Предисловие

В 2010 году Московскому авиационному институту исполнится 80 лет. К этому моменту из стен МАИ выйдет примерно 140 тыс. выпускников, более восьмидесяти поколений молодых инженеров авиационных и ракетно-космических специальностей.

Высшей оценкой работы любого вуза являются достижения его выпускников. В этом плане МАИ есть, чем гордиться. Во все периоды жизни страны выпускники МАИ занимали и занимают достойное место среди создателей передовой техники.

В 20-30 годы XX века создавалась, совершенно заново, отечественная авиационная наука и промышленность, поднимались в воздух первые отечественные самолеты, были осуществлены запуски первых образцов отечественных ракет. В этот период на самолетах нашей страны было установлено много мировых рекордов скорости, высоты, дальности полета и грузоподъемности. Самолеты спасли экипаж и пассажиров затонувшего во льдах Арктики парохода Челюскин. Осуществлены беспосадочные перелеты через Северный полюс в Америку. На Северный полюс доставлена первая в мире долговременная научная экспедиция. Самолеты нашей страны достойно боролись с лучшей фашистской авиацией в небе Испании, во время отражения японской агрессии на Халхин-Голе и оз. Хасан. Были созданы новые типы самолетов, которым предстояло сразиться и победить в предстоящей Великой Отечественной войне. И все это осуществлялось при непосредственном участии выпускников МАИ — известных и еще в большей степени неизвестных — тысяч рядовых тружеников ОКБ и производства. Уже в эти годы стали известны имена ряда выпускников МАИ, создателей новой техники: Ю. А. Победоносцева (одного из создателей знаменитой «Катюши), П. Д. Грушина (главного конструктора ряда оригинальных самолетов), Б. Н. Юрьева (выпускник МВТУ) и И.П. Братухина (разработчиков первых отечественных вертолетов), М. Р. Бисновата (в предвоенные годы — член научно-технического совета ЦАГИ, создателя нескольких типов авиатехники) и др.

Началась Великая Отечественная война. Тысячи выпускников МАИ добровольцами ушли на фронт. Многие тысячи продолжали трудиться в тылу, принимали непосредственное участие в создании и производстве боевой авиационной техники. В каждом из 125 тыс. самолетов, направленных на фронт предприятиями авиационной промышленности, есть вклад выпускников МАИ.

В первые послевоенные годы выпускники МАИ стали непосредственными участниками процесса перехода отечественной авиации на реактивную технику. Именно в этот период началась творческая деятельность В. П. Мишина (будущий академик, 1-й заместитель, а затем и преемник С. П. Королева); летчик-испытатель А. Гринчик осуществил испытания первого отечественного реактивного истребителя МиГ-9; поднялись в воздух первые в нашей стране серийнопригодные вертолеты И. П. Братухина (участвовали в ряде воздушных парадов в Тушино). В 1945/46 учебном году в МАИ создана стратосферная секция, в которой в разные годы занимались изучением вопросов полета в космос будущие академики М. Ф. Решетнев и О.Н. Фаворский, будущие инициаторы создания первого искусственного спутника Земли  О. В. Гурко, И. К. Бажинов, Г. Ю. Максимов, крупные в будущем специалисты в области ракетно-космической техники В. К. Карраск, А. К. Платонов, Д. А. Полухин и др.

Значимость выпускников МАИ в сегодняшние дни можно оценить по образцам техники, которая и сейчас стоит на страже мирной жизни нашей страны. Признаны лучшими в мире самолеты-истребители МиГ-29 и МиГ-31 академика Р. А. Белякова. На боевом дежурстве — самые мощные в мире стратегические ракеты академика М. К. Янгеля. Несут свою многодневную вахту атомные подводные лодки с ракетами академика В. П. Макеева. Нет равных в мире мобильным ракетным комплексам стратегического назначения академиков А. Д. Надирадзе и Ю.С. Соломонова. Небо страны надежно охраняют зенитные ракетные комплексы С-300П академиков Б. В. Бункина и П.Д. Грушина. Боевые самолеты-истребители вооружены высокоэффективными авиационными ракетами Г. А. Соколовского. Не имеют аналогов в мире противокорабельные сверхзвуковые ракеты «Москит» И. С. Селезнева. Осуществляют повседневный космический полет многочисленные автоматические спутники Земли (в том числе серии «Глонасс») академика М. Ф. Решетнева. Не имеют аналогов вертолеты Ми-26 и Ми-28 академика М. Н. Тищенко. Круглосуточно стоят на охране московского неба РЛС дальнего наблюдения «Дарьял» В. М. Иванцова, многофункциональные РЛС «Дон-2Н» и «Воронеж» В. К. Слоки. В гражданской авиации уже много лет несут свою службу самолеты Ил-76 (одновременно в военно-транспортной авиации и авиации МЧС), Ил-86 и Ил-96 академика Г. В. Новожилова. Современные боевые самолеты и вертолеты, пилотируемые космические аппараты оснащены уникальными системами жизнеобеспечения и аварийного спасения академика Г. И. Северина и многое другое (более подробно см. стр. 21-18).

И сегодня большинство самых известных коллективов авиационной и ракетно-космической науки и техники возглавляют выпускники МАИ: «Туполев» — И. С. Шевчук; «Сухой» — член-корреспондент РАН  М. А. Погосян; «Инженерный центр МиГ» — В. И. Барковский; «Мясищев» — Л. А. Соколов; корпорация «Тактическое ракетное вооружение» — Б. В. Обносов, «Камов» — член-корреспондент РАН  С. В. Михеев, Московский институт теплотехники (родина «Тополей») — академик РАН  Ю. С. Соломонов, «Яковлев» — 1-й заместитель генерального директора — генерального конструктора, технический директор Н. Н. Долженков, РИЦ им. М.В. Келдыша — академик А. С. Коротеев; ЦАГИ (до 2008 г.) — В. Г. Дмитриев и многие другие.

Всего в 385 научных и проектно-конструкторских организаций Роскосмоса и Минпрома выпускники МАИ в настоящее время занимают более 20 должностей генеральных и главных конструкторов, более 50 — генеральных директоров и директоров, около 70 — первых заместителей руководителей.

Среди выпускников МАИ 43 академика и члена-корреспондента Академии наук СССР и Российской академии наук.

Двадцать космонавтов-выпускников МАИ отработали на пилотируемых кораблях и станциях более 12 лет. В том числе более 11 суток — в открытом космосе. Шестеро из них совершили свои полеты после 2000-го года. В. Н. Кубасов и Н.М. Бударин побывали в космосе по три, а Ю.В. Усачев — четыре раза.

39 заслуженных летчиков-испытателей и Героев Советского Союза или России (Героев России 13) выпускники МАИ. Каждый из них — легенда.

Но не только учеными и специалистами славен МАИ. Из его стен вышли известные государственные и общественно-политические деятели, дипломаты, популярные работни-ки искусства, выдающиеся спортсмены.

11 выпускников МАИ — депутаты Государственной Думы РФ и члены Совета Феде-рации РФ.

Выпускники МАИ успешно адаптировались и в современных экономических условиях. Среди первых руководителей различных структур современной экономики более 90 выпускников института.

Рассказать подробно обо всех, даже выдающихся выпускниках МАИ, задача весьма трудная. О многих из них даже и сейчас в открытой печати не принято говорить в связи с особенностями их работы. Тем более это обстоятельство было совершенно непреодолимо в прежние времена. Некоторых выпускников жизненные обстоятельства или призвание заставили круто изменить полученную профессию, что также затрудняет найти их исход-ную позицию в прошлые и настоящие годы.

Авторы предлагают читателю некоторые, конечно далеко не полные, сведения о выпускниках института, заранее извиняясь перед теми, кого не удалось упомянуть персонально. Основные сведения взяты из книги авторов «Московский авиационный институт. Документы. Цифры. Факты» (2005 г.) и дополнены полученными в последующие годы данными.

Однако даже в таком виде приведенные сведения позволяют судить о значительном вкладе выпускников Московского авиационного института и коллектива, их воспитавшего, в дело создания и развития авиационной и ракетно-космической науки и техники.