование — 108, организация и планирование авиапредприятий — 109.

По состоянию на апрель в МАИ работало 483 преподавателя, в том числе профессоров, докторов наук — 15, профессоров — 26, доцентов и старших преподавателей — 224.

Возобновило работу заочное отделение института.

При всех факультетах начали работу кабинеты дипломного проектирования.

Научно-исследовательские работы проводились в 30 лабораториях и 21 кабинете. Всего разрабатывалось 126 тем с общим объёмом финансирования 2,82 млн. рублей.

Организована и приступила к работе типография МАИ.

Профессор В. Л. Гончаров избран членом-корреспондентом АПН РСФСР.

Концертная бригада театральной студии института под руководством бывшего фронтовика, студента Ю. П. Егорова в период с 10 августа по 23 сентября дала 124 концерта для личного состава 3-го Прибалтийского фронта. Концерты часто проходили в прифронтовой обстановке. Ю. П. Егоров впоследствии стал популярным кинорежиссером, создателем фильмов «Они были первыми», «Добровольцы», «Простая история».

Студент МАИ гроссмейстер В. Смыслов стал чемпионом Москвы по шахматам.





За годы войны в МАИ подготовлено для авиапромышленности страны 2262 инженера, выпущено 22 новых учебника и учебных пособия, создано 12 новых кафедр и лабораторий, выполнено 175 научно-исследовательских работ. 167 преподавателей МАИ (из 585) имели учёные степени докторов и кандидатов наук.

В период 1941-1945 годов в действующие части было направлено авиапромышленностью 125655 самолётов, и в этом немалая заслуга выпускников МАИ.

За годы войны школами Осоавиахима при МАИ и военной кафедрой подготовлено 1000 снайперов, 900 пулемётчиков, 380 миномётчиков, 160 истребителей танков.

С полей сражений Великой Отечественной войны не вернулось 106 студентов и сотрудников института.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 сентября МАИ награжден орденом Ленина, 119 преподавателей, сотрудников и студентов института награждены орденами и медалями.

На первый курс зачислен 181 участник Великой Отечественной войны, среди них — Герой Советского Союза  Г. Н. Липкин.

Факультет моторостроения переименован в факультет двигателей летательных аппаратов. Создана (февраль) кафедра специальных двигателей (зав. кафедрой профессор Н. В. Иноземцев), на которой началась подготовка специалистов по воздушно-реактивным и жидкостно-реактивным двигателям.

В аэродинамической лаборатории самолетостроительного факультета состоялся пуск новой аэродинамической трубы Т-1.

Возобновлено периодическое издание научных трудов МАИ.

Проведена первая студенческая научно-техническая конференция (июль). Организовано авиационное научно-техническое общество студентов — АНТОС МАИ (декабрь).

Профессор Н. Ф. Четверухин избран членом-корреспондентом АПН РСФСР.

Профессорам И. И. Артоболевскому, Н. В. Иноземцеву, А. В. Квасникову и Е. Н. Тихомирову присвоено звание «Заслуженный деятель науки и техники РСФСР».

Создан и начал работать спортивный клуб МАИ (19 апреля), председатель правления — А. В. Копылов. В августе членами спортклуба были 782 человека, которые занимались в 17 спортивных секциях.




Главным итогом работы института в военные годы стала подготовка более двух тысяч специалистов для авиационной промышленности, которые сыграли большую роль в обеспечении Победы. В эти же годы были заложены основы для перехода к подготовке кадров по новым направлениям авиационной науки и техники.