Как выпускник МАИ превратил свой бизнес в мирового лидера IT-маркетинга
Выпускник института № 4 «Радиоэлектроника, инфокоммуникации и информационная безопасность» МАИ Дмитрий Степаненко является основателем российского стартапа Hot-WiFi — производителя программного обеспечения для автоматизации маркетинговых бизнес-задач. Идея создать свой бизнес в сфере высоких технологий посетила маёвца на пятом курсе университета. Новорожденный стартап буквально рос на глазах, преобразившись в гиганта технологического рекламного рынка. Сейчас партнёрская сеть компании насчитывает 16 стран: Россию, Англию, Канаду, Испанию, Турцию, Таиланд и другие. 10 февраля в этот список вошла Америка, благодаря чему компания стала мировым лидером среди международных конкурентов по количеству регионов присутствия.
Дмитрий рассказал пресс-службе МАИ о своём профессиональном пути и том, как МАИ помог ему реализовать себя в качестве предпринимателя, а также дал несколько советов студентам, мечтающим создать своё дело.
Почему вы решили учиться в МАИ?
Я увлекался всем, что связано с IT. Ещё за два года до поступления меня заинтересовала специальность «Комплексная защита объектов информатизации» в МАИ. Я сходил на день открытых дверей, послушал преподавателей, прочувствовал атмосферу института и решил остановиться на нём.
Как вы открыли в себе интерес к предпринимательству?
Я всегда уверенно отвечал на вопрос «Кем ты хочешь стать?» — «Предпринимателем!». Не могу ответить, что именно сформировало во мне это желание, не помню своих размышлений по этому поводу. Скорее, это связано с тем, что я творческий человек. Мне нравится каждый день решать новые задачи, что-то изобретать. Нравится свобода принятия решений, нравится коммуницировать с интересными людьми. Предпринимательство всё это соединяет в себе.
Какую роль сыграл МАИ в вашем становлении как профессионала и достижении успеха на предпринимательском рынке? Помогли ли и помогают ли вам полученные в вузе знания?
Специальность, которую я выбрал, точно помогла мне в предпринимательстве. Комплексная защита объектов информатизации даёт специалистам понимание того, как устроены разные области хозяйственной деятельности компаний. Я понимаю, о чём говорят и разработчики, и юристы, и инженеры, и проектировщики. Это очень помогает организовывать рабочие процессы.
Изначально ваша команда состояла из маёвцев? Как вы собирали команду?
Первая команда наполовину состояла из студентов МАИ — специалистов с разных курсов и специальностей. Мне нужна была команда с инженерными знаниями, и через социальные сети университета я быстро находил нужных людей. Сейчас в моей команде есть несколько выпускников МАИ. Один уже больше пяти лет работает с нами.
Наши двери открыты для студентов и выпускников МАИ. Мы активно растем, и у нас всегда много вакансий.
Можете подробнее рассказать, каким набором функционала Hot-WiFi сегодня помогает бизнесу?
За 8 лет работы нашей компании рынок сильно изменился, появилось множество различных технологий работы с данными и инструментов для бизнеса. Всё больше компаний зависят от онлайн-привлечения клиентов. Для многих это единственный канал продаж. Узкой нишей для онлайн-продаж являются данные. С их помощью можно узнать, кому показывать рекламу, как часто, кто клиент, какие у него интересы и так далее.
Мы помогаем решать проблему сбора нужных данных о клиентах. Гостевые WiFi-сети собирают информацию о подключившихся людях. Большая клиентская база не нужна, сейчас хорошо работают инструменты look-alike. Собрав всего 1000 контактов, с помощью этого алгоритма можно запустить рекламу на похожую аудиторию в социальных сетях.
WiFi-Радары собирают информацию в радиусе 70 метров о включённых мобильных устройствах. Благодаря интеграции с рекламными площадками мы даём нашим клиентам возможность настройки рекламы на собранные аудитории. Всё делается в рамках законодательства, мы не собираем персональные данные. Однако часто мы сталкиваемся с неоднозначным отношением к нашим технологиям. Некоторым кажется, что показ таргетированной рекламы нарушает их частную жизнь.
Недавно я посмотрел интервью известного предпринимателя Юрия Миллера для The Bell. Его точка зрения оказалась мне очень близка. Таргетированная реклама — одно из достижений человечества. Если бы, заходя в интернет, мы видели абсолютно нецелевую для нас рекламу, нам было бы гораздо менее комфортно находиться в сети. А мы помогаем и бизнесу, и клиентам. Пользователь видит только то, что органично его запросу. А бизнес может дотянуться до нужной аудитории, сэкономить на рекламном бюджете и не закладывать в себестоимость товара раздутые средства на маркетинг.
Что послужило причиной стремительного роста Hot-WiFi?
Мы вышли на коммодити рынок, сделали на нём небольшой сдвиг и получили голубой океан. Поясню для тех, кто не очень знаком с термином. Стратегия голубого океана предполагает отказ от борьбы за спрос на существующем рынке и создание нового.
В целом этой стратегии можно придерживаться для того, чтобы «формировать голубые океаны». Есть что-то привычное для всех. Например, возьмём обычный цирк. Убираем оттуда животных, меняем концепцию и получаем Cirque du Soleil — абсолютно новый формат, непохожий на то, что было раньше. При этом с подтверждённым спросом на рынке, и таких примеров множество. Сейчас мы работаем в 14-ти странах через партнёров-дистрибьюторов, а в ОАЭ и США выходим самостоятельно.
В феврале этого года вы объявили о выходе на рынок США. Какие видите трудности в его освоении?
Основная трудность — найти местного «партнёра-проводника», который вместе с нами будет развивать продукт на новом рынке. В любой нише нужен предприниматель, который будет находиться внутри процессов. Это позволяет минимизировать тактические ошибки, правильно выстроить маркетинговую стратегию и работу с местной командой. Мы долго думали над выходом в США, так как не могли найти подходящего партнёра. Но сейчас мы на этапе технического запуска продукта, скоро будем переходить к активным продажам. До конца года планируем подписать 100-го клиента на рынке США.
Что бы вы посоветовали студентам МАИ, которые видят себя в предпринимательстве?
Если бы я давал совет себе — студенту, я бы сказал:
Стань ассистентом предпринимателя, чьи достижения вдохновляют. Работая близко к нему, я бы получал колоссальный опыт, а у предпринимателя был бы максимально мотивированный ассистент.
Уделяй больше времени различному спорту, музыке, постоянно изучай что-то новое, расширяй кругозор и получай полезные навыки.
Больше задумывайся не над тем, что нужно делать, а над тем, что нужно перестать делать для достижения нужной цели.