18 декабря 2017 |
Во второй части программы началась третья в общем цикле работ проектно-аналитическая сессия по теме «Инструменты и механизмы выстраивания связей между бизнес-процессами и их соорганизация в проектах». В рамках сессии перед группами стояла задача провести анализ положения дел в своих проектах, продумать механизмы связывания и соорганизации основных бизнес-процессов в проекте и выйти на подготовку сборочных докладов с ТЗ на проекты, которые они должны сделать в рамках своих корпораций (ОАК, ОДК и ОСК) и вузов (МАИ и ЮУрГУ).
В первом дне проектно-аналитической сессии (ПАС) приняли участие президент ПАО «ОАК» Юрий Слюсарь и президент АО «ГСС» Александр Рубцов. Руководители уточнили цели и задачи по проектам «Сервис SSJ-100» и «Модернизация SSJ-100». В части проекта по сервису Александр Рубцов отметил необходимость ГСС совместно с ОДК снижать стоимость лётного часа до 650$ (при имеющихся $950-1000), для чего необходимо провести работу как по двигателю (сокращение сроков по ремонту, увеличение пула запасных двигателей, снижение количества отказов), так и по самолёту — за счёт проекта по трансформации системы ППО.
Во второй день ПАС перед участниками выступил ректор МАИ, академик РАН, Михаил Асланович Погосян, который рассказал о практическом применении технологии Stage-gate Process как механизма связывания основных бизнес-процессов в проекте Sukhoi Superjet—100. Данная модель была разработана Робертом Купером для вывода на рынок инновационных продуктов и для управления портфелем проектов. Stage-Gate разбивает весь процесс разработки нового продукта на последовательность этапов, каждый из которых состоит из предписанных межфункциональных и параллельных рабочих процессов. Вход на очередной этап осуществляется через «точку принятия решений» (Gate, «гейт»). Эти гейты контролируют весь процесс, служат точками контроля качества и точками вынесения вердикта по дальнейшей судьбе проекта (в том числе его закрытия).
По словам Михаила Аслановича, «проект „Sukhoi Superjet—100“, был неким этапом осмысления того, какую ценность мы хотим создать и, вообще, понять, как мы себя видим на рынке гражданской авиации». В проекте было реализовано множество новых подходов в создании именно рыночного продукта: новые механизмы взаимодействия внутри компании (между всеми бизнес-процессами), выстраивание международной кооперации с партнёрами, тесное взаимодействие с заказчиками с самого старта проекта. Так, например, «за счёт эффективного применения современных цифровых технологий, удалось существенно снизить трудоемкость процесса разработки конструкторской документации, и сократить время внедрения конструкторской документации в производство. Мы впервые приняли решение о переходе на цифровые технологии проектирования и производства в полном объёме, которые до этого применялись фрагментами. Надо сказать, что мы реализовали новые подходы, в дальнейшем нам сильно помогло при запуске Т-50, Су-35. Если бы у нас не было такой успешной реализации в SSJ, то российские поставщики долго бы нам рассказывали, почему это сделать нельзя. Сейчас мы эту среду полностью сформировали, все военные программы реализуются в этой среде, и новые гражданские программы тоже». На базе программы SSJ-100 были разработаны корпоративные стандарты для внедрения их в систему управления проектами, сформированы методологии увязки программ по ресурсам, положения о прохождении ворот. В своём выступлении Михаил Асланович отметил, что «гейтовая система была тем инструментом, тем „международным языком“, который мы использовали при разговоре с поставщиками, с партнёрами и с заказчиками».
На материале проведённого мастер-класса группы должны были доработать свой проект и представить его в точке «Gate 0» — формулирование бизнес-идеи. От команд МАИ было представлено два проекта — «Цифровая платформа МАИ» (лидер проекта — Дмитрий Туев, студент пятого курса) и «Система разработки образовательных программ для цифровой экономики» (лидер — Петров Иван, заместитель начальника лаборатории № 4 НИО-101). Данные проекты будут разрабатываться в рамках реализации стратегии трансформации МАИ в Университет 3.0.
В третьем дне ПАС принял участие президент Делового совета Евразийского экономического союза (ЕАЭС), Председатель Наблюдательного совета Южно-Уральского государственного университета Виктор Борисович Христенко.
Он прокомментировал доклады групп, обратив особое внимание на доклады вузов: «мне были интересно услышать доклады МАИ и ЮУрГУ с точки зрения того, что образование должно существенно опережать развитие индустрии. Также интересным кажется, что подобные образовательные учреждения могут функционировать только в проектном режиме. Инженерное образование должно опережать индустриальное развитие, иначе это прямой путь к деградации», — подчеркнул Христенко. Виктор Борисович сказал, что для создания передовой системы инженерного образования нужно не только быть впереди индустрии по уровню компетенции и технологиям, но и требуется построение этой системы на основе сетевого взаимодействия. «В рамках сессии этот принцип получил начало своей реализации. Школа управления — это правильная площадка для подобного рода встреч».В четвертом модуле программы, который пройдёт в январе, группы должны будут доложить руководству своих компаний промежуточные результаты работ по проектам и утвердить со стейкхолдерами цели и задачи на работу проектных команд до окончания программы.
Татьяна Гаранкина |