15 марта 2021
ОАК и МАИ: два крыла авиационного комплекса России

В 2021 году исполняется 15 лет со дня основания ПАО «Объединённая авиастроительная корпорация», которое с 2019 года входит в крупнейшую промышленную корпорацию страны — Ростех. Безусловным лидером по подготовке кадров для ОАК и других компаний отечественной авиационной индустрии, важнейшим стратегическим научно-образовательным партнёром корпорации является Московский авиационный институт.

В рамках комплексного сотрудничества МАИ и ОАК осуществляются научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, реализуется непрерывная система подготовки и переподготовки кадров. Именно такой комплексный подход является ключом к достижению общей цели: наращиванию потенциала российского авиапрома и реализации перспективных программ по созданию высококонкурентных образцов авиационной техники.

Фактически научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы осуществляются со всеми ключевыми предприятиями ОАК по всему жизненному циклу продукции компаний, начиная с формирования документов к аван-проекту и заканчивая изготовлением опытных образцов агрегатов систем самолётов. Среди направлений взаимодействия — проведение прочностных и аэродинамических расчётов, математическое моделирование систем общесамолётного оборудования, решение оптимизационных, сертификационных и эксплуатационных задач.

Университетом выполняется комплексная программа подготовки кадров и переподготовки персонала. МАИ является партнёром ОАК по целевому набору студентов в интересах компаний, входящих в состав корпорации. Обучение проходит и в рамках действующих программ магистратуры, рассчитанных не только на выпускников бакалавриата, но и на опытных сотрудников отраслевых компаний, что позволяет им углубить свои профессиональные знания и получить новые, в том числе в смежной области. Процесс непосредственного обучения дополняется обменом опытом в группе слушателей.

Новое поколение самолётов

Сегодня МАИ участвует во всех перспективных проектах Ростеха и ОАК в сфере гражданской авиации. Ключевыми из них являются проекты авиалайнеров нового поколения SSJ-New и МС-21 и российско-китайского широкофюзеляжного дальнемагистрального самолёта CR929 (ШФДМС).

Важный проект, реализуемый с участием МАИ, — среднемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолёт МС-21, основным разработчиком которого выступает ПАО «Корпорация «Иркут». Внедрение инновационных решений и использование в конструкции большого объёма отечественных композитных материалов обеспечат МС-21 наилучшие технические характеристики среди самолётов своего класса. Вклад МАИ заключается в проведении прочностных расчётов самолёта.

МАИ активно работает и с филиалом ПАО «Корпорация «Иркут» — «Региональные самолёты» — в рамках проекта SSJ-New. Специалисты университета участвуют в опытно-конструкторских работах в части систем контроля перекоса самолёта, механизации крыла.

В проекте ШФДМС Московский авиационный институт также играет одну из важных ролей. Сотрудники университета выполняют работы по таким направлениям, как аэродинамика, аэроакустика, прочность, решение задач в части формирования план-проспекта сертификационного базиса и формирования перечня методов определения соответствия. Помимо этого, университетом выполнены работы в части определения концепции жизненного цикла самолёта, формирования облика системы интегрированной логистической поддержки. Таким образом, уже сейчас МАИ задействован во всех основных процессах, которые необходимы для обеспечения гейтового подхода к управлению программой.

Широкие возможности

Важную роль в работе над перспективными проектами играют центры компетенций, созданные в МАИ: Центр математического моделирования, Центр энергетических систем и другие.

В распоряжении Центра математического моделирования в 2020 году появился новый суперкомпьютер производительностью более 152 терафлопс, что существенно расширило возможности университета, связанные с проектированием авиационно-космической техники, созданием и внедрением в инновационные проекты прорывных технологий. Мощная машина предназначена для виртуального тестирования конструкций и их элементов, расчётных исследований сопряженной аэродинамики и прочности крыла, изучения усталостной прочности композиционных и металлических конструкций, в том числе расчётного прогнозирования развития дефектов и повреждений и др.

— Московский авиационный институт планирует наращивать мощности оборудования, — подчёркивает директор Дирекции перспективных научных программ МАИ Роман Клиновский. — Мы стремимся к тому, чтобы наши возможности превосходили все потребности наших ключевых партнёров, к которым относится ПАО «ОАК».

Совместно с ОАК с 2020 года начата реализация комплекса решений по моделированию и контролю весовых характеристик высокотехнологичных продуктов. Так называемая весовая платформа — это уникальный инструмент, который позволяет решать конструкторские задачи на всех этапах жизненного цикла изделия. Проект включает в себя создание единой базы данных прототипов, полноценной системы работы со статистическими данными и прогнозированием развития проекта изделия, формирование цифровой модели весового облика продукта.

Для пользователей будут доступны возможности расчёта массы пустого снаряжённого изделия, формирование системы лимитных масс, расчёт центровки и другие модули. Предполагается создание опциональных модулей под специфические потребности заказчика. Планируется предоставлять заказчику комплексный продукт, который будет включать в себя лицензию на программный комплекс, образовательные услуги, услуги по IT-консалтингу, техническую поддержку пользователей.


Развитие сотрудничества

С 2020 года на базе МАИ функционирует опытная лаборатория технологий и конструкций из полимерных композиционных материалов АО «АэроКомпозит». Здесь проводятся исследования композиционных материалов, отработка технологии изготовления на их основе опытных образцов, а также проверка заложенных в них конструктивных и технологических параметров. В настоящее время основная задача АэроКомпозита — проектирование и изготовление композитного крыла для МС-21. Помимо этого, компания активно участвует в проектировании крыла для ШФДМС.

Лаборатория АО «АэроКомпозит» — это не только технологическая площадка, но и место, где студенты и аспиранты МАИ получают профессиональные навыки в рамках практических и лабораторных занятий, экскурсий и мастер-классов, а также научных и опытно-конструкторских работ.

Одним из направлений дальнейшего развития сотрудничества МАИ и ОАК являются совместные работы в части сверхзвукового пассажирского самолёта. В качестве научно-технического задела могут быть использованы результаты работы Научного центра мирового уровня (НЦМУ) «Сверхзвук», в консорциум которого входит Московский авиационный институт.

Инженеры будущего

Московский авиационный институт лидирует по количеству выпускников, трудоустраивающихся в различные подразделения Объединённой авиастроительной корпорации. В среднем более 300 выпускников программ высшего образования МАИ ежегодно становятся сотрудниками ОАК. Часть из них проходит подготовку в МАИ по целевым направлениям от предприятий, входящих в состав ОАК. Основными заказчиками кадров в рамках целевой программы выступают ПАО «Компания «Сухой», ПАО «Ил» и ПАО «Корпорация «Иркут». В 2020 году по целевым направлениям только от этих компаний в МАИ было принято порядка 60 студентов.

Показательно, что привлечением наиболее перспективных абитуриентов МАИ и ОАК также занимаются совместно. Примеры такой работы: дни открытых дверей в университете с участием представителей предприятий, «Университетские субботы», маёвская смена в международном детском центре «Артек», проводимая в кооперации с ОАК, Олимпиада по авиации компании «Сухой» на базе МАИ и др.

С текущего учебного года Госкорпорацией Ростех запущена новая программа «Крылья Ростеха». ОАК — один из основных её участников. В МАИ были сформированы пилотные группы студентов, которые обучаются по расширенной программе с существенным усилением языковой и IT-подготовки. Быстрое погружение в рабочие процессы отрасли и возможность применить на практике получаемые в МАИ знания позволяют сформировать индивидуальную траекторию в профессии и уже после третьего курса направить лучших студентов на стажировку в один из ведущих зарубежных вузов в сфере авиа- и вертолётостроения. Академические успехи студентов поддерживаются с первого дня обучения ежемесячной стипендией в размере от 20 до 50 тысяч рублей в зависимости от индивидуального прогресса по ключевым предметам.

Говоря о подготовке будущих высококвалифицированных специалистов авиационной отрасли, нельзя не упомянуть совместную международную магистратуру Московского авиационного института и Шанхайского университета Цзяо-Тун, где на сегодняшний день обучаются более 200 студентов, из них порядка 40 целевиков от ОАК. Это проект, запущенный в 2017 году и направленный на формирование кадрового резерва для работы над уже упомянутым самолётом ШФДМС. Обучение ведётся по трём направлениям: «Проектирование агрегатов из полимерных композиционных материалов», «Управление жизненным циклом изделия при проектировании воздушных судов» и «Двигатели летательных аппаратов». Уникальность программы заключается в том, что учебные группы включают в себя и китайских, и российских студентов, а подготовка проходит на территории двух стран.


По окончании обучения выпускники получают сразу два диплома — МАИ и ШУЦТ. Всего в рамках совместной программы подготовлено более 100 молодых специалистов, многие из которых уже ведут профессиональную деятельность в структурах ОАК. В этом году на защиту магистерских диссертаций вышли ещё более 50 выпускников. В марте 2021 года на работу в ОАК отправится следующий поток дипломированных выпускников магистратуры.

— Безусловным преимуществом магистратуры является работа над реальным проектом, — отмечает ведущий специалист Дирекции перспективных научных программ МАИ Александр Хван. — Уже на этапе собеседования студенты должны не только ответить на профильные вопросы, но и продемонстрировать свои знания о проекте ШФДМС перед представителями ОАК.

Студенты с первого же дня своего обучения погружаются в текущие задачи проекта. Они трудоустраиваются в целевые отделы компании-разработчика самолёта и впоследствии защищают свои магистерские диссертации по теме будущей работы. Адаптация к рабочему процессу для таких студентов происходит во время обучения. Смешанные российско-китайские учебные группы помогают студентам из двух стран наладить контакт между собой, что способствует облегчению международной коммуникации уже во время рабочего процесса.

Повышение квалификации

Сегодня в авиаиндустрии востребованы молодые инженеры, обладающие не только высокой квалификацией, но и лидерскими компетенциями, в совершенстве владеющие инструментами управления проектами и программами. Задачу подготовки таких кадров с 2017 года решает Школа управления МАИ.


К настоящему моменту были реализованы три основные программы с участием сотрудников ОАК по тематикам перехода корпораций на бизнес-модель жизненного цикла. Всего подготовку по программам, которые были разработаны и проведены в кооперации с ведущими экспертами отрасли, прошли 25 человек из руководящего состава ОАК и дочерних предприятий. В ходе программ команды работали над такими проектами, как «Сервис SSJ-100», «Модернизация SSJ-100», «Широкофюзеляжный дальнемагистральный самолёт CR929», «Трансформация композитного производства ДЗО ПАО «ОАК».

— Команды Школы управления формируются из сотрудников высокотехнологичных корпораций, специалистов центров компетенций МАИ и талантливых студентов университета. То есть в них входят не только люди, ответственные за конкретные бизнес-процессы, но и представители МАИ — носители компетенций, требуемых для решения задач проектов, — рассказывает директор Дирекции перспективных образовательных программ МАИ Дмитрий Кайсин. — Студенты проходят отбор на программу и определяются с интересующим их проектом, проходят конкурс на соответствие всем требованиям и анализируют деятельность корпорации. Для них это шанс не только получить управленческий опыт, но и пройти стажировку или трудоустроиться в корпорацию или центр компетенций МАИ. А для сотрудников корпораций и центров компетенций это возможность взглянуть на свой проект под новым углом благодаря студентам, которые задают вопросы и креативно смотрят на проект.

Также МАИ реализует программы дополнительного профессионального образования, которые могут быть представлены как в стандартном формате, так и в виде индивидуального продукта, разработанного под актуальные для заказчика задачи. За последние четыре года в интересах предприятий, в том числе входящих в ОАК, было разработано более 10 таких уникальных программ. При этом только за два года, с 2018 по 2020, подготовку на базе МАИ прошли более 200 сотрудников ОАК.

Не останавливаться на достигнутом

Совместная работа МАИ и ОАК по развитию авиастроительного комплекса России ведётся уже 15 лет и будет продолжаться в дальнейшем.

Существующие направления взаимодействия МАИ и ОАК постоянно расширяются и видоизменяются в соответствии с актуальными требованиями индустрии: совершенствуются программы целевого приёма и повышения квалификации специалистов, совместные научные исследования выходят на новый уровень.

Комплекс мероприятий, инициированный МАИ с целью популяризации среди молодёжи авиастроения как профессиональной области, уже принёс свои плоды. За прошедшие четыре года средний балл ЕГЭ абитуриентов МАИ вырос более чем на 14 пунктов. Это свидетельствует о том, что всё больше талантливых и мотивированных молодых людей выбирают для себя карьеру в авиационной отрасли.

Сегодня ОАК, Ростех и МАИ формируют будущее российского авиапрома, и достигнутые успехи будут только приумножаться в рамках новых совместных работ.


Главное фото: Сергей Бобылев/ТАСС

"Крылья Родины"
Юлия Мартынова