Из истории высшего авиационного образования в России


Император Николай I утвердил Положение о Московском «Ремесленном учебном заведении для обучения в оном 300 питомцев Воспитательного дома». Создаются слесарная, токарная, медно- и оловолитейная, кузнечная и другие мастерские, мастерские по обучению крашению тканей, свечному и мыловаренному делу. Этим было положено начало будущему Московскому высшему техническому училищу. Первый выпуск мастеров состоялся в 1839 году.





В России действовало шесть высших технических учебных заведений, к началу ХХ века их было уже пятнадцать.





Утвержден Устав Императорского московского технического училища (ИМТУ), в первом параграфе которого было сказано: «Императорское московское техническое училище есть высшее учебное специальное заведение, имеющее главной целью образовывать механиков-строителей, инженеров-механиков и инженеров-технологов».





Начал преподавание в ИМТУ Н. Е. Жуковский. В 1878 году им была организована кафедра теоретической механики. Он работал в училище до 1921 года.

Участие ИМТУ во Всемирной политехнической выставке в Вене. Международное признание «русского метода обучения ремеслам».





Участие ИМТУ во Всемирной выставке в Филадельфии. Триумф русской системы преподавания, прежде всего — соединения высокого уровня теоретического образования с практическими знаниями.





При ИМТУ создано Политехническое общество.





Н. Е. Жуковский выступил в Политехническом обществе ИМТУ с докладом об аэростатах.





Начиная с весеннего семестра, Н. Е. Жуковский стал читать в Московском университете курс гидродинамики.





В кабинете прикладной механики Московского университета под руководством Н. Е. Жуковского начали проводиться экспериментальные исследования по различным вопросам воздухоплавания.





При Русском техническом обществе начала работать постоянная комиссия по техническому образованию. С 1889 года практиковался созыв съезда русских деятелей по техническому и профессиональному образованию. Вопросы технического образования широко обсуждались в периодических и научно-технических изданиях, а с 1892 года — в специальном журнале «Техническое образование».





Н. Е. Жуковский выступил в Политехническом обществе с докладом о теории летания.

Утверждено (6 июня) Положение об ИМТУ.





Утвержден (8 февраля) Устав ИМТУ, установлен пятилетний срок обучения.





Основан Томский технологический институт.





Основан Петербургский политехнический институт (ППИ).

В Московском университете под руководством Н. Е. Жуковского построена аэродинамическая труба.





Состоялся третий съезд российских деятелей по техническому и профессиональному образованию, одобривший принятие предметной системы обучения.





Под научным руководством Н. Е. Жуковского в Кучино создан аэродинамический институт — первое учреждение подобного рода в Европе.





Введение в ИМТУ «Временных правил», позволяющих выбирать ректора, его помощника, деканов; введение предметной системы и научно-технической специализации.





Основан Донской политехнический институт, в последующем — Новочеркасский политехнический институт.





Профессор  Н. Е. Жуковский прочитал (декабрь) лекцию по воздухоплаванию в Киевском политехническом институте.

В 1908-1909 годах во многих высших учебных заведениях страны (Петербург, Москва, Киев, Томск, Харьков, Новочеркасск и др.) были созданы воздухоплавательные кружки. Одними из первых такие кружки были созданы при Петербургском политехническом институте и ИМТУ. Организатором и научным руководителем кружка при ИМТУ был его почетный председатель профессор Н. Е. Жуковский. Основное содержание занятий составляло теоретическое и практическое изучение воздухоплавания.





При ИМТУ и Московском университете создано Общество содействия успехам опытных наук и их практическому применению.

На курсах по воздухоплаванию при кораблестроительном отделении Петербургского политехнического института (декан отделения профессор К. П. Боклевский) организована подготовка инженеров по воздухоплаванию. Это был необязательный полуторагодичный курс для желающих. В 1909-1910 годах на курсах обучалось 142 слушателя. В создании курсов, разработке планов преподавания и устройстве лабораторий большую роль сыграл Н. Е. Жуковский. Он специально приезжал в Петербург для участия в работе комиссии по устройству аэродинамической лаборатории и музея. В свою очередь, К. П. Боклевский неоднократно приезжал к Н. Е. Жуковскому на консультации. К 1912 году учебный план курсов предусматривал для каждого студента, оканчивающего курсы, кроме экзаменов, лабораторных работ, упражнений и отчета по летней практике на заводах, представление проектов аэростата, дирижабля, аэроплана, двигателя к спроектированному летательному аппарату, эллинга для дирижабля. Обучение на курсах завершалось выполнением дипломной работы.

На средства, вырученные от устроенной выставки, члены кружка ИМТУ основали аэродинамическую лабораторию (весна 1909 года).

В ИМТУ проф. Н. Е. Жуковским начато чтение курса «Воздухоплавание».

Опубликована статья Н. Е. Жуковского «К теории судов, приводимых в движение силой реакции вытекающей воды».





В аэродинамической лаборатории ИМТУ начаты широкие экспериментальные исследования.





К 1911-1912 годам авиация в России получила признание как новый вид вооружения. Началось формирование армейских авиационных отрядов. За 1911-1913 годы русскими заводами было построено более 300 самолетов (в основном иностранных типов), которые поступили на вооружение формируемых авиаотрядов. Это потребовало организации летных школ, на базе которых стали готовиться летные кадры. Для того чтобы дать летчикам необходимое теоретическое образование, при Петербургском политехническом институте и несколько позднее при Московском техническом училище были организованы теоретические курсы авиации.

При ППИ начали работать теоретические курсы для офицеров отдела воздушного флота военного министерства. В учебном отношении курсы находились в ведении института. Заведование курсами было возложено на профессора К. П. Боклевского. Расходы на организацию курсов приняло на себя военное ведомство. Срок обучения составлял четыре месяца. Офицеры, окончившие теоретические курсы, направлялись затем в Севастопольскую авиационную школу для обучения полетам.

С осени 1911 года по май 1914 года теоретические курсы авиации при ППИ закончили 210 офицеров. С сентября 1914 года на курсы, помимо офицеров, стали принимать желающих, в основном из студентов втузов. С середины 1916 года на курсах началась теоретическая подготовка будущих морских летчиков. С 1 сентября 1914 года по 1 октября 1916 года курсы выпустили 387 человек, из числа окончивших теоретические курсы в действующей армии находилось 62%. Значительная часть выпускников курсов работала в авиационных ремонтных мастерских и на самолетостроительных заводах. С 1 сентября 1914 года при ППИ начали работу еще и курсы авиационных мотористов, где среди учащихся были инженеры, техники, рабочие. С 1 сентября 1914 года по октябрь 1916 года было выпущено 314 авиационных мотористов. Так в ППИ готовились высшие и средние авиационно-технические кадры для армии и промышленности. Участие в этой работе известных ученых, конструкторов и педагогов (К.П. Боклевский, В. А. Слесарев, В. Ф. Найденов, В. В. Кузнецов и другие) не только обеспечило высокий уровень подготовки слушателей, но и в большой мере способствовало формированию и развитию авиационных дисциплин и разработке методики лабораторных и практических занятий.





Литографским способом изданы лекции профессора Н. Е. Жуковского по курсу воздухоплавания, записанные его учениками В. П. Ветчинкиным и Н.Г. Ченцовым. В этом курсе систематически излагалась теория воздухоплавания, основанная на трудах самого Н. Е. Жуковского и его учеников, а также на результатах экспериментов, проведенных в аэродинамических лабораториях Московского университета, ИМТУ и Кучинского института.

Работа студенческих воздухоплавательных кружков была высоко оценена отечественной научно-технической общественностью. Решением экспертной комиссии Международной выставки воздухоплавания в Москве 5 апреля 1912 года аэродинамическая лаборатория и воздухоплавательный кружок ИМТУ были награждены большой золотой медалью «за деятельность по разработке проектов летательных аппаратов, научных вопросов по воздухоплаванию и лабораторных работ».

Членами воздухоплавательного кружка ИМТУ были разработаны и осуществлены конструкции самолетов и геликоптеров. Разработанный студентом Б. Н. Юрьевым геликоптер демонстрировался на Международной выставке воздухоплавания, и ему была присуждена малая золотая медаль «за прекрасную теоретическую разработку проекта».

Успехи Петербургского политехнического института в подготовке специалистов по воздухоплаванию отмечены на Международной воздухоплавательной выставке в Москве. Экспертная комиссия выставки, в состав которой входили Н. Е. Жуковский, С. А. Чаплыгин, А. П. Гавриленко и ряд других известных ученых, присудила ППИ большую золотую медаль «за прекрасную постановку преподавания по воздухоплаванию и лабораторные работы». Петербургские втузы были пионерами в деле подготовки авиаспециалистов в нашей стране. И хотя воздухоплавательные курсы при ППИ добились больших успехов в своей работе, определяющая роль в создании авиатехнического образования в стране принадлежит ИМТУ, где под руководством Н. Е. Жуковского формировались основные авиационные дисциплины, которые были положены в дальнейшем в основу подготовки авиационных инженеров.





При ИМТУ организованы теоретические курсы авиации для летчиков-добровольцев авиационной школы Московского общества воздухоплавания. Срок обучения — 4 месяца. Образовательный ценз слушателей был достаточно высоким, в основном это были студенты различных вузов, что давало возможность вести преподавание на высоком научном уровне. К 1916 году почти по всем специальным предметам были изданы (литография) лекции. Лекции на курсах читали Н. Е. Жуковский, В. П. Ветчинкин и другие. С осени 1914 года по декабрь 1917 теоретические курсы авиации при ИМТУ выпустили 242 специалиста.

Будущий профессор МАИ, а в сентябре 1914 года — студент первого курса Петербургского политехнического института, А. М. Черемухин (1895-1958) добровольно вступил в армию «охотником» на правах вольноопределяющегося. После окончания Московской школы авиации (ноябрь 1915) в чине прапорщика был назначен летчиком в 4-й Сибирский корпусной авиаотряд. С апреля 1916 по июль 1917 года выполнил 62 боевых вылета общей продолжительностью 126 час 40 мин. Летал на нескольких типах самолетов, которые освоил самостоятельно. Награжден четырьмя боевыми орденами и Георгиевским оружием.
В 1917-1918 годах был инструктором Севастопольской школы авиации, в 1923 году окончил механический факультет МВТУ. В МАИ работал с момента основания, с мая 1930 года — руководитель кафедры строительной механики аэроплана. Находился в этой должности до 1937 года, когда был необоснованно репрессирован, а затем с 1943 по 1958 год — профессор кафедры. Руководил разработкой и расчетами на прочность первого отечественного вертолета ЦАГИ 1-ЭА. Был его первым и бессменным летчиком-испытателем. В испытательном полете 14 августа 1932 года достиг высоты 605 метров, более чем в 30 раз превысив официально зарегистрированный мировой рекорд того времени (18 метров).





Утвержден проект преобразования ИМТУ в школу политехнического типа.

В ИМТУ начался выпуск авиационных инженеров. Выпускник ИМТУ  В. П. Ветчинкин, защитив 1 февраля первый в России дипломный проект по авиастроению (руководитель дипломного проектирования профессор Н. Е. Жуковский), стал первым русским дипломированным авиаинженером. Научную деятельность в авиации начал в 1910 году, застенографировав и подготовив к печати (совместно с Н.Г. Ченцовым) курс лекций Н. Е. Жуковского «Теоретические основы воздухоплавания» (1911-1912). Темой его дипломного проекта был самолет «Илья Муромец». В последующем — известный ученый в области аэродинамики, прочности, динамики полета самолетов и ракет, теории воздушных и гребных винтов. Преподавал в разных вузах. С 1930 г. — руководитель кафедры динамики аэропланов МАИ.

Будущий профессор МАИ, студент 4-го курса ИМТУ  А. В. Квасников (1892-1971) приступил (13 марта) к обучению полетам в Московской школе авиации. До этого, учась в ИМТУ, принимал участие в работе воздухоплавательного кружка профессора Н. Е. Жуковского. После окончания школы прапорщик А. В. Квасников отбыл на фронт в Гренадерский авиаотряд. Летал на «Моране», «Анаде» и затем на «Ньюпоре», выполняя боевые задания по разведке и бомбардировке ближнего тыла неприятеля, а также дальней фоторазведке. Установил под крылом «Ньюпора» пулемет. На «Ньюпоре-17» между крыльями установил восемь направляющих для ракет. Ракетами сбил аэростат, с которого противник корректировал огонь своей артиллерии. За боевые заслуги награжден шестью орденами. После революции 1917 года поехал доучиваться в Томский технологический институт, где, получив диплом инженера, был оставлен работать преподавателем на кафедре тепловых двигателей. В 1927 г. утвержден в звании профессора.

Слушатель третьего курса Артиллерийской академии штабс-капитан А. Н. Журавченко (1884-1964) — будущий профессор МАИ — по собственной просьбе командирован в эскадру воздушных кораблей «Илья Муромец» на должность бортового артиллерийского офицера (30 января). Вместе с известным летчиком Глебом Алехновичем провел работы по улучшению аэронавигационных возможностей «Муромцев» и обеспечению прицельного бомбометания. Разработал известный «Ветрочет Журавченко» — треугольник учета бокового ветра, позволивший выходить на цель для бомбардировок с любого направления. Зарекомендовал себя как отличный бомбардир, меткий стрелок и искусный фотограф. Обучился пилотированию «Муромца», успешно окончил летный учебный класс эскадры, освоил высший пилотаж на маневренном самолете «Моран», стал командиром корабля. За время войны получил четыре ордена, в том числе орден Св. Георгия. С отличием окончил Артиллерийскую академию и был оставлен при ней адъюнктом. В 1923 году защитил диссертацию на тему «Исследования динамической устойчивости самолета». С этого времени он преподаватель Военно-инженерной академии, а с 1925 года — профессор. С конца 1919 года по приглашению Н. Е. Жуковского работал в ЦАГИ, занимаясь изучением динамической устойчивости самолета. В МАИ работал со дня основания, с мая 1930 года — руководитель кафедры аэродинамического расчета аэроплана.





При ИМТУ  Н. Е. Жуковским создано авиационное расчетно-испытательное бюро (РИБ) для проведения теоретических и опытных исследований в области проектирования самолетов. Для студентов старших курсов ИМТУ, специализировавшихся по воздухоплаванию, «производственной практикой», в основном, служила напряженная творческая работа под руководством Н. Е. Жуковского, направленная на разрешение практических вопросов, поставленных развитием авиационной науки и техники. Эта работа привела в конечном итоге к созданию в 1916 году РИБ, ставшего ядром будущего ЦАГИ. В деятельности РИБ активное участие принимали: первый русский авиаинженер В. П. Ветчинкин и студенты А. Н. Туполев, А. А. Архангельский, Г. М. Мусинянц, К. А. Ушаков и другие.

Будущий известный авиаконструктор Н. Н. Поликарпов окончил Петроградский политехнический институт и курсы авиации при нем. Работу в авиации начал на Русско-Балтийском вагоноремонтном заводе (РБВЗ), где под руководством И. И. Сикорского участвовал в работах по постройке самолетов «Илья Муромец» и проектировании истребителей. С 1918 года — на заводе «Дукс» в Москве. В 1923 году под его руководством создан первый отечественный истребитель И-1 и разведчик Р-1. Всего им было разработано свыше 80 самолетов различных типов, в том числе знаменитый легкий самолет универсального назначения У-2. Работал в МАИ с 1930 года и в 1943-1944 годах — профессором, заведующим кафедрой конструкции и проектирования самолетов.





ИМТУ переименовано в МВТУ (Московское высшее техническое училище).

Вышли в свет первые выпуски «Трудов авиационного расчетно-испытательного бюро» при МВТУ.

По решению Военного совета при МВТУ организованы (февраль) курсы браковщиков авиационно-воздухоплавательного имущества. Организацию курсов, учебный план которых был рассчитан на пять месяцев, возглавил Н. Е. Жуковский. Необходимость в организации таких курсов была обусловлена тем, что для приемки продукции от заводов-поставщиков военному ведомству был необходим квалифицированный контрольный аппарат, и в первую очередь браковщики и приемщики. Первый выпуск курсов состоялся в августе 1917 года.

Состоялся первый Всероссийский авиационный съезд, большое место в работе которого заняли вопросы подготовки авиационно-технических кадров. Почетным председателем съезда, открывшегося 8 июля, был избран Н. Е. Жуковский.

Под руководством Н. Е. Жуковского разработан проект организации при МВТУ высших авиационных курсов по подготовке для военного и морского ведомств, а также для частной промышленности инженеров-конструкторов по аэропланам, легким двигателям, а также по оборудованию и эксплуатации авиазаводов. Предполагался прием лиц с законченной общеинженерной подготовкой с дальнейшим обучением специальным дисциплинам в течение двух лет. В учебном плане курсов были предусмотрены как авиационно-теоретические, так и авиационно-технологические дисциплины (в нем нашли отражение учебные планы теоретических курсов авиации и курсов браковщиков). Проект был одобрен военным ведомством, но не был реализован.





На заседании (23 июня) 2-го Всероссийского авиационного съезда принято решение о необходимости учреждения при МВТУ высшего авиационного института и среднего авиационного техникума. Организация этих учреждений поручена Н. Е. Жуковскому в соответствии с разработанным им проектом.

Декретом Совнаркома от 2 августа введены новые правила приема в высшие учебные заведения, согласно которым отменялась плата за обучение и вводились государственные стипендии.

Постановлением Высшего совета народного хозяйства СССР (ВСНХ СССР) от 1 декабря по предложению Н. Е. Жуковского был учрежден Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ).





В 1919/20 учебном году создана аэромеханическая специализация на механическом факультете МВТУ, ставшая впоследствии базой для организации МАИ.

По инициативе Н. Е. Жуковского создан Московский авиационный техникум. 11 сентября в аудитории аэродинамической лаборатории МВТУ под председательством Н. Е. Жуковского состоялось первое заседание совета техникума, в состав которого входили представители Главкоавиа, Главвоздухофлота и полевого Управления авиации и воздухоплавания. Совет рассмотрел проект устава техникума, избрал ряд преподавателей. Председателем совета был избран профессор Н. Е. Жуковский, секретарем — В. П. Ветчинкин. Занятия в техникуме начались 13 октября. На первом курсе в течение года обучалось 92 человека. Значительную часть преподавателей техникума составляли ученики и соратники Н. Е. Жуковского (Б.Н. Юрьев, В. П. Ветчинкин, Б. С. Стечкин и др.). Большинство из них вели педагогическую работу в МВТУ и на теоретических курсах авиации. Почти все преподаватели техникума участвовали в научно-исследовательских работах ЦАГИ.

В Донском политехническом институте (Новочеркасск) открыто авиационное отделение с авиамоторной специальностью, располагавшее лабораторией по испытанию и монтажу двигателей и кабинетом авиадвигателей. Первый выпуск состоялся в 1921 году.





В апреле утверждены основные положения реформы технических вузов (на основе решений IХ съезда партии «Об очередных задачах хозяйственного строительства»). Устанавливался трехлетний срок обучения, который дополнялся выполняемой на производстве самостоятельной работой. Только после этого выпускник получал звание инженера (защита дипломного проекта не предусматривалась). С 1925 года срок обучения в вузе был увеличен до четырех лет.

В МВТУ в связи с более углубленной специализацией и сокращением числа общетехнических дисциплин организован ряд циклов, в том числе аэромеханический, который возглавил профессор Н. Е. Жуковский. В цикле было восемь специальных дисциплин: гидродинамика, экспериментальная аэродинамика, расчет самолета на прочность, конструкция самолетов, воздушные винты, аэродинамический расчет самолета, авиадвигатели. Были также предусмотрены специальные занятия в аэродинамической лаборатории. На изучение этих предметов и занятия в лаборатории отводилось в среднем около 30 часов в неделю.

Московский авиатехникум передан в ведение Главвоздухофлота (приказ Реввоенсовета республики № 1423 от 29 июля 1920 года).

Исполнилось (август) 50 лет научной и педагогической деятельности профессора Н. Е. Жуковского. Юбилей был отмечен специальным постановлением Совета народных комиссаров, где Н. Е. Жуковский был назван «отцом русской авиации».

26 сентября Московский авиационный техникум реорганизован в Институт инженеров Красного воздушного флота имени Н. Е. Жуковского. Это было первое в России самостоятельное высшее авиационное техническое учебное заведение. Ректором института стал Н. Е. Жуковский, сохранивший за собой чтение лекций только в этом институте. В конце 1920 г. на 1-м курсе обучалось 69 слушателей и на 2-м — 52 слушателя. Педагогическую работу в институте вели: Н. Е. Жуковский, С. А. Чаплыгин, Б. Н. Юрьев, В. П. Ветчинкин, Б. С. Стечкин, А. А. Архангельский, К. А. Ушаков, Н. Г. Ченцов и др. В 1921 г. начали свою педагогическую деятельность в институте А. Н. Журавченко, Е. Н. Тихомиров, Б. М. Земский.

В Петроградском институте инженеров путей сообщения создан факультет воздушных сообщений, деканом которого был избран профессор Н. А. Рынин. Занятия на факультете начались 1 марта 1921 года. Авиационная специализация в институте имела эксплуатационный уклон, и задачей факультета являлась подготовка инженеров воздушных сообщений. В 1923/24 учебном году на факультете обучалось 248 студентов. Лекции по специальным дисциплинам читали: Н. А. Рынин, В. Ф. Найденов, А. А. Фридман, А. Н. Журавченко, Д. Н. Дьяков, Н. И. Утешев и другие. Первый выпуск состоялся 5 февраля 1924 года, когда было выпущено шесть инженеров по специальности воздушных сообщений.





Открыта авиационная специальность на механическом факультете Киевского политехнического института (КПИ). Инициатором создания авиационной специальности выступила группа специалистов во главе с ректором института профессором В. Ф. Бобровым (в последующем профессор, директор МАИ). В работу по подготовке авиаинженеров в КПИ включились профессора Н. Б. Делоне и А.П. Котельников, члены Киевского общества воздухоплавания, воспитанники КПИ — авиационные конструкторы. Авиационная специализация начиналась с 10-го семестра. Учебным планом предусматривалось изучение следующих специальных дисциплин: самолетостроение, аэродинамика, воздушные винты, теория самолета, расчет самолета на прочность, строительная механика самолета, аэронавигация, аэрорадиотелеграфия, специальное металловедение. Особенностью авиационной специализации в КПИ было усиленное внимание к вопросам технологии, что было вызвано созданием при КПИ опытного авиазавода. Первый выпуск авиационных инженеров в КПИ состоялся в 1925 году.

Утверждена специализация по авиации в Харьковском технологическом институте. На базе этой специализации в 1923 году организовано отделение авиации и воздухоплавания; в этом же (1923) году в ХТИ было закончено строительство аэродинамической трубы. Отделение авиации и воздухоплавания было организовано при механическом факультете ХТИ и имело с ним общий учебный план для первых двух лет обучения. Учебный план отделения начинался с 3-го года обучения (7-й триместр). Наибольшее внимание в учебном плане было уделено изучению теоретических основ авиации и воздухоплавания и проектированию самолетов. Авиационное отделение ХТИ обладало квалифицированным профессорско-преподавательским составом, который возглавлял профессор Г. Ф. Проскура, читавший лекции по курсам «Теоретические основы авиации и воздухоплавания» и «Теория и расчет воздушных винтов». Первый выпуск авиаинженеров (3 человека) состоялся в 1923 году. До конца 1925 года ХТИ выпустил 16 авиаинженеров.





В июне вынесено совместное решение Реввоенсовета и Наркомпроса о передаче (с 15 июня) Института инженеров Красного воздушного флота имени профессора Н. Е. Жуковского из Наркомпроса в ведение Народного комиссариата по военным делам. В августе 1922 года институт был переименован в Академию воздушного флота имени Н. Е. Жуковского. Преобразование института в академию было продиктовано необходимостью удовлетворить возросшие потребности страны в грамотных специалистах по эксплуатации военной авиатехники, а также по проектированию самолетов и авиадвигателей.





В учебных планах кораблестроительного факультета Петроградского политехнического института авиастроительная специализация утверждена как обязательная. В период с 1917 года по 1925 год по авиационным специальностям выпущено 14 авиаинженеров (самолетостроение и авиационное двигателестроение). Нахождения авиационной специальности на кораблестроительном факультете было, что большинство дипломных проектов было посвящено проектированию гидросамолета, самолета-амфибии, корабельного самолета и т.п. Авиастроительная специальность института располагала высококвалифицированным научно-педагогическим коллективом. Лекции читали А. Н. Журавченко, Д. Н. Дьяков, Е. В. Красноперов, В. Ф. Найденов, Г. Г. Ростовцев. В аэродинамической лаборатории института, помимо учебного процесса, велась и научно-исследовательская работа (НИР) по заданиям промышленности. Большая НИР проводилась и в лаборатории авиадвигателей. В музее авиадвигателей лаборатории были представлены основные типы двигателей, применявшихся в авиации.





В мастерских Академии воздушного флота им. Н.Е. Жуковского начались организованные занятия со слушателями. К концу года в учебных мастерских академии работали цеха: механический, слесарный, инструментальный, кузнечный, литейный, термический, автогенно-сварочный, медницкий, деревообделочный, столярный, модельный, гальванопластический, сборочно-монтажный, винтовой, обтяжечно-лакировочный. В 1925 году мастерские приступили к постройке планеров и авиеток.





Аэромеханическая специализация МВТУ получила права отдела (5-й отдел) механического факультета. Вместо исключенных общетехнических предметов в учебный план были введены новые дисциплины: аэромеханика, авиационные материалы, строительная механика, ветряные двигатели, воздухоплавание и воздушные сообщения (последние 2 предмета в качестве факультативных). Традиционные проекты водяной турбины и паровой машины заменены проектами воздушного винта и авиадвигателя. Специализация начиналась в 6-м семестре.

В период с 1922 по 1925 год в Томском технологическом институте проведена большая работа по организации авиационной специальности. В этот период под руководством профессора А. В. Квасникова усилиями студенческого аэрокружка и группы преподавателей был создан при лаборатории двигателей внутреннего сгорания отдел «Легкие двигатели» и музей авиадвигателей. В 1924 году в институте была открыта специальность «Легкие двигатели», преподавание специальных предметов по которой начиналось с третьего курса.

Состоялся (апрель) первый выпуск 33 авиационных инженеров, подготовленных в Академии воздушного флота им. профессора Н. Е. Жуковского. Это был первый массовый выпуск инженеров в истории высшего авиационного образования в СССР. Инженеры этого выпуска были распределены преимущественно на авиазаводы и в НИИ ВВС.

Академия воздушного флота переименована (17 апреля) в Военно-воздушную академию (ВВА) РККА имени профессора Н. Е. Жуковского.

Правление Московского механико-электротехнического института имени М. В. Ломоносова (в последующем Московский механический институт имени М. В. Ломоносова) утвердило постановление предметной комиссии по отделению моторного транспорта о начале чтения курса (с 11-го триместра) «Производство авиамоторов». К этому времени в подотделе «Авиационная механика» отделения «Моторный транспорт» механического факультета института уже велась подготовка авиаспециалистов по производству и эксплуатации легких моторов для авиации. Специализация начиналась с 7-го семестра. На создание и развитие подотдела «Авиационная механика» в ММИ большое влияние оказало МВТУ. Основные специальные учебные курсы были разработаны в МВТУ, и читали их в институте профессора и преподаватели технического училища (профессора Н. Г. Бриллинг, Б. С. Стечкин и др.).

К концу года подготовка авиационных инженеров в России была организована в одном специальном (ВВА им. Н.Е. Жуковского) и в восьми общетехнических учебных заведениях по восьми специальностям: самолетостроение, авиамоторостроение, воздухоплавание, воздушные сообщения, ветровые двигатели, аэродромное строительство, гидроавиация, техническая эксплуатация.





Перед ВВА им. Н. Е. Жуковского была поставлена задача подготовки инженеров-механиков по эксплуатации авиатехники в ВВС. Срок обучения — общий для всех слушателей четырехгодичный. Сокращение срока подготовки было вызвано количественным увеличением частей ВВС и поступлением на вооружение новых типов самолетов и моторов, что увеличило потребность в грамотных инженерах-эксплуатационниках.

Военно-научное общество (ВНО) ВВА им. Н. Е. Жуковского проводило большую и плодотворную работу по развитию самостоятельного творчества слушателей. К 1927 году был спроектирован 31 тип планеров и 4 авиетки.

Состоялся третий выпуск ВВА им. Н. Е. Жуковского — академию окончили 43 слушателя (второй выпуск в 1926 году дал стране 48 инженеров). Дипломные проекты принимали специальные комиссии, председателями которых были В. П. Ветчинкин (самолетостроение), В. Я. Климов и Б. С. Стечкин (двигателестроение). Из 123 выпускников 1925-1927 годов 65 было направлено в авиапромышленность, 12 — в НИИ ВВС, 5 — в ГВФ, 9 — в УВВС, 12 оставлены в адъюнктуре академии.

В 1925-1927 годах улучшилась и увеличилась подготовка авиаинженеров в гражданских технических вузах, в том числе в МВТУ (аэромеханическое отделение). В 1926/27 учебном году по аэромеханической специализации и по авиадвигателям МВТУ выпустил 11 инженеров, а в 1927/28 учебном году — 14. В МВТУ вели работу крупнейшие представители отечественной авиационной науки и техники — Б. Н. Юрьев, В. П. Ветчинкин, А. Н. Туполев, Г. М. Мусинянц, К. А. Ушаков, Н. В. Фомин, А. М. Черемухин и другие. Их усилиями в контакте с ЦАГИ в МВТУ складывался базовый учебно-научный центр страны по подготовке авиационных кадров.





ВВА им. Н. Е. Жуковского произвела два выпуска авиационных инженеров (77 человек), большинство из которых было направлено на работу в промышленность (за 1925, 1926 и 1927 годы академию окончили 123 человека).

Пленум ЦК ВКП(б) рассмотрел вопрос об улучшении подготовки специалистов. В соответствии с перспективным планом развития промышленности была поставлена задача к концу пятилетия вдвое увеличить удельный вес инженерно-технического состава в крупной промышленности. Решения пленума легли в основу развития всей отечественной высшей школы. После пленума (в 1928/29 учебном году) во многих втузах развернулась подготовительная работа по организации авиационных факультетов, разрабатывались учебные планы и программы, составлялись проекты строительства и оснащения новых лабораторий.

В соответствии с решением Пленума ЦК ВКП(б) (июль) на учебу в вузы было направлено более 1 тысячи коммунистов (т.н. «парттысячники»), прошедших серьезную школу партийной, советской или профсоюзной работы. Эта мера практиковалась и в последующие годы. Такое решение было обусловлено большой нехваткой инженерных кадров в народном хозяйстве страны, вставшей на путь индустриализации.





МВТУ передано в ведение ВСНХ СССР.

Состоялось (июнь) Всесоюзное совещание по подготовке авиационных специалистов, в работе которого приняли участие преподаватели втузов и представители промышленности. Для расширения и улучшения подготовки авиационных специалистов совещание признало необходимым преобразовать авиационные отделения вузов в соответствующие факультеты, что помогло бы перенести специализацию студентов на более раннее время. Совещание образовало межведомственный комитет по подготовке авиаспециалистов, в который вошли П. И. Баранов (председатель), профессор Б. Н. Юрьев и др.

В соответствии с решением совещания Главвтуз ВСНХ СССР (организован приказом ВСНХ от 31 июля 1928 года) возбудил ходатайство перед СНК СССР (август) о реорганизации авиационного отделения МВТУ в аэромеханический факультет и одновременно обязал правление МВТУ начать подготовку к развертыванию этого факультета в 1929/30 учебном году.

17 сентября 1929 года приказом ВСНХ СССР (№ 124) авиационное отделение механического факультета МВТУ преобразовано в аэромеханический факультет.

В ноябре проблема подготовки инженерных кадров для народного хозяйства была рассмотрена на Пленуме ЦК ВКП(б).

К началу 1929/30 учебного года в стране существовало одно высшее авиационное учебное заведение — ВВА им. профессора Н. Е. Жуковского, два авиационных факультета — в ЛПИ и ЛИИПС, активно развернулась работа по созданию аэромеханического факультета в МВТУ, продолжалась подготовка авиаспециалистов в ХТИ, КПИ, ТПИ, ДПИ, механическом институте им. М.В. Ломоносова, в Московском и Ленинградском университетах.

В период с 1915 по 1929 год в России (СССР) было выпущено по неполным данным 398 авиационных инженеров. В частности: в 1915 — 1 (ИМТУ), 1916 — 4 (ИМТУ, ЛПИ), 1917 — 9 (ИМТУ, ЛПИ), 1918 — 5 (МВТУ, ЛПИ), 1919 — 4 (МВТУ), 1920 — 5 (МВТУ), 1921 — 3 (МВТУ, ЛПИ), 1922 — 4 (МВТУ), 1923 — 6 (ЛПИ, ХТИ), 1924 — 31 (МВТУ, ЛПИ, ХТИ, ЛИИПС), 1925 — 52 (ВВА, МВТУ, ЛПИ, ЛИИПС) и т. д.

Вышел первый сборник «Труды военной воздушной академии РККА им. профессора Н. Е. Жуковского». Он еще более укрепил научный авторитет академии и положил начало систематической публикации результатов научных исследований.

Правление МВТУ на своем заседании 31 декабря 1929 года постановило «считать аэромеханический факультет организованным в составе следующих отделений: 1) самолетостроение, 2) моторостроение, 3) воздухоплавание и 4) ветряные двигатели». На заседании был утвержден президиум факультета, в состав которого в качестве заведующего учебной частью вошел Б. Н. Юрьев. Факультет был размещен в помещении бывшего электромеханического завода по адресу: Ольховская ул., дом 14.





Приказом по ВСНХ СССР от 20 марта Высшее техническое училище (МВТУ) разделено на пять самостоятельных училищ:

  • на базе аэромеханического факультета МВТУ создано Высшее аэромеханическое училище (ВАМУ), которое 20 августа этого же года было переименовано в Московский авиационный институт (МАИ);
  • Высшее механико-машиностроительное училище (собственно само МВТУ после отделения от него поименованных в приказе училищ);
  • Высшее инженерно-строительное училище (будущий МИСИ);
  • Высшее энергетическое училище (будущий МЭИ);
  • Высшее химико-технологическое училище (будущий МХТИ).
В конце года дефицит кадров специалистов с высшим образованием превышал 50 тысяч человек, что было больше общего числа инженеров, работавших в промышленности и на транспорте.

ЦИК и СНК СССР приняли постановления «О подготовке технических кадров для народного хозяйства СССР» (январь) и «О реорганизации высших учебных заведений, техникумов и рабочих факультетов» (июль).

На Всесоюзном конкурсе на звание лучшего втуза СССР первое место завоевала ВВА им. Н. Е. Жуковского.

Основан Ленинградский механический институт — ЛМИ (с 1930 по 1932 и с 1961 по 1992; с 1932 по 1961 — Ленинградский военно-механический институт — ЛВМИ; с 1992 — Балтийский государственный технический университет — БГТУ).





ЦК ВКП(б) принял решение о направлении на учебу в вузы 5000 «парттысячников» (январь).

Состоялось Всесоюзное совещание работников высших технических учебных заведений (июль) с участием наркома тяжелой промышленности Г. К. Орджоникидзе.





Основан (5 марта) Казанский авиационный институт — КАИ (с 1992 — Казанский государственный технический университет — КГТУ).

Решением директивных органов (сентябрь) дирижаблестроительный факультет МАИ выделен в самостоятельное высшее учебное заведение Дирижаблестроя и перебазирован (ноябрь) из Москвы в Тушинский авиагородок Московской области. В этом же году (ноябрь) он был объединен с дирижабельным факультетом Ленинградского института ГВФ и преобразован в Московский дирижаблестроительный институт.

ЦИК СССР принял (сентябрь) постановление «Об учебных программах и режиме в высшей школе и техникумах», в котором, в частности, отмечалась важность повышения требований к теоретическому уровню подготовки специалистов, совершенствованию учебных планов и программ, организации непрерывной практики, подготовки научно-педагогических кадров, совершенствования руководства высшим образованием. Постановлением предписывалось сделать лекцию основой учебного процесса, была восстановлена система индивидуальных экзаменов и зачетов.

При ЦИК СССР создан Всесоюзный комитет по высшей школе, которому вменялось руководство деятельностью вузов, совершенствование подготовки специалистов с высшим образованием, рассмотрение и утверждение типовых учебных планов и программ.

На базе Рыбинского филиала Новочеркасского авиационного института и авиамоторного факультета этого института создан Рыбинский авиационный институт, призванный обеспечивать специалистами Рыбинский авиамоторный завод. Уже первый, ускоренный выпуск состоялся в 1934 году, первый выпуск инженеров, начавших обучение с первого курса, был сделан в 1937 году (138 человек).





В вузах введена (январь) пятибалльная система оценок знаний студентов.

Основан (август) Киевский институт инженеров ГВФ.

Решением Главного управления ГВФ (апрель) организован Дирижаблестроительный учебный комбинат (ДУК, с 1935 года — имени К. Э. Циолковского) путем слияния Московского дирижаблестроительного института, дирижабельного факультета Ленинградского учебного комбината ГВФ и Воздухоплавательной школы Дирижаблестроя.





Принято постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О работе высших учебных заведений и о руководстве высшей школы» (июнь), направленное на повышение уровня подготовки специалистов в вузах страны.





Опубликовано (21 марта 1937 года) постановление СНК СССР «Об ученых степенях и званиях», которым были введены ученые степени (кандидат и доктор наук) и ученые звания (ассистент, доцент, профессор).





СНК СССР утвердил (сентябрь) «Типовой устав высшего учебного заведения».





Московский дирижаблестроительный институт реорганизован (на основании решения СНК СССР от 8 мая) в Московский институт инженеров гражданского воздушного флота (МИИГВФ) с тремя факультетами: дирижаблестроения и эксплуатации дирижаблей; самолетов и их ремонта; авиамоторов и их ремонта.





Постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР (июнь) МИИГВФ передан НКАП и на его базе создан Московский авиационный технологический институт — МАТИ (с 1996 года — «МАТИ» — Российский государственный авиационный технологический университет им. К.Э. Циолковского).

В соответствии с постановлением СНК СССР от 22 августа для штатных преподавателей высшей школы с 1 сентября был установлен шестичасовой рабочий день.

В 1940/41 учебном году введена плата за обучение в старших классах общеобразовательных школ и в вузах, а также изменен порядок назначения стипендии студентам.

На базе командного, штурманского, оперативного факультетов и курсов усовершенствования высшего начальствующего состава при ВВИА им. профессора Н. Е. Жуковского создана (март) Военная академия командного и штурманского состава ВВС Красной Армии в гор. Монино (с 1968 года — имени Ю. А. Гагарина).





На базе института инженеров ГВФ создана (март) Ленинградская военно-воздушная академия Красной Армии; с сентября 1946 года — Ленинградская Краснознаменная военно-воздушная инженерная академия; с марта 1955 года — имени А. Ф. Можайского; с сентября 1998 года — Военно-космический инженерный университет.

Основан (сентябрь) Ленинградский институт авиационного приборостроения — ЛИАП (с 1992 — Санкт-Петербургская государственная академия аэрокосмического приборостроения — ГААП; с 1998 — Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения — ГУАП).

В связи с началом Великой Отечественной войны многие предприятия и вузы Москвы были эвакуированы в глубинные районы страны (октябрь-ноябрь).

Постановлением Правительства СССР от 1 июля введена всеобщая обязательная подготовка к противовоздушной и противохимической обороне всего населения в возрасте от 16 до 60 лет. Учащиеся должны были проходить подготовку по месту обучения.

Постановлением СНК СССР от 2 июля от платы за обучение в вузах освобождались дети рядового и начальствующего состава, призванного в ряды Красной армии и Военно-морского флота. С первого сентября введены в действие учебные планы с сокращенными сроками обучения.





18 апреля СНК СССР принял постановление о переводе вузов страны с начала 1942/43 учебного года на подготовку кадров с высшим образованием по учебным планам довоенного времени.

Основан Куйбышевский авиационный институт — КуАИ (с 1966 — имени С. П. Королева; с 1992 — Самарский государственный аэрокосмический университет — СГАУ).

В январе начались занятия на всех курсах эвакуированного в связи с началом войны в г. Уфу Рыбинского авиационного института. Одновременно постановлением НКАП СССР (10 октября) институту было присвоено название: Уфимский авиационный институт им. Орджоникидзе (21 апреля 1943 года это решение было подтверждено постановлением ГКО СССР). Первый выпуск инженеров в Уфе был произведен в 1943 году. В 1992 году институт переименован в Уфимский государственный авиационный технический университет (УГАТУ).

Принято постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О плане приема в вузы в 1942 году и мероприятиях по укреплению высших учебных заведений» (май). В соответствии с постановлением от приемных экзаменов в 1942 году освобождались лица, окончившие среднюю школу с отметками «отлично» и «хорошо». При наличии вакантных мест без экзаменов принимались также юноши и девушки, окончившие среднюю школу в 1941-1942 годах с любыми отметками. Этот порядок приема в вузы был сохранен и в 1943 году. Постановлением освобождались от призыва в Красную армию в 1942 году студенты выпускных курсов всех вузов, а по ряду специальностей еще и предпоследнего курса 1941/42 учебного года.





СНК СССР и ЦК ВКП(б) приняли постановление (январь) «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации», на основании которого был разработан план реэвакуации и восстановления вузов.





Правительство СССР приняло постановление (апрель) «О военной подготовке студентов высших учебных заведений», которое было направлено на решение задачи подготовки офицерского и сержантского состава Красной армии.

СНК СССР утвердил (февраль) Положение о научно-исследовательской деятельности высших учебных заведений. Наркомат авиационной промышленности провел в МАИ совещание, на котором были поставлены задачи по подготовке инженеров по новым специальностям — реактивным самолетам и двигателям, радиолокации и др.





В МАИ создана кафедра специальных (реактивных) двигателей (заведующий кафедрой профессор Н. В. Иноземцев). С этого в МАИ началась подготовка специалистов по воздушно-реактивным и жидкостно-реактивным двигателям, а затем и по другим ракетным специальностям.

В Казанском авиационном институте организована кафедра реактивных двигателей (заведующий кафедрой В. П. Глушко).





Весной в МАИ состоялся первый выпуск специалистов по новым специальностям: реактивным двигателям, реактивным самолетам и радиолокации.

Принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «О преобразовании Комитета по делам высшей школы в Союзно-республиканское министерство высшего образования СССР» (апрель). В структуре министерства было образовано Главное управление авиационных учебных заведений, в ведение которого были переданы семь вузов (в том числе и МАИ), ранее подчинявшихся Министерству авиационной промышленности.





При Летно-исследовательском институте МАП создана школа летчиков-испытателей (ШЛИ МАП).





В МВТУ имени Н. Э. Баумана организован факультет «Ракетная техника». Большую роль в организации и становлении факультета сыграли Главный конструктор ракетно-космических систем С. П. Королев, а также профессора Ю. А. Победоносцев, М. А. Попов и другие. В этом же году организована кафедра ракетных двигателей (зав. кафедрой — выпускник МАИ, профессор, доктор технических наук М. А. Попов). Изначально кафедра готовила специалистов по жидкостным ракетным двигателям (ЖРД), а с 1952 года и по ракетным двигателям твердого топлива (РДТТ). По инициативе кафедры при МВТУ были организованы Высшие инженерные курсы для переподготовки инженеров в области ракетной техники, первыми преподавателями которых стали главные конструкторы С. П. Королев и В. П. Глушко. В 1959 году в МВТУ организована кафедра «Стартовые комплексы ракетно-космической техники» (заведующий — академик В. П. Бармин).





На базе физико-технического факультета МГУ основан Московский физико-технический институт (МФТИ, г. Долгопрудный Московской области).





Управление высшим образованием передано в Министерство культуры СССР.





Восстановлено Министерство высшего образования СССР, министром утвержден В. П. Елютин. В составе министерства образовано Главное управление политехнических и машиностроительных вузов, начальником которого был назначен профессор МАИ  Н. С. Аржаников.

Для участников Великой Отечественной войны установлены льготы при поступлении в вузы: окончившие среднюю школу с отличными оценками принимались без вступительных экзаменов; сдавшие приемные экзамены зачислялись вне конкурса; те, кто были призваны в армию со студенческой скамьи, получили право поступать после демобилизации в то же или однотипное высшее учебное заведение.

Принято постановление СМ СССР и ЦК КПСС (август) «Об улучшении подготовки, распределения и использования специалистов с высшим и средним специальным образованием», которое предусматривало подготовку кадров более широкого профиля, коренное улучшение производственной практики студентов, дальнейшее совершенствование планирования подготовки специалистов в соответствии с потребностями народного хозяйства.





Основан Рыбинский авиационный технологический институт — РАТИ (с 1994 — Рыбинская государственная авиационная технологическая академия — РГАТА).

Новыми правилами приема в вузы установлены преимущества для лиц, имеющих стаж практической работы после окончания средней школы, и для демобилизованных из рядов Советской армии.





СМ СССР отменил плату за обучение, ввел новый порядок стипендиального обеспечения студентов и утвердил новое положение о производственной практике.

На этот год в СССР насчитывалось 10 тысяч докторов и свыше 77 тысяч кандидатов наук.

Принято постановление ЦК КПСС и СМ СССР «О мерах по улучшению подготовки и аттестации научных и педагогических кадров» (август). В соответствии с постановлением впредь в аспирантуру принимались лица, имеющие не менее двух лет практической работы по профилю избранной научной специальности и проявившие способности к научной деятельности. В процессе обучения в аспиранты обязаны были проходить педагогическую практику.





СМ СССР принял постановление «О перестройке руководства высшими и средними специальными учебными заведениями СССР» (июнь), в соответствии с которым Министерство высшего образования СССР было преобразовано в Союзно-республиканское Министерство высшего и среднего специального образования, вновь организовано Министерство высшего и среднего специального образования РСФСР.

СМ СССР принял постановление (июль) «О льготах для студентов вечерних, заочных вузов и учащихся вечерних и заочных средних специальных учебных заведений».

Принято постановление СМ СССР (сентябрь) «Об участии промышленных предприятий, совхозов и колхозов в комплектовании вузов и техникумов и в подготовке специалистов для своих предприятий», в соответствии с которым с 1960 года устанавливался прием на первый курс наиболее достойной и подготовленной рабочей и сельской молодежи по направлениям промышленных предприятий, строек, совхозов и колхозов. Направленные на учебу обеспечивались повышенной стипендией (за счет направивших их предприятий), общежитием и по окончании вуза возвращались на работу в свои организации.





Вузам предоставлено право освобождать от педагогической работы кандидатов наук, имеющих серьезные результаты научных исследований по актуальным теоретическим или прикладным проблемам, и переводить их на срок до двух лет в старшие научные сотрудники для завершения подготовки к защите докторских диссертаций.





Принято постановление ЦК КПСС и СМ СССР «О мерах по дальнейшему развитию высшего и среднего специального образования, улучшению подготовки и использования специалистов» (май), в котором, в частности, ставилась задача организации системы повышения квалификации преподавателей вузов и техникумов на базе крупных вузов и научных учреждений с привлечением к этой работе наиболее квалифицированных научных и научно-педагогических кадров.





Принято постановление ЦК КПСС и СМ СССР «О дальнейшем развитии научно-исследовательской работы в высших учебных заведениях» (февраль). В постановлении определялось, что научно-исследовательская работа в вузах должна стать составной частью научных исследований, выполняемых в стране, и органически входить в общегосударственные планы развития науки и техники.





Широкая программа дальнейшего улучшения работы высшей школы была определена постановлением ЦК КПСС и СМ СССР «О мерах по улучшению подготовки специалистов и совершенствованию руководства высшим и средним специальным образованием в стране» (сентябрь).





Создана межвузовская система повышения квалификации преподавателей вузов.





Принято постановление ЦК КПСС и СМ СССР «Об организации подготовительных отделений при высших учебных заведениях» (август), в котором ставилась задача повышения уровня общеобразовательной подготовки рабочей и сельской молодежи при поступлении в вузы.





Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР «О мерах по совершенствованию управления в народном хозяйстве на основе широкого использования вычислительной техники» (октябрь) перед высшей школой ставилась задача значительного расширения подготовки квалифицированных кадров по соответствующим специальностям.





Основан Московский институт инженеров гражданской авиации — МИИГА (с 1993 — Московский государственный технический университет гражданской авиации — МГТУГА). Принято постановление ЦК КПСС и СМ СССР «Об улучшении экономического образования трудящихся».





В пакете директивных документов по совершенствованию образования принято постановление ЦК КПСС и СМ СССР «О мерах по дальнейшему совершенствованию высшего образования в стране» (июль), которое определило конкретные меры по дальнейшему развитию высшего образования на перспективу.





Принято постановление ЦК КПСС и СМ СССР «О дальнейшем повышении эффективности научно-исследовательской работы в высших учебных заведениях» (апрель).





Принято постановление ЦК КПСС и СМ СССР «О дальнейшем развитии высшей школы и повышении качества подготовки специалистов» (июль).





На базе завода-втуза, филиала Красноярского политехнического института основан Красноярский институт космической техники — КИКТ (с 1992 — Сибирская аэрокосмическая академия — САА, с 2002 — Сибирский государственный аэрокосмический университет — СибГАУ).





Президент РСФСР  Б. Н. Ельцин утвердил Указ № 1 от 11 июля 1991 года «О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР».





Состоялся первый (учредительный) съезд ректоров России (22 сентября).

Верховный Совет РСФСР принял Закон «Об образовании».





Правительство России приняло решение (от 12 апреля № 940) «Об утверждении государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования».





Государственная Дума своим постановлением приняла Закон «О внесении изменений в Закон «Об образовании». Утвержден Президентом России  Б. Н. Ельциным в январе 1996 г.





Государственная Дума своим постановлением от 19.07.1996 г. приняла Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», который был утвержден Президентом России  Б. Н. Ельциным 22 августа.





На базе Государственного комитета РФ по высшему образованию и Министерства образования РФ создано единое Министерство образования Российской Федерации (Минобразования РФ).





На базе Министерства образования РФ и Министерства науки, промышленности и технологий РФ образовано Министерство образования и науки Российской Федерации.