1946–1959, к реактивной технике


Директором института назначен профессор Н. В. Иноземцев.

СМ СССР принято постановление (№ 1017-499 от 13.05.1946) «Вопросы реактивного вооружения», в котором определены задачи по скорейшему освоению и производству реактивного вооружения. Министерству высшего образования СССР было поручено организовать подготовку инженеров и научных работников по реактивной технике, а также переподготовку студентов старших курсов других специальностей на специальность по реактивному вооружению, обеспечив первый выпуск к концу 1946 года в количестве 300 человек.

В МАИ состоялся первый выпуск инженеров-механиков по новым специальностям — реактивным двигателям, реактивным самолетам и радиолокации.

Разработан пятилетний план развития МАИ, утвержденный Правительством. Согласно плану на капитальное и жилищное строительство выделялось 55 миллионов рублей.

Создан факультет радиоэлектроники летательных аппаратов. Первоначальное название — факультет радиолокации. Инициаторами создания факультета были: старший преподаватель А. Г. Сайбель, заместитель декана факультета приборостроения и оборудования К. А. Розанов, директор института А. И. Михайлов, заместитель директора Н. В. Иноземцев и заместитель председателя совета по радиолокации при ГКО СССР адмирал-инженер академик А. И. Берг, который в течение первых двух лет работы факультета был председателем ГЭК.

Прошла (6-8 мая) 2-я научно-техническая студенческая конференция (председатель совета АНТОС — профессор А. М. Черемухин). В связи с открытием конференции приветственную телеграмму на имя директора МАИ прислал министр высшего образования СССР  С. В. Кафтанов.

Преподавателями МАИ защищено 6 докторских и 14 кандидатских диссертаций.

В семи кружках, работавших на специальных кафедрах, и по индивидуальным планам научно-исследовательской работой занималось 240 студентов.

В течение 1945/46 учебного года отделом комплектования библиотеки приобретено 30984 книги, из них 14427 учебников. Всего на этот год в библиотеке насчитывалось 284183 экземпляра, в том числе 60815 учебников.

Академику Б. Н. Юрьеву и главному конструктору И. П. Братухину присуждена Государственная премия СССР за создание вертолетов поперечной схемы «Омега» и модификаций — «Омега-II» и Г-3. 18 августа на воздушном параде в Тушине приняли участие вертолет «Омега-II» и два вертолета Г-З.

Правлением спортклуба утверждена эмблема спортклуба.

Женская баскетбольная команда института и восьмерка гребцов, основу которой составляли студенты МАИ, завоевали звание чемпионов СССР.


1946-1949
05.02.2010


Введены (с 01 октября) новые нумерация и наименования факультетов института: № 1 — факультет самолетостроения, № 2 — факультет авиамоторостроения, № 3 — факультет приборостроения и оборудования, № 4 — фа-культет радиотехнический, № 5 — инженерно-экономический факультет, № 6 — заочный факультет. Нумерация факультетов №№ 1, 2 и 4 сохранилась до настоящего времени (номера других факультетов в последующем изменялись).

К 100-летнему юбилею со дня рождения Н. Е. Жуковского МАИ имел в аэродинамической лаборатории института, носящей его имя, в качестве действующего учебного и научного оснащения: аэродинамическую трубу Т-1, шестикомпонентные весы, плоскую аэродинамическую трубу, кабинет учебных пособий с рядом действующих моделей.

МАИ признан лучшим вузом Москвы с вручением ему переходящего Красного знамени.

На радиофакультете организовано студенческое научное общество (руководитель кандидат технических наук Л. Н. Дерюгин). Оно начало свою работу с создания лабораторного оборудования для укрепления лабораторной базы факультета.

Профессор Ю. В. Ходаков избран членом-корреспондентом АПН РСФСР.

При клубе МАИ создана изостудия, руководитель — И. В. Ольхова.

Впервые проведен розыгрыш первенства и кубка института по футболу. Футбольная команда спортклуба МАИ стала чемпионом вузов СССР, завоевала кубок ЦС спортобщества «Наука».

Команда шахматистов института выиграла первенство вузов Москвы (впервые это произошло в 1940 году).

Женская баскетбольная команда МАИ завоевала звание чемпиона СССР.





В 1948/49 учебном году для выпускников факультета «Приборостроение и авиационное оборудование» установлена новая квалификация — «инженер-электромеханик».

В более широком масштабе развернута работа стратосферной секции АНТОС, начало которой было положено в 1945/46 учебном году. К марту 1949 года в секции состояло более 80 студентов разных курсов и факультетов, занимавшихся изучением вопросов полета в космос. В разное время в кружках секции занимались члены группы М. К. Тихонравова (НИИ-4) — О. В. Гурко, И. К. Бажинов, Г. Ю. Максимов, будущие академики М. Ф. Решетнев и О. Н. Фаворский, а также крупные специалисты в области космической науки и техники В. К. Карраск, А. К. Платонов, Д. А. Полухин и другие.

В связи с началом учебного года состоялся вечер встречи студентов нового набора с профессорами, преподавателями и общественностью института. После торжественной части, где выступили профессора В. М. Мясищев, Г. Н. Свешников, доцент Ю. А. Попов и другие, был дан концерт художественной самодеятельности. Ранее (3 сентября) спортклуб института провел праздник начала учебного года, в котором приняли участие 115 спортсменов и около двух тысяч зрителей.

Состоялась отчетно-выборная конференция АНТОС, избран новый состав совета общества, председатель совета — профессор А. В. Квасников.

Профессорам И. В. Остославскому и В. С. Пугачеву присуждена Государственная премия СССР. Студент-дипломник самолетостроительного факультета В. Курбесов завоевал звание чемпиона СССР по скоростному спуску на горных лыжах.

Команда альпинистов МАИ заняла первое место на первенстве СССР.





Состоялась 1-я научно-техническая конференция аспирантов МАИ.

Построен и открыт пионерский лагерь для летнего отдыха детей сотрудников института в деревне Пешки Сол-нечногорского района Московской области.

Закончено строительство и состоялось открытие стадиона института (сентябрь), введены в строй три спортивных зала, лыжная база, стрелковый тир, два теннисных корта, волейбольная и баскетбольная площадки. В день открытия стадиона (2 сентября) состоялся большой спортивный праздник.

Столярный цех УПМ института по заказу ДОСААФ начал выпускать небольшие серии планеров Ш-17 конструкции Б. Н. Шереметева, а также планеры конструкции О. К. Антонова.

Около 13 тысяч зрителей — студентов, профессоров, преподавателей, сотрудников института — просмотрели в кинокабинете института различные учебно-технические и научно-популярные кинофильмы в рамках обязательных учебных занятий и факультативных просмотров.

Состоялось (6 апреля) совместное заседание кафедр теоретической механики и истории авиационной техники, посвященное 80-летию со дня рождения академика С. А. Чаплыгина.

За освоение технологических процессов изготовления новых сплавов и за разработку новых жаропрочных сплавов А. Ф. Белову и С. Т. Кишкину присуждена Государственная премия СССР.

Разработанные под руководством заведующего кафедрой «Резание, станки и инструменты» В. А. Кривоухова резцы для скоростного резания металлов («КБЕК») в 1948 году и в первой половине 1949 года внедрены на 45 заводах и введены в нормали пяти министерств (работа велась в содружестве с предприятиями промышленности).

По постановке и результатам учебной и научно-исследовательской работы в 1945-1949 годах МАИ ежегодно присуждалось первое место в соцсоревновании среди вузов г. Москвы и вручалось переходящее Красное знамя обкома профсоюзов работников высшей школы и научных учреждений.

На международных студенческих играх студент В. Князев завоевал звание чемпиона мира в прыжках с шестом.

По инициативе студентов радиофакультета создан самодеятельный сатирический коллектив МАИ «Телевизор», завоевавший в последующем широкую популярность среди студенческой молодежи.





Директором МАИ назначен профессор М. Н. Шульженко.

С 8 по 13 мая прошла научно-техническая и методическая конференция, посвященная 20-летию института, к открытию которой была приурочена выставка «20 лет МАИ». Гостями конференции были ведущие конструкторы авиапромышленности, работники НИИ и ОКБ, многие из которых — воспитанники МАИ. Было заслушано 90 докладов. Ранее (март) прошла 6-я конференция АНТОС, посвященная юбилею института.

За 20 лет в МАИ создано 158 учебников, 420 учебных и 196 методических пособий. Создан редакционно-издательский отдел МАИ.

В соответствии с постановлением Правительства институт начал подготовку специалистов из числа иностранных граждан. В период до 1963 года МАИ закончили и получили дипломы инженеров свыше 300 граждан из Китая, Чехословакии, Германии, Польши и Болгарии.

Профессорам А. П. Белоусову, Г. И. Атабекову и Н. Б. Варгафтику присуждены Государственные премии СССР.

По инициативе студентов-мотористов начаты масштабные работы по озеленению территории института.

Фонд библиотеки МАИ превысил 360000 томов, организована связь с 32 библиотеками по межбиблиотечному обмену. Ежегодно в фонд библиотеки поступало до 50000 экземпляров различных изданий.

5 июля открылся сооруженный методом народной стройки спортивно-авиационный студенческий лагерь МАИ (пос. Крюково).

Более тысячи спортсменов института приняли участие в спартакиаде в честь 20-летия МАИ и 5-летия спортклуба. Было разыграно лично-командное первенство по 10 видам спорта. Победителем спартакиады стал спортколлектив приборостроительного факультета.

Женская сборная команда МАИ завоевала кубок г. Москвы по баскетболу.

В составе сборной команды СССР чемпионками Европы стали баскетболистки МАИ  Л. Алексеева, В. Копылова и В. Шендель.


1950-1955
08.02.2010


Воссоздан вечерний факультет с контингентом 470 человек по специальностям «Самолетостроение», «Авиамоторостроение» и «Авиационное электрооборудование» (декан В. В. Чесноков).

На кафедре самолетостроения МАИ под руководством В. М. Мясищева завершены проводившиеся по заданию ЦАГИ работы по параметрическим исследованиям и обоснованию возможности создания дальних тяжелых стратегических бомбардировщиков с турбореактивными двигателями. В работах участвовали студенты МАИ, выполнившие по этой тематике дипломные проекты. Созданное в 1951 году по решению Правительства ОКБ-23, руководителем которого был назначен В. М. Мясищев, и которое в период с 1951 года по 1960 год разработало стратегические бомбардировщики М-4, 3М и М-50, в значительной мере было укомплектовано выпускниками МАИ, участвовавшими в этих работах.

В МАИ прошло (30 января — 3 февраля) методическое совещание институтов Главного управления машиностроительных вузов Министерства высшего образования СССР по вопросам учебной и производственной практики.

В 1951/52 учебном году число отличников учебы составило 13,2 %, а число студентов, имевших отличные и хорошие оценки, — 49,5 %.

В 1947-1951 годах аспирантуру МАИ окончило 138 человек, 58 из которых были оставлены для работы в институте.

Государственных премий СССР удостоены: Н. В. Иноземцев и И. С. Зуев — за учебник «Авиационные газотурбинные двигатели»; Л. Б. Евангулов — за разработку гидротормозных устройств для испытания двигателей.

Начала работать коротковолновая радиолюбительская радиостанция МАИ (позывной УА3КБД)





Факультет приборостроения и авиационного оборудования переименован в факультет приборостроения и автоматики.

Организована первая в стране кафедра «Конструкции и проектирование вертолетов», заведующим кафедрой назначен основоположник отечественного вертолетостроения академик Б. Н. Юрьев.

Создана кафедра «Конструкции летательных аппаратов» (приказ № 155 от 12 июля 1952 года), где было положено начало подготовке в институте специалистов по ракетной технике (заведующий кафедрой доцент В. П. Соколов). Уже в 1952/53 учебном году выпущено 49 молодых специалистов.

Институту переданы здания и сооружения Кооперативного института, которые образовали учебный корпус № 6. После выполнения ремонтных работ сюда были переведены радиофакультет, военная кафедра и инженерно-экономический факультет.

По инициативе академика Б. Н. Юрьева начаты исследования научных методов применения летающих моделей для изучения свойств ЛА новых схем. Создан авиамодельный кружок МАИ.

На кафедре конструкции и проектирования самолетов под руководством Б. И. Ошкиниса разработан планер первоначального обучения БРО-9, на базе которого впоследствии был создан самый массовый планер такого типа БРО-11.

Удостоены Государственных премий СССР профессора М. С. Нейман и И. В. Остославский.

Подготовкой аспирантов занимались 40 кафедр, в том числе 18 специальных.

На Олимпийских играх в Хельсинки, где впервые участвовали советские спортсмены, трое гребцов из МАИ — С. Ами-рагов, И. Борисов и В. Крюков (загребной) — стали в составе сборной СССР серебряными призерами.





В этом году:

  • более 80% студентов училось только с хорошими и отличными оценками;
  • кинокабинет МАИ показал свыше 600 сеансов демонстраций научно-технических кинофильмов, помогающих студентам глубже понять и усвоить изучаемый материал;
  • силами студентов под руководством преподавателей была воссоздана аэродинамическая труба К. Э. Циолковского, построенная им в 1897 году;
  • в институте работало более 65 научных студенческих кружков, в которых занималось более 800 студентов. На 9-й конференции СНО МАИ было заслушано 48 докладов;
  • читальные залы библиотеки и журнальная комната института пополнились более чем 31 тысячей книг и учебников, 8 тысячами брошюр и более чем 600 журналами 137 различных наименований.

За 1952/53 учебный год преподаватели МАИ написали 250 учебных пособий и 270 учебно-методических разработок.

Группа сотрудников института направлена на работу в колхозы и на машинно-тракторные станции.

На территории студгородка закончено строительство многоквартирного дома для профессоров и преподавателей института.

На XIX Всесоюзных соревнованиях по планерному спорту студент МАИ  Е. Африканов стал чемпионом СССР, установив рекорд дальности полета (407 км).

Успешно завершились летные испытания планера оригинальной конструкции МАК-15, созданного в МАИ под руководством М. А. Кузакова. Планер строился серийно.

На стадионе МАИ прошла (8 мая) 7-я традиционная легкоатлетическая эстафета на приз газеты «Пропеллер». 30 этапов протяженностью 10650 метров первыми преодолели спортсмены радиофакультета.





Директором МАИ назначен Н. В. Иноземцев.

Указом Президиума Верховного Совета СССР (от 9 июля с.г.) за выслугу лет и безупречную работу отмечена группа работников института: орденом Трудового Красного Знамени — 6, орденом «Знак Почета» — 7, медалью «За трудовую доблесть» — 10 и медалью «За трудовое отличие» — 7 человек.

Состоялась (апрель) научно-техническая конференция института, посвященная итогам научно-исследовательской деятельности за предыдущий год. На заседаниях конференции присутствовало свыше 2 тысяч человек, более 500 из которых представляли научно-исследовательские институты и заводы. Около 120 человек приняли участие в обсуждении 74 докладов, представленных на пленарных и секционных заседаниях.

Редиздатом МАИ выпущено 18 научных трудов и 13 учебников, кафедрами — 107 отчетов по НИР.

Проведена первая институтская выставка конструкторов-радиолюбителей из числа студентов и сотрудников.

Вышел в свет (26 марта) 1000-й номер многотиражной газеты института «Пропеллер».

В порядке шефской помощи студенты и сотрудники МАИ начали строительство тепличного комплекса в колхозе им. М. И. Калинина в Солнечногорском районе Московской области. Первая очередь тепличного комбината вошла в строй в 1955 году.

Впервые студенты МАИ в составе отрядов других вузов приняли участие в освоении целины. В последующие годы работа в целинных совхозах стала традиционной формой работы студентов в третьем, трудовом, семестре.

Проведена первая институтская выставка конструкторов-радиолюбителей из числа студентов и сотрудников.

Профессору В. А. Кривоухову присвоено звание «Заслуженный деятель науки и техники РСФСР».

Мировыми рекордсменами стали студенты А. Макарихина (три мировых рекорда по парашютному спорту) и В. Громов (мировой рекорд дальности полета на самолете Як-18).

Женская баскетбольная команда МАИ в четвертый раз стала чемпионом страны.

Чемпионом СССР в первом полусреднем весе по боксу стал сотрудник самолетостроительного факультета В. Черкасов.

Звание чемпиона страны в одиночном фигурном катании вновь завоевал студент моторостроительного факультета В. Захаров (первый раз он стал чемпионом в 1952 году).

В 1953, 1954 и 1955 годах восьмерка гребцов, основу которой составляли студенты МАИ, была чемпионом СССР, чемпионом Европы (1954), чемпионом Хейнлейнской Королевской регаты (1955).

Спортсмены-мотоциклисты института завоевали переходящий кубок на первенстве ДОСААФ Москвы.





9 апреля на льду Химкинского водохранилища состоялись первые ходовые испытания аэросаней, построенных студентами МАИ для целинников подшефного совхоза в Казахстане.

Сданы в эксплуатацию две секции десятиэтажного жилого дома для преподавателей и сотрудников института на Волоколамском шоссе, дом № 8, жилой площадью 6400 кв. м, 136 квартир (3-я секция дома сдавалась в 1956 году).

Утвержден и выпущен нагрудный знак выпускника института (Постановление СМ СССР от 22.06.1955 г. № 1163). Окончательный художественный облик знака был предложен директором института профессором Н. В. Иноземцевым. Самый первый значок директор МАИ  Н. В. Иноземцев вручил одному из старейших деятелей отечественной авиации, профессору института со дня его основания, академику Б. Н. Юрьеву.

На страницах газеты «Пропеллер» прошла более чем двухмесячная дискуссия о тематике курсового проектирования на кафедре «Детали машин», вылившаяся в разговор о дальнейшем сближении общеинженерной и специальной подготовки выпускников МАИ; итоги дискуссии подвел Ученый совет института, принявший по этому вопросу специальное решение.

В связи с 25-летним юбилеем МАИ состоялись:

  • научно-техническая конференция профессорско-преподавательского состава (19, 20 апреля);
  • 11-я научно-техническая конференция студентов (28 марта — 2 апреля) , в работе которой приняли участие 1005 человек, в том числе 766 студентов;
  • 2-я выставка творчества конструкторов-радиолюбителей МАИ (31 марта — 5 апреля);
  • лично-командное первенство МАИ по легкой атлетике (12-15 мая);
  • традиционная легкоатлетическая эстафета на приз газеты «Пропеллер» (9 мая), победителем которой стала команда второго факультета;
  • торжественное заседание Ученого совета института (клуб МАИ, 24 июня);
  • торжественный вечер в Большом зале консерватории (1 июля). Приветствия МАИ прислали секретарь МГК КПСС  Е. А. Фурцева, Главный Маршал авиации П. Ф. Жигарев, Маршал авиации С. И. Руденко; от имени своих коллективов приветствия МАИ прислали также А. Н. Туполев, С. А. Лавочкин, А. М. Люлька и другие.

В ознаменование 25-летия МАИ установлены три ежегодные премии в честь этого юбилея за выдающиеся работы в области авиационной науки и техники (постановление СМ СССР № 5014 от 25.06.55).

С ноября 1954 года по ноябрь 1955 года вышли 16 сборников трудов МАИ и 19 находились в печати.

В течение прошлого учебного года и в период подготовки к новому учебному году было поставлено 120 новых лабораторных работ и более 150 модернизировано.

Организация ДОСААФ МАИ награждена переходящим кубком «Лучшей организации ДОСААФ среди вузов».

Профессор В. С. Левицкий избран членом технического комитета Международной организации по стандартизации (ISO).

Профессор Н. Ф. Четверухин избран действительным членом АПН РСФСР.

Профессору Н. С. Аржаникову присвоено звание «Заслуженный деятель науки и техники РСФСР».

Волейболисты МАИ выиграли «Кубок Москвы».

Женская баскетбольная команда МАИ в 5-й раз завоевала звание чемпионов СССР (организованная в 1945 году команда уже завоевывала звание чемпионов страны в 1946, 1947, 1951 и 1954 годах).





Директором МАИ назначен Г. В. Каменков.

Группа преподавателей МАИ выехала в Пекин для оказания организационной и методической помощи в создании Пекинского авиационного института (ПАИ). Главным консультантом был назначен профессор И. Т. Беляков. В состав группы входили профессор А. А. Лебедев, доценты Л. С. Чернобровкин, О. В. Белавин, А. Е. Харыбин, В. Т. Фролкин и др. МАИ передал ПАИ учебные планы и программы, документацию на учебные стенды. Преподаватели МАИ на протяжении ряда лет проводили в ПАИ все виды учебных занятий.

В настоящее время ПАИ переименован в Пекинский аэрокосмический университет (ПАКУ).

Состоялась конференция студенческого научного общества, в которой приняли участие около 1000 студентов и преподавателей МАИ, представители других вузов. Конференция заслушала 77 научных докладов.

Преподавателями и студентами кафедры самолетостроения спроектирован и построен в УПМ МАИ учебно-тренировочный планер МАИ-56 (ответственный исполнитель А. И. Пьецух). Планер успешно прошел летные испытания и был рекомендован для серийного производства.

Первый самостоятельный студенческий отряд МАИ (500 человек) участвовал в уборке урожая на целине в Кустанайской области.

Профессорам Г. Н. Свешникову и А. Ю. Ромашевскому присвоено звание «Заслуженный деятель науки и техники РСФСР».

Студент самолетостроительного факультета А. Самоцветов завоевал бронзовую медаль в соревнованиях по метанию молота на XVI Олимпийских играх в Мельбурне.

Команда мастеров МАИ выиграла зимнее первенство СССР по волейболу.

Студент Ю. Сироткин на Всесоюзных авиамодельных соревнованиях завоевал звание чемпиона СССР в классе пилотажных кордовых моделей.

В третьих московских межвузовских соревнованиях по научному и спортивному авиамоделированию команда МАИ заняла первое место.

Коллектив яхтсменов института стал сильнейшим среди коллективов вузов Москвы. Мотоспортсмены МАИ стали победителями в мотокроссе ДОСААФ города Москвы.


1956-1959
08.02.2010


4 октября в СССР запущен первый в мире искусственный спутник Земли (ИСЗ). В это выдающееся достижение вложен большой труд многих выпускников института. Среди них — члены научной группы под руководством М. К. Тихонравова в НИИ-4 (И. К. Бажинов, О. В. Гурко, Г. Ю. Максимов, Г. М. Москаленко, Л. Н. Солдатова), которая была инициатором запуска ИСЗ с помощью ракеты Р-7 и теоретически обосновала такую возможность.

Факультет самолетостроения переименован в факультет летательных аппаратов.

Организованы первые проблемные научно-исследовательские лаборатории: летательных аппаратов, авиационных двигателей и авиационной автоматики.

Завершено строительство нового учебно-административного корпуса («главный корпус», впоследствии — «главный административный корпус»).

Сдана в эксплуатацию сверхзвуковая аэродинамическая труба Т-2 МАИ.

В 130 кружках СНО занимались научной работой 970 студентов.

На уборку целинного урожая выехал отряд из 2400 студентов. За успешную работу знаком ЦК ВЛКСМ «За освоение целинных земель» награждены комсомольская организация МАИ, выездная редакция газеты «Пропеллер на целине» и 424 студента, 105 человек удостоены медалей «За освоение целинных земель».

Первыми лауреатами премии имени 25-летия МАИ стали: Б. Н. Юрьев за учебник «Аэродинамический расчет вертолетов» (1-я премия); Н. В. Иноземцев за монографию «Авиационные газотурбинные двигатели» (2-я премия); Л. Н. Дерюгин за работу «Исследование электродинамических свойств ребристых поверхностей» (3-я премия).

В МАИ проведен первый фестиваль художественной самодеятельности, посвященный VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Москве. В последующем ежегодное проведение фестивалей художественной самодеятельности стало традицией.

Состоялся (апрель) 100-й спектакль эстрадного коллектива «Телевизор».

Студентка МАИ  М. Захарова стала чемпионкой СССР по планерному спорту.





Директором МАИ назначен профессор И. Ф. Образцов.

На сентябрь с.г. фактический контингент студентов составили 9692 человека на дневных факультетах и 2783 человека на вечернем. Утвержденные штаты профессорско-преподавательского состава — 890 единиц и учебно-вспомогательного персонала — 594 единицы.

Более 1500 студентов занимались научно-исследовательской работой в 180 научных студенческих кружках.

Успешно завершились летные испытания спроектированного на кафедре конструкции самолетов (Е. С. Войт, И. В. Качанова, А. А. Лебединский, В. А. Манучаров, А. И. Пьецух) и построенного в УПМ учебно-тренировочного планера МАИ-56. Отчет об испытаниях был утвержден А. С. Яковлевым.

Студенческий отряд МАИ (2000 человек) на целине завоевал звание «Ударный комсомольско-молодежный отряд им. 40-летия ВЛКСМ» и награжден медалью «За освоение целинных земель».

Решением Акмолинского облисполкома редакция газеты «Пропеллер на целине» награждена медалью «За освоение целинных земель».

На территории студенческого городка сдан в эксплуатацию новый пятиэтажный жилой дом для преподавателей и сотрудников института.

Премий имени 25-летия МАИ удостоены: А. Г. Сайбель, О. В. Белавин, В. А. Вейцель за НИР «Сфера» (1-я премия); И. Ф. Образцов за работу «Методы расчета на прочность кесcонных конструкций типа крыла» (2-я премия); С. П. Колосов за учебник «Элементы авиационных автоматических устройств» (3-я премия).

Профессор И. С. Гоноровский удостоен звания «Заслуженный деятель науки и техники РСФСР».

Студентка И. Гурова установила рекорд мира среди женщин по скорости полета на вертолете Ми-1 по замкнутому маршруту (100 км.).





Начал работать Совет содружества науки с производством, положивший начало новой форме связи ученых института с промышленностью, выполнению работ по договорам о творческом социалистическом содружестве, без взаимных денежных расчетов.

Создана кафедра «Проектирование и конструкция ЛА» для подготовки специалистов в области ракетно-космической техники. С момента организации и до 1990 года кафедрой руководил первый заместитель главного конструктора С. П. Коро-ева, академик В. П. Мишин (выпускник МАИ 1941 года). Кафедра положила начало широкой подготовке кадров для ракетно-космической отрасли и послужила базой для организации в последующем (1968) аэрокосмического факультета.

Организована (март) проблемная научно-исследовательская лаборатория вычислительной техники (начальник лаборатории — Ю. И. Шишков). Силами сотрудников лаборатории пущена в эксплуатацию первая в МАИ большая ЭЦВМ — «Урал».

По ходатайству комсомольской организации образовано (апрель) первое общеинститутское студенческое КБ (СКБ), приступившее по заданию ЦК ДОСААФ к разработке проекта опытного образца планера «Снежинка». Руководителем СКБ назначен В. П. Махров.

По состоянию на январь в МАИ работало 1006 преподавателей, в том числе 889 на штатной основе. Среди них 395 имели ученые степени и звания (профессоров и докторов наук — 34, доцентов и кандидатов наук — 361).

Проведена выставка творчества конструкторов-радиолюбителей МАИ, посвященная 100-летию со дня рождения А. С. Попова. Первая премия присуждена студенту радиофакультета В. Русланову.

Сдан в эксплуатацию корпус № 6 студенческого общежития (студенческий городок). Профессор  Г. И. Атабеков удостоен премии им. П. Н. Яблочкова АН СССР за разработку теоретических основ релейной защиты высоковольтных сетей.

Премий имени 25-летия МАИ удостоены: коллектив авторов под руководством М. С. Неймана (кафедра № 406) за работу «Исследование систем с поверхностными электромагнитными волнами» (1-я премия); И. В. Остославский за учебник «Аэродинамика самолета» (2-я премия); М. Ф. Широков за монографию «Физические основы газовой динамики» (3-я премия).

Профессору Г. С. Скубачевскому присвоено звание «Заслуженный деятель науки и техники РСФСР».

Решением ВЦСПС клуб МАИ преобразован в Дом культуры.

При ДОСААФ МАИ начал работать морской клуб «Волна».




Итогом данного этапа стало превращение МАИ, ранее ориентированного на самолетную и частично вертолетную технику, в авиационный политехнический вуз, обеспечивающий подготовку кадров для широкого круга научных, проектно-конструкторских и производственных организаций авиационной и ракетно-космической отраслей.