На базе аэромеханического факультета МВТУ им. Баумана приказом ВСНХ СССР № 1053 от 20 марта 1930 года создано Высшее аэромеханическое училище (ВАМУ) с самолетостроительным, моторостроительным и воздухоплавательным отделениями. Директором ВАМУ назначен Г. П. Судаков (с сентября — Я. А. Горшков).

По состоянию на май в ВАМУ было 26 кафедр, объединенных в 7 тематических циклов со штатом педагогического состава 154 человека. Среди руководителей кафедр — Б. Н. Юрьев, А. И. Некрасов, Б. М. Земский, В. А. Кривоухов, В. П.Ветчинкин, А. Н. Журавченко, А. М. Черемухин, Н. И. Ворогушин, Н. В. Фомин и др.

29 марта произведен выпуск первых пяти авиационных инженеров-механиков из ВАМУ.

Создан научно-методический Совет ВАМУ, в который вошли Б. Н. Юрьев (председатель), Б. М. Земский, Б. С. Стечкин, А. М. Черемухин, А. И. Некрасов и др. 

В рамках ВАМУ организован Вечерний авиационный институт (ВАИ).

Организована библиотека ВАМУ, в которую передано из МВТУ 1190 экземпляров учебников и других книг.

20 августа приказом по Государственному Всесоюзному авиационному объединению (ГВАО) ВАМУ переименовано в Московский авиационный институт (МАИ). Соответствующий приказ по институту был подписан 10 сентября.

К осени институту было предоставлено во временное пользование помещение на 5-й Тверской-Ямской улице (ныне — один из корпусов Института нейрохирургии имени Бурденко).

В сентябре к занятиям приступили более 850 студентов.

Зачислены на учебу первые аспиранты. Среди них — будущие профессора института И. П. Братухин и А. Ю. Ромашевский.

В сентябре студенты Г. А. Молюков и Ф. А. Федулов посетили в Калуге К. Э. Циолковского и рассказали ему о создании МАИ и работе студенческого научно-технического кружка. 26 октября состоялось первое занятие студенческого кружка «ракетчиков», работу которого возглавил один из пионеров ракетной техники Ф. А. Цандер.

Приказом по институту от 17 октября объявлены правила о порядке прохождения экстерната при МАИ со сроком обучения 2 года и внесением платы за обучение.

30 августа состоялся первый полет дирижабля «Комсомольская правда», построенного сотрудниками и студентами воздухоплавательного отделения под руководством Н. В. Фомина, командир дирижабля — Е. М. Оппман.

В соответствии с законом об обязательной военной службе в МАИ с 1930/1931 учебного года введена высшая военно-войсковая подготовка с присвоением по окончании института звания среднего начсостава без прохождения службы в частях Красной армии.


 
          альбом  
1930 год
03.02.2010
 


Директором МАИ назначен (в январе) М. В. Бойцов, в сентябре его на этом посту сменил А. В. Вольский (начальник института).

26 января вышел первый номер многотиражной газеты «Пропеллер».

С 10 мая институт перешел на факультетскую систему организации учебно-производственного процесса.

Подразделение заочного обучения, образованное в конце предыдущего года, выделено в самостоятельный Центральный заочный авиационный институт (ЦЗАИ). В июле 1932 года ЦЗАИ был присоединен к МАИ.

Воздухоплавательный факультет преобразован в дирижаблестроительный факультет.

При ВАИ создан инженерно-экономический факультет (приказ № 105 от 23 мая), начальник факультета Б. М. Парникель. В марте земельно-плановый комитет отвел участок под строительство МАИ на развилке Ленинградского и Волоколамского шоссе.

При отделе капитального строительства МАИ созданы проектные бюро по разработке проектов учебно-лабораторных зданий на новой территории под руководством Б. Н. Юрьева, А. В. Квасникова, Н. В. Гевелинга и С. А. Синицына.

Принято Постановление СНК СССР (02.07.1931) об отнесении стройки МАИ к десяти ударным стройкам.

В этом же году начато строительство: заложен аудиторный корпус, моторная лаборатория, общежитие студентов и жилой корпус для профессорско-преподавательского состава.

Началась работа по проектированию и строительству планеров МАИ-1, МАИ-2 и МАИ-3.





МАИ перешел в подчинение Наркомата тяжелой промышленности (с декабря 1936 года — Наркомата оборонной промышленности, с января 1939 года — Наркомата авиапромышленности, с марта 1946 года — Министерства авиапромышленности). Непосредственное руководство работой авиационных вузов осуществляло Главное управление авиационной промышленности — ГУАП НКТП (начальник ГУАП и заместитель наркома — П. И. Баранов).

22 февраля произведено слияние Вечернего авиационного института при МАИ и МАИ. Создан факультет для обучения без отрыва от производства.

В МАИ проведена Всесоюзная конференция по подготовке кадров для авиационной промышленности, на которой выступил заместитель наркома тяжелой промышленности П. И. Баранов.

Начата работа (январь) по созданию технологической лаборатории, положившей начало будущим учебно-производственным мастерским (УПМ — ЭПМ — ЭОЗ). Руководитель работ — профессор П. Н. Львов.

29 апреля произведена закладка моторного корпуса. Начато строительство жилого корпуса для профессорско-преподавательского состава (апрель).

Открыт дом отдыха «Авиетка» в Гаграх (1 мая).

Сооружена временная моторная лаборатория, в которой начались занятия по авиационным двигателям (июль).

С сентября МАИ перешел от бригадно-лабораторного метода обучения к существующему до настоящего времени лекционному с индивидуальной оценкой знаний. Установлен пятилетний срок обучения, введены зачетные и экзаменационные сессии. С целью четкого определения профиля подготавливаемых специалистов пересмотрены все учебные планы и программы, расширено время для самостоятельной работы студентов старших курсов.

Создан учебно-летный отряд для проведения обязательной летной практики студентов.

На самолетостроительном факультете введена специальность «Вооружение и оборудование самолетов» и с 1 октября организована соответствующая кафедра под руководством Е. В. Агокаса.

С 15 сентября инженерно-экономический факультет ВАИ выделен в самостоятельный Московский авиационный инженерно-экономический институт — МАИЭИ (директор М. М. Шахназаров).

Решением ЦКК РКИ от 22 сентября дирижаблестроительный факультет МАИ выделен в самостоятельную единицу как высшее учебное заведение Дирижаблестроя и переведен в Тушино.

Постановлением Высшей аттестационной комиссии группе преподавателей МАИ: Н. С. Аржаникову, Г. Г. Баранову, Н. В. Гевелингу, Б. М. Земскому, Е. Б. Лунцу, П. Н. Львову, С. А. Синицыну, А. Н. Туполеву, А. М. Черемухину — присвоены звания профессоров.





Начальником МАИ назначен (февраль) Б. Я. Бурак.

МАИЭИ введен (10 марта) в состав МАИ, и на его базе организован инженерно-экономический факультет.

Сдан в эксплуатацию (май) первый учебно-административный корпус МАИ на развилке Ленинградского и Волоколамского шоссе (в настоящее время — корпус № 3).

Во вновь введенном здании выделена площадь для размещения размещения библиотеки МАИ (1078 кв. м).

Организована (июль) и в начале 1933/34 учебного года открыта физическая лаборатория. До этого момента институт такую лабораторию арендовал.

Организовано КБ-1 по самолетостроению под руководством Д. П. Григоровича и П. Д. Грушина, в том же году переименованное в ОКБ-1.

Приказом дирекции установлены четыре формы оценок знаний студентов: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».





Произведен первый выпуск инженеров, подготовленных без отрыва от производства.

Начался прием молодежи после окончания средней школы (ранее контингент студентов комплектовался за счет молодежи с производства).

Впервые начала работать Государственная квалификационная комиссия, на заседаниях которой производились защиты дипломных проектов и присвоение звания инженеров-механиков.

МАИ разрешен прием к защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора технических наук по специальностям: расчет и конструкции самолетов и авиадвигателей; прикладная аэродинамика; технология самолето- и моторостроения; авиационное материаловедение.

Организовано КБ по проектированию и строительству судов на воздушной подушке под руководством профессора В. И. Левкова.

Завершены строительство, оборудование и организация работы учебно-производственных мастерских (УПМ) института (впоследствии — часть корпуса № 1).

Начал работать аэроклуб МАИ с летной, парашютной, планерной секциями и секцией оборонного изобретательства.

18 мая на учебном аэродроме МАИ в гор. Химки состоялся первый в истории института авиационный праздник, посвященный началу работы летного отряда института. В рамках праздника прошел парад личного состава отряда, а также курсантов летной, планерной и парашютной школ аэроклуба, показательные полеты, прыжки парашютистов, «катанье» на самолетах, массовые гулянья.

Планер МАИ-3 принял участие в Х Всесоюзном слете планеристов.

Проведены летные испытания построенного в УПМ МАИ самолета «Сталь-МАИ», созданного в ОКБ-1 под руководством Д. П. Григоровича и П.Д. Грушина. Этот самолет стал первым в истории МАИ самолетом, доведенным до летных испытаний. Создан первый в мире самолет из магниевого сплава «ЭМАИ-I-34». Строительство самолета было осуществлено в УПМ МАИ. В период с 15 февраля по 6 марта в МАИ прошла первая зимняя спартакиада.

В июне спортсмены МАИ выиграли первенство вузов Москвы по волейболу.





Директором МАИ назначен (январь) Н. С. Зайдель.

7 февраля в Колонном зале Дома Союзов состоялся торжественный вечер, посвященный первому выпуску из МАИ авиаинженеров, прошедших полный курс обучения.

Сдана в эксплуатацию (17 марта) четырехэтажная часть моторного корпуса. Институт получил 4500 кв. м новой учебной площади (это 25 % площади аудиторного фонда). Ввод моторного корпуса впервые позволил перейти к закреплению аудиторного фонда за факультетами.

Открыт клуб МАИ (июнь).

Созданы факультет вооружения и общетехнический факультет. К концу года в структуре МАИ было 6 факультетов: самолетостроительный, авиационного моторостроения, вооружения самолетов, инженерно-экономический, безотрывного обучения и общетехнический.

Моторная лаборатория и учебно-производственные мастерские освоили производство гидротормозов, разработанных в МАИ под руководством Л. Б. Евангулова.

Постановлением Президиума ЦИК СССР от 16 декабря институту присвоено имя Серго Орджоникидзе.

Начались испытания экспериментального аппарата на воздушной подушке Л-1, созданного в МАИ под руководством профессора В. И. Левкова и построенного в УПМ МАИ.

В аэроклубе МАИ подготовлено 262 парашютиста из числа студентов, организована авиамодельная секция. Учитывая большой интерес к авиационному делу в других вузах столицы, ГУУЗ НКТП своим приказом преобразовал аэроклуб МАИ в общемосковский студенческий аэроклуб с обеспечением его необходимой материальной частью.

Студентка МАИ  М. Барцева участвовала в установлении мирового рекорда в групповом прыжке с парашютом без кислородного прибора с высоты 7035 м.





Директором МАИ назначен (октябрь) профессор В. Ф. Бобров.

Начала работать школа по повышению грамотности сотрудников института и взрослых членов их семей.

Успешно проведены первые летные испытания легкого самолета «Октябренок», разработанного студентами-старшекурсниками под руководством П. Д. Грушина и построенного в УПМ МАИ. На самолете был установлен двигатель, созданный в СКБ-2 МАИ.

При электротехнической лаборатории, руководимой С. А. Синицыным, открыты экспериментально-производственные мастерские по производству электрических магнето, ранее ввозившихся из-за границы.

Создан филиал добровольного студенческого спортивного общества при МАИ.





Директором института назначен (август) С. И. Беляйкин.

Введены единые студенческие билеты и зачетные книжки.

Введены персональные стипендии им. Н. Е. Жуковского и Г. К. Орджоникидзе.

Начались летные испытания созданного в ОКБ-1 самолета-штурмовика МАИ-3 (главный конструктор П. Д. Грушин), вооруженного пятью пулеметами и способного нести до 500 кг бомб. В процессе испытаний самолет показал максимальную скорость 488 км/ч.

На Балтийском море начались испытания аппарата на воздушной подушке Л-5 (конструкции профессора В. И. Левкова), в процессе которых была достигнута скорость 131 км/ч. Несколько серийных Л-5 были введены в состав дивизиона торпедных катеров Балтийского флота.

Учебно-производственные мастерские преобразованы в самостоятельную организацию с правом юридического лица. Утвержден устав мастерских. В состав УПМ вошли технологическая и электротехническая лаборатории, столярная мастерская и автобаза.

В июне введена в строй еще одна часть технологического корпуса, в которой разместились лаборатории авиационных материалов, прочности, конструкции самолетов, измерительно-инструментальная, химическая и коррозионная, металлографическая и рентгеновская, учебные кабинеты общей технологии, пластмасс, авиационных материалов и древесины, а также аудитории для занятий (впоследствии они вошли в состав корпуса № 1).

В соответствии с распоряжением ГУУЗ НКОП ликвидирован общетехнический факультет (как и во всех вузах).

В августе в лаборатории испытаний конструкций самолетов (ЛИКС) введен в строй зал динамических испытаний.

Создана единая фотокинолаборатория МАИ.

15 октября образован центральный архив МАИ.

Организован спортивно-стрелковый клуб.





Директором МАИ назначен (август) М. Ф. Семичастнов, который руководил институтом до осени 1943 года (с октября 1941 г. — в Алма-Ате).

Прошло 1-е Всесоюзное совещание работников высшей школы, в котором приняли участие представители МАИ.

Введен (ноябрь) обязательный зачет по физкультуре с занесением результатов в зачетную книжку (два раза в год).

В составе учебной части института создан методический кабинет.

Организован библиотечный совет института.

Создан отдел главного механика (октябрь).

Студент 1-го курса МАИ  В. Смыслов стал победителем шахматного чемпионата Москвы и самым молодым шахматным мастером в СССР.





20 марта в МАИ состоялось совещание выпускников МАИ, работающих в авиапромышленности, с целью выявления запросов промышленности по совершенствованию содержания учебного процесса.

В связи с успешным окончанием 1938/39 учебного года директору и всему профессорско-преподавательскому составу института объявлена благодарность народного комиссара авиационной промышленности СССР  М. М. Кагановича (приказ по НКАП № 193 от 26.07.1939).

Организовано ОКБ-2 по проектированию высотного поршневого двигателя М-250 мощностью 2300 л.с. под руководством Г. С. Скубачевского. Это КБ положило начало Рыбинскому конструкторскому бюро моторостроения (РКБМ). Для постройки двигателя М-250 оно в 1940 году было переведено в г. Воронеж на завод № 16, с октября 1941 года находилось в эвакуации в г. Уфе (ОКБ-250), а с октября 1943 года — в г. Рыбинске (ОКБ-36, с 1956 — РКБМ).

Организовано ОКБ-3 по вертолетостроению, в котором под руководством Б. Н. Юрьева и И. П.Братухина были выполнены теоретические и экспериментальные работы по проектированию первых советских вертолетов.

В ОКБ-1 под руководством П. Д. Грушина спроектирован и построен в УПМ МАИ ско-ростной самолет ББ-1.

Сдан в эксплуатацию корпус аэродинамической лаборатории (№ 4).

Организован центральный отдел снабжения института (март).

При МАИ создана авиационно-техническая школа, включающая авиатехнические секции, спортивно-тренировочные группы и группы первоначальной подготовки.

К 1940 году библиотека МАИ располагала фондом, содержавшим более 180000 томов отечественной и зарубежной литературы.





Организован факультет «Приборостроение и авиационное оборудование».

Образовано заочное отделение по специальностям «Самолетостроение» и «Моторостроение» со сроком обучения 6 лет и 6 месяцев.

Произведен первый лагерный сбор авиатехнической школы с целью дать студентам первых двух курсов практические знания по конструкции самолета, мотора, приборов и их эксплуатации.

Завершена постройка корпуса № 5 (без актового зала).

Открыты платные курсы по подготовке на вечернее отделение института преимущественно для работников заводов НКАП (заведующий курсами А. Г. Гольбер).

Созданный в ОКБ-2 МАИ высотный двигатель М-250 был рекомендован к производству.

12 октября в Центральном театре Красной Армии состоялось торжественное заседание, посвященное 10-летию МАИ.

14 октября начала работу юбилейная научно-техническая конференция кафедр МАИ. В работе 8 секций, где были представлены 62 доклада, приняли участие ведущие ученые института.

Профессор Н. Н. Поликарпов удостоен звания Героя Социалистического Труда.

Почетное звание «Заслуженный деятель науки и техники РСФСР» присвоено профессорам Н. В. Гевелингу, А. Н. Журавченко и Б. Н. Юрьеву.

Профессору Г. Н. Абрамовичу присуждена премия имени Н. Е. Жуковского.

В ознаменование десятилетия МАИ 14 июля стартовал мотопробег студентов института по маршруту Москва-Калинин-Ленинград-Выборг-Москва общей протяженностью 1436 км. Мотопробег организован общественными организациями института и проводился силами мотошколы МАИ.

Студент В. Смыслов стал вице-чемпионом СССР по шахматам и получил звание гроссмейстера.

Выпускница МАИ  Е. Н. Владимирская совершила тысячный прыжок с парашютом, ею установлено шесть всесоюзных и несколько мировых рекордов.

Студент четвертого курса самолетостроительного факультета мастер горнолыжного спорта Р. А. Беляков (будущий генеральный конструктор самолетов) стал чемпионом СССР по скоростному спуску с гор на лыжах.




К своему 10-летнему юбилею МАИ имел 38 кафедр, 22 лаборатории, 24 учебных каби-нета, учебно-производственные мастерские, учебно-летный отряд.
Институт вступил во второе десятилетие своей жизни, готовя на пяти дневных факультетах инженеров-механиков по специальностям: моторостроение, самолетостроение, вооружение самолетов, электро-, радио и аэронавигационное оборудование самолетов, организация и планирование авиационного производства.
За десять лет институт подготовил 3203 инженера для различных отраслей авиапромышленности.

Таким образом, к 1940 году МАИ сложился как ведущий научный и учебный центр по подготовке специалистов широкого профиля для авиационной науки и производства.