Положение о внутрифирменной программе экспортного контроля Московского авиационного института (государственного технического университета)


1. Настоящее положение разработано в обеспечение выполнения требований статьи 16 Федерального закона от 18 июля 1999 г. № 183-ФЗ «Об экспортном контроле».

2. Под внутрифирменной программой экспортного контроля института понимается комплекс мер, обеспечивающих неукоснительное соблюдение законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля при подготовке, заключении и реализации внешнеэкономических (международных) договоров и соглашений института, передаче институтом иностранным лицам оборудования, материалов, технологий, научно-технической информации, результатов интеллектуальной деятельности, оказании институтом услуг (в т.ч. образовательных и научно-технических) иностранным лицам.

3. Основным механизмом внутрифирменной программы экспортного контроля института является принятие решений в области международной деятельности института исключительно на основе результатов внутренних упреждающих проверок соответствия каждого мероприятия международной деятельности института требованиям действующего законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля.

4. Целью указанных внутренних упреждающих проверок является воспрепятствование осуществлению институтом мероприятий международной деятельности, связанных с передачей институтом иностранным лицам оборудования, материалов, технологий, научно-технической информации, результатов интеллектуальной деятельности, оказанием институтом услуг иностранным лицам, в результате реализации которых может быть нанесен ущерб государственным интересам Российской Федерации либо нарушены ее международные обязательства в области нераспространения оружия массового уничтожения, ракетных средств его доставки, вооружения и военной техники.

В случаях, установленных законодательством Российской Федерации в области экспортного контроля и/или распорядительными документами института, решение об осуществлении мероприятия международной деятельности института принимается только на основании лицензии или разрешения, выдаваемых Федеральной службой по техническому и экспортному контролю.

5. Наличие внутрифирменной программы экспортного контроля института не освобождает институт, должностных лиц и работников института от уголовной, гражданско-правовой и иной ответственности в случае нарушения ими требований законодательства Российской Федерации, однако эффективное функционирование внутрифирменной программы экспортного контроля института позволяет в значительной степени снизить риск подобных нарушений.

6. Распорядительными документами института устанавливаются и доводятся до сведения всех работников института, связанных с осуществлением мероприятий международной деятельности института, правила и процедуры, регламентирующие порядок осуществления экспортного контроля мероприятий международной деятельности института.

7. Основным органом института в области экспортного контроля является Комиссия экспортного контроля института, действующая под председательством ректора института.

Комиссия экспортного контроля института:

  • формирует единую, соответствующую государственной, политику института в области контроля за экспортом оборудования, материалов, технологий, научно-технической информации, результатов интеллектуальной деятельности, услуг;
  • принимает решения о соответствии проектов и результатов конкретных мероприятий международной деятельности требованиям экспортного контроля Российской Федерации и о возможности или невозможности осуществления этих мероприятий международной деятельности института исходя из их соответствия требованиям экспортного контроля Российской Федерации.

8. Решения о соответствии проектов и результатов конкретных мероприятий международной деятельности требованиям законодательства Российской Федерации в области государственной тайны принимаются ректором (проректором) института на основании заключения комиссии специалистов профильного факультета, согласованного с Постоянно действующей технической комиссией института.

9. Должностным лицом института, ответственным за реализацию внутрифирменной программы экспортного контроля института в целом, является проректор института по безопасности. Проректор института по безопасности вправе потребовать от иных должностных лиц института приостановления работ по мероприятиям международной деятельности института в случае возникновения любых обстоятельств, которые могут привести к нарушению законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля или к невыполнению ее международных обязательств. Проректор института по безопасности в процессе выполнения возложенных на него функций ответственного за реализацию внутрифирменной программы экспортного контроля института в целом взаимодействует с военным представительством Министерства обороны Российской Федерации, аккредитованным в институте.

Проректора института связанные с осуществлением мероприятий международной деятельности института, являются ответственными за реализацию внутрифирменной программы экспортного контроля института применительно к установленной им сфере ответственности.

Распределение обязанностей между должностными лицами института в рамках внутрифирменной программы экспортного контроля института устанавливается приказом ректора института.

10. Проректор института, связанный с осуществлением мероприятий международной деятельности института, в зависимости от объема работ в области международной деятельности института возлагает функции уполномоченного по экспортному контролю на конкретное подведомственное ему подразделение аппарата управления института или конкретных работников аппарата управления института.

11. Уполномоченные по экспортному контролю под руководством соответствующего проректора института обеспечивает выполнение следующих функций:

  • организационно-техническое и информационное обеспечение функционирования внутрифирменной программы экспортного контроля института в установленной для них сфере ответственности;
  • комплексная проверка (скрининг) мероприятий международной деятельности института;
  • обеспечение выполнения требований экспортного контроля при осуществлении деятельности, связанной с участием в международных выставках, конференциях, семинарах и т.п.;
  • обучение работников института по вопросам экспортного контроля;
  • подготовка и оформление документов, необходимых для получения в установленном порядке лицензий и разрешений, выдаваемых Федеральной службой по техническому и экспортному контролю;
  • ведение документации по экспортному контролю.

12. Права и обязанности подразделений, выполняющих функции уполномоченных по экспортному контролю, регламентируются положениями об этих подразделениях.

Права и обязанности работников, выполняющих функции уполномоченных по экспортному контролю, регламентируются должностными инструкциями этих работников. Для каждого работника, выполняющего функции уполномоченного по экспортному контролю, устанавливается дублер.

Схема и порядок взаимодействия уполномоченных по экспортному контролю с другими структурными подразделениями и работниками института в процессе выполнения их функций устанавливается распорядительными документами института.

13. Уполномоченные по экспортному контролю должны располагать полными текстами нормативных актов, регулирующих вопросы экспортного контроля, в их последней редакции. На уполномоченных по экспортному контролю возлагаются обязанности по доведению содержания действующих нормативных актов в области экспортного контроля до сведения всех работников, связанных с международной деятельностью института.

Работники, выполняющие функции уполномоченных по экспортному контролю, обязаны знать и соблюдать положения нормативных правовых актов по экспортному контролю, в том числе требования и ограничения, действующие в отношении экспортируемых оборудования, материалов, технологий, научно-технической информации, результатов интеллектуальной деятельности, услуг.

При проведении обучения работников института в области экспортного контроля содержание учебных программ разрабатывается с учетом и специфики деятельности института и обучаемого персонала.

14. В институте проводится процедура скрининга мероприятий международной деятельности института на предмет их соответствия требованиям экспортного контроля.

Скрининг мероприятий международной деятельности института включает в себя классификационную оценку (идентификацию) экспортируемых оборудования, материалов, технологий, научно-технической информации, результатов интеллектуальной деятельности, услуг и проверку ее конечного использования, и проверку конечного использования результатов мероприятий международной научно-технической деятельности института. Работники института, связанные с осуществлением мероприятий международной деятельности института, обязаны предоставлять (по запросу уполномоченных по экспортному контролю) всю необходимую для этого информацию, которой они располагают.

Классификационная оценка экспортируемых оборудования, материалов, технологий, научно-технической информации, результатов интеллектуальной деятельности, услуг выполняется с участием специалистов подразделений, знающих характеристики, параметры и особенности экспортируемых оборудования, материалов, технологий, научно-технической информации, результатов интеллектуальной деятельности, услуг. Результаты классификационной оценки (идентификации) экспортируемых оборудования, материалов, технологий, научно-технической информации, результатов интеллектуальной деятельности, услуг оформляются документально и утверждаются Комиссией экспортного контроля института в порядке, установленном положением об этой комиссии.

Проверке конечного использования подлежат экспортируемые оборудование, материалы, технологии, научно-техническая информация, результаты интеллектуальной деятельности, научно-технические услуги, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации установлен экспортный контроль, а также оборудование, материалы, технологии, научно-техническая информация, результаты интеллектуальной деятельности, научно-технические услуги, потенциально пригодные для использования при создании оружия массового уничтожения, ракетных средств его доставки, вооружения и военной техники.

Работники, осуществляющие скрининг мероприятий международной деятельности института, должны использовать рекомендованные Федеральной службой по техническому и экспортному контролю признаки («индикаторы») риска для оценки достоверности сведений о конечном использовании. При невозможности или затруднительности для института определить конечное использование результатов мероприятий международной научно-технической деятельности института, соответствующее мероприятие международной научно-технической деятельности института осуществляется только на основании лицензии или разрешения, выдаваемых Федеральной службой по техническому и экспортному контролю.

15. Для оборудования, материалов, технологий, научно-технической информации, результатов интеллектуальной деятельности, услуг, на экспорт которых в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получить лицензию или разрешение Федеральной службой по техническому и экспортному контролю, уполномоченный по экспортному контролю, на основании соответствующего решения Комиссии экспортного контроля института, подготавливает (согласно установленным правилам) заявление на выдачу лицензии или разрешения, а также всю необходимую сопроводительную документацию и направляет их в Федеральную службу по техническому и экспортному контролю.

Должностные лица института не вправе санкционировать передачу иностранному заказчику таких оборудования, материалов, технологий, научно-технической информации, результатов интеллектуальной деятельности, предоставление иностранному заказчику таких услуг, до тех пор, пока не будет получена лицензия либо разрешение на их экспорт.

Мероприятия международной деятельности института, осуществляемые на основании лицензии или разрешения, выданных Федеральной службой по техническому и экспортному контролю, совершаются в сроки и на условиях, указанных в лицензии или разрешении.

16. Работники института информируют уполномоченного по экспортному контролю о любых ставших им известными нарушениях законодательства Российской Федерации при осуществлении мероприятий международной деятельности института, а также обстоятельствах, которые могут привести к таким нарушениям. В случае если институту станет известно о том, что результаты мероприятий международной деятельности института используются в запрещенных целях или по любому иному несанкционированному назначению либо предпринята попытка таких действий, институт незамедлительно информирует об этом Федеральную службу по техническому и экспортному контролю и приостанавливает выполнение этого мероприятия.

17. Эффективность функционирования внутрифирменной программы экспортного контроля института подвергается регулярным проверкам.

Проверки эффективности функционирования внутрифирменной программы экспортного контроля института осуществляются:

  • проректорами института применительно к установленной им сфере ответственности;
  • проректором института по безопасности — также применительно к внутрифирменной программе экспортного контроля института в целом.

Распределение обязанностей в рамках внутрифирменной программы экспортного контроля института между должностными лицами института

Ректор института

Общее руководство организацией и осуществлением экспортного контроля в институте, в т.ч.:

  • издание распорядительных и утверждение организационно-методических документов, устанавливающих политику института в области экспортного контроля;
  • руководство работой Комиссии экспортного контроля института.

Направление (на основании решения Комиссии экспортного контроля института) в ФСТЭК России и ФСВТС России заявлений на получение лицензий и разрешений для осуществления мероприятий международной деятельности института.

Проректор института по учебной работе

Разработка и внесение предложений по формированию политики института в области экспортного контроля.

Обеспечение реализации политики института в области экспортного контроля применительно к установленной сфере ответственности (высшее профессиональное образование, повышение квалификации на основе индивидуальных образовательных программ), в т.ч.:

  • издание распорядительных и утверждение организационно-методических документов по реализации политики института в области экспортного контроля применительно к установленной сфере ответственности;
  • организация проведения контрольно-методической экспертизы документов международной деятельности института в установленной сфере ответственности;
  • утверждение (подписание), в пределах установленной компетенции, документов международной деятельности института в установленной сфере ответственности (за исключением документов, рассмотрение которых должно осуществляться на заседании Комиссии экспортного контроля института в соответствии с положением об этой комиссии).

Проректор института по научной работе

Разработка и внесение предложений по формированию политики института в области экспортного контроля.

Обеспечение реализации политики института в области экспортного контроля применительно к установленной сфере ответственности (научно-техническая деятельность, послевузовское профессиональное образование, научные стажировки), в т.ч.:

  • издание распорядительных и утверждение организационно-методических документов, реализующих политику института в области экспортного контроля применительно к установленной сфере ответственности;
  • организация проведения контрольно-методической экспертизы документов международной деятельности института в установленной сфере ответственности;
  • утверждение (подписание), в пределах установленной компетенции, документов международной деятельности института в установленной сфере ответственности (за исключением документов, рассмотрение которых должно осуществляться на заседании Комиссии экспортного контроля института в соответствии с положением об этой комиссии).

Проректор института по безопасности

Контроль и обеспечение реализации внутрифирменной программы экспортного контроля института в целом.

Разработка и внесение предложений по формированию политики института в области экспортного контроля.

Обеспечение реализации политики института в области экспортного контроля применительно к установленной сфере ответственности (организация международного сотрудничества, вопросы безопасности), в т.ч.:

  • издание распорядительных и утверждение организационно-методических документов по реализации политики института в области экспортного контроля применительно к установленной сфере ответственности;
  • утверждение (подписание), в пределах установленной компетенции, документов международной деятельности института в установленной сфере ответственности (за исключением документов, рассмотрение которых должно осуществляться на заседании Комиссии экспортного контроля института в соответствии с положением об этой комиссии).

Руководитель учебно-методического отдела (заместитель проректора по учебной работе)

Организация проведения контрольно-методической экспертизы документов международной деятельности института в сфере ответственности, установленной для проректора института по учебной работе.

Подготовка (на основании решения Комиссии экспортного контроля института) заявлений в ФСТЭК России и ФСВТС России на получение лицензий и разрешений для осуществления отдельных мероприятий международной деятельности института в области повышение квалификации на основе индивидуальных образовательных программ.

Представление в Управление международного сотрудничества института учебных планов и учебных рабочих программ, а также иных документов, необходимых для получения лицензий и разрешений ФСТЭК России и ФСВТС России на обучение иностранных граждан по программам высшего профессионального образования.

Заместитель проректора по научной работе

Организация проведения контрольно-методической экспертизы документов международной деятельности института в сфере ответственности, установленной для проректора института по научной работе.

Подготовка (на основании решения Комиссии экспортного контроля института) заявлений в ФСТЭК России и ФСВТС России на получение лицензий и разрешений для осуществления отдельных мероприятий международной деятельности института в сфере ответственности, установленной для проректора института по научной работе.

Начальник Управления международного сотрудничества

Подготовка (на основании решения Комиссии экспортного контроля института) заявлений в ФСТЭК России и ФСВТС России на получение лицензий и разрешений на обучение иностранных граждан по программам высшего профессионального образования.

Деканы факультетов

Обеспечение реализации на факультете политики института в области экспортного контроля, в т.ч.:

  • обеспечение представления в Учебно-методический отдел института, Научно-исследовательскую часть института, Управление международного сотрудничества института документов, связанных с экспортным контролем, и качества подготовки этих документов.

Заведующие кафедрами (руководители структурных подразделений)

Обеспечение выполнения на кафедре (в подразделении) установленных требований в области экспортного контроля, в т.ч.:

  • контроль соблюдения требований экспортного контроля при выполнении на кафедре (в подразделении) мероприятий международной деятельности института;
  • контроль соответствия экспортируемых оборудования, материалов, технологий, научно-технической информации, результатов интеллектуальной деятельности, услуг условиям заключенных институтом договоров и соглашений, требованиям полученных институтом лицензий или разрешений Федеральной службы по техническому и экспортному контролю.