Жизнь после восьмого института: маёвец о карьерном треке внутри IT

Жизнь после восьмого института: маёвец о карьерном треке внутри IT
<p>
     Рынок IT в России продолжает расти уверенными темпами. Какие перспективы у студентов IT-направлений Московского авиационного института и что ждёт выпускников института № 8 «Информационные технологии и прикладная математика» — рассказывает Вадим Кондаратцев, руководитель магистерской программы кафедры 806 «Вычислительная математика и программирование», R&D-инженер компании Phygitalism и победитель грантовой программы «УМНИК» 2022 года.
</p>
<p>
<b>Вы окончили институт № 8. Расскажите об учёбе в МАИ.</b>
</p>
<p>
     Учиться, безусловно, было сложно, и не мне одному. В институте № 8 «Информационные технологии и прикладная математика» достаточно высокий уровень преподавания, ведения проектов и не только, но с объёмом программирования помогала справляться дружеская атмосфера в МАИ среди студентов.
</p>
<p>
     Сейчас я сам преподаю в вузе машинное обучение, пишу программы и вижу, что за последние 4 года уровень преподавания в этой области стал выше, а количество выполняемых университетом проектов, связанных с машинным обучением и искусственным интеллектом, увеличилось. Нам, безусловно, ещё есть куда стремиться, но прогресс впечатляет и радует. Мы уже имеем магистерские программы, школу матмоделирования, специализированные лаборатории и опыт участия в реальных проектах.
</p>
<p>
     Если тенденция будет сохраняться, а ещё лучше — ускоряться, то уже в течение трёх лет мы выйдем на передовой уровень по России. А потом посмотрим.
</p>
<p>
<b>Как сложилась ваша карьера после окончания бакалавриата? С чем вы работаете?</b>
</p>
<p>
     Сначала после выпуска я собирался заниматься наукой, но ближе к окончанию университета меня увлекли практические задачи, связанные с программированием, искусственным интеллектом, компьютерной графикой. Изначально я трудоустроился в одну из госструктур, а после попал в российскую IT-компанию Phygitalism, где работаю R&D-инженером уже шесть лет.
</p>
<p>
     Я занимаюсь разработкой в области дополненной реальности и искусственного интеллекта, помогаю переводить передовые научные идеи из области абстрактных в практику применения на реальных продуктах, занимаюсь вопросами машинного обучения и компьютерного зрения. В мои обязанности также входят изучение научных статей, SOTA-алгоритмов из статей в код, эксперименты с данными, разработка архитектуры и hardware-решений, переговоры с клиентами, ведение мероприятий, а также подготовка лекций и технологических консалтингов.
</p>
<p>
<b>Совпали ли ожидания от профессии с реальностью?</b>
</p>
<p>
     До погружения в профессию я считал, что айтишники не всегда глубоко уходят в математику, но на самом деле правильные айтишники, с которыми я работаю, и которым, надеюсь, я являюсь, достаточно часто используют все свои фундаментальные математические знания в повседневности.
</p>
<p>
     В IT, помимо денежной мотивации, меня всегда привлекало наличие разных систем управления внутри компании: это могут быть холакратии, бирюзовые организации, плоская инфраструктура и другие. Я считаю, это передовой опыт.
</p>
<p>
<b>Какие знания и навыки, полученные в вузе, оказались особенно полезны в профессии? Чем не стоит пренебрегать во время обучения?</b>
</p>
<p>
     Первое — фундаментальные науки, которые, разумеется, точно пригодятся в работе. Математика и информатика в большом объёме и очень качественно преподаются в университете. Если разобраться в этих дисциплинах, то в будущем будет проще понимать индустриальные новинки, их внутреннее устройство, а также изобретать и конструировать их самому.
</p>
<p>
     Вторая группа — soft skills, а именно командная работа и её особенности. Допустим, студенты пишут лабораторки, списывают друг у друга и пытаются вместе разбираться — это навык чтения кода друг друга. Кроме того, это способность успеть к дедлайну, сидя за работой по компьютерной графике до 5 утра, умение общаться с заказчиком, навык самообучения. И, конечно, усидчивость: в МАИ студенты, которые доучиваются до диплома, тем более до второго, до третьего — это люди очень мотивированные, целеустремлённые и умеющие сосредотачиваться.
</p>
<p>
<b>Как вы оцениваете перспективы IT в 2022 году?</b>
</p>
<p>
     В целом здесь нечего оценивать — очевидно, IT переживает эпоху технологического ренессанса. Количество публикаций, новых открытых лабораторий, внедрений, а также рост зарплат — это абсолютно объективные показатели. Хотя сейчас делать какие-либо прогнозы сложно в связи с быстро меняющейся обстановкой.
</p>
<p>
     Абсолютно точно надо ждать ускорения процесса создания собственного железа из-за глобального дефицита, но ещё не ясно, насколько качественным получится импортозамещение. Кроме того, однозначно будет разрыв контактов с внешними крупными IT-компаниями и приток кадров в госструктуры по IT-сектору.
</p>
<p>
<b>В середине марта вы стали обладателем гранта программы «УМНИК». С чем вы выступали?</b>
</p>
<p>
     Я подавался с проектом разработки нейросетевых 3D ML конвейеров для решения задач промышленности — в первую очередь, в сфере авиации. Работа связана с темой моей кандидатской диссертации и направлена на развитие новых подходов для анализа и предсказания поведения «геометрических» структур.
</p>
<p>
     Главная задача моего проекта — создать универсальный конвейер 3D-представлений объектов разной природы и разработать алгоритм распределения синтетических датасетов к распределению реальных датасетов. Это позволит исследователям быстрее получать качественные наборы данных, пригодные для практического использования.
</p>
<p>
<b>Какие у вас планы на карьеру?</b>
</p>
<p>
     Я начинал работать как академический исследователь, потом ушёл в программирование, а в последнее время делаю акцент на MLOps и 3D-моделировании. Дальнейшие планы на карьеру разные: с точки зрения МАИ — защитить кандидатскую диссертацию и поставить на ноги лабораторию по виртуальной и дополненной реальности и искусственному интеллекту. С точки зрения моего личного карьерного трека внутри IT — разработать собственную библиотеку в области 3D ML.
</p>