Меры безопасности от мошенников

Общие меры безопасности от мошенников

Остерегайтесь незнакомых людей (обычно очень словоохотливых), предла­гающих выгодную сделку или продающих товар по заниженной цене (воро­ванный или некачественный). Важный сигнал опасности – ощущение, что Вам неожиданно и несказанно повезло.

Будьте скептиком, не верьте убедительным на первый взгляд объяснениям («выставочная партия», «всё распродаём и заканчиваем торговлю», «парт­нёрам некогда ждать», «сегодня юбилей шефа» и т.п.). Не обманывайтесь на изысканные манеры, чрезмерное обаяние, иномарки и т.п.

Никогда не играйте в азартные игры (лотереи, карты, напёрстки и т.п.).  

В процессе совершения сделки с незнакомыми людьми никогда не переда­вайте им деньги в руки даже на самое короткое время, каким бы благовид­ным ни был предлог.

Давая объявление в газету или в «Интернет» о продаже или покупке ценных вещей, недвижи­мости, никогда не указывайте свой адрес или телефон, обходитесь рабочими координатами.

Покупать с рук ценные вещи лучше в присутствии своих друзей или родст­венников. Проверьте упакованный товар перед оплатой и уже не отдавайте продавцу во избежание подмены.

Никогда не покупайте и не продавайте с рук валюту.

Давая деньги в долг, берите письменные расписки, которые могут приго­диться при необходимости обратиться в суд.

Не торопитесь поднимать бумажник с деньгами, неожиданно оказавшийся у Вас под ногами. Если в этот момент к Вам подойдёт человек и заведёт разговор о находке, тут же отойдите в сторону. Будет приставать – скажите, что обратитесь в полицию.

Если Вы стали жертвой мошенничества, немедленно обратитесь с заявлени­ем о происшествии в полицию. В полицию следует также обратиться, даже если сделка была незаконной, так как есть возможность стать жертвой шантажа со стороны обманувших Вас людей.

За последнее время увеличилось число мошенничеств, совершённых с использованием новых технологий и высокотехнологичных устройств – пластиковые карты, мобильные телефоны, компьютеры.

Чтобы не поддаться на уловки злоумышленников, достаточно знать, как они действуют, сохранять бдительность и соблюдать правила пользования банковскими картами и средствами сотовой связи, а также знать несколько правил поведения в сети Интернет.

В разделе «Меры безопасности от мошенников» приведены статьи: «Мошенничество с банковскими картами», «Телефонное мошенничество». Советуем с ними внимательно ознакомиться.

Следует также учитывать, что мастерство и тактические приёмы мошенников постоянно совершенствуются. Поэтому, чтобы не оказаться их жертвой, настоятельно рекомендуем Вам регулярный просмотр телепередач («Человек и закон», «Обзор. Чрезвычайное происшествие», «Информационная программа 112», «Осторожно, мошенники!» и т.п.) и соответствующих интернет-сайтов.

Мошенничество с банковскими картами

Использования банковских карт оставляет множество лазеек для мошенников. Происходит следующее: Вы, выполняя указания мошенников, сами не замечая, сообщаете злоумышленникам реквизиты своей банковской карты (цифры на лицевой и оборотной стороне, срок действия и даже ПИН-код), в результате они получают доступ к Вашему счёту.

Появился и сравнительно новый вариант данного способа мошенничества – получение персональных данных и реквизитов карты под предлогом оформления кредита на выгодных условиях.

Разновидностью указанного способа мошенничества является также рассылка SMS-сообщений с информацией о снятии денежных средств и указанием номера телефона для справок.

Поэтому никогда не торопитесь сообщать реквизиты вашей карты, ни одна организация, включая банк, не вправе требовать Ваш ПИН-код! Банки и платёжные системы никогда не присылают писем и не звонят на телефоны граждан с просьбой предоставить свои персональные данные.

Помните, без Вашего согласия карту никто и никогда не может заблокировать, а, чтобы устранить любую банковскую неполадку, Вам лично нужно присутствовать в банке, а не перечислять деньги на чужие счета и номера сотовых телефонов.

Для того, чтобы проверить поступившую информацию о блокировании карты, необходимо позвонить в клиентскую службу поддержки банка. Скорее всего, Вам ответят, что никаких сбоев на сервере не происходило, а Ваша карта продолжает обслуживаться Банком.

Телефонное мошенничество

Цель мошенников – заставить граждан передать свои денежные средства «добровольно». Они хорошо знают психологию людей и используют следующие мотивы: беспокойство за близких и знакомых, беспокойство за свой телефонный номер, счёт в банке или кредитную карту, любопытство –  желание получить доступ к SMS и звонкам других людей.

И сколько не информируют органы правопорядка и средства массовой информации о том, как правильно нужно вести себя в подобных ситуациях, очень многие продолжают верить мошенникам, в результате чего лишаются своих сбережений. 

Звонок от «родственника» или «друга»

Схема обмана проста. Звонок поступает с незнакомого номера на мобильный или домашний телефон. Чаще всего мошенник представляется родственником и взволнованным голосом сообщает, что задержан сотрудниками полиции и обвинён в совершении того или иного преступления. Это может быть дорожно-транспортное происшествие, хранение оружия или наркотиков, нанесение тяжких телесных повреждений и даже убийство.

Далее в разговор вступает, якобы, сотрудник полиции. Он уверенным тоном сообщает, что уже не раз помогал людям таким образом. Для решения вопроса необходима определённая сумма денег, которую следует привезти в назначенное место, передать какому-либо человеку, либо перевести на банковский счёт (абонентский номер телефона). Цена вопроса составляет до нескольких десятков тысяч рублей.

Ни в коем случае не называйте звонящему какой-либо дополнительной информации о себе, а постарайтесь выяснить, кто находится с Вами на связи. Если звонок от, якобы, близкого родственника или знакомого, обязательно задайте ему вопросы личного характера, ответы на которые помогут определить не является ли он мошенником, умело имитирующим голос близкого Вам человека. Примеры вопросов: как зовут других Ваших родственников, домашних питомцев, когда и где Вы последний раз виделись и т.п. Если у Вас закралось подозрение о мошенничестве – сообщите, что плохо слышите звонящего, это даст Вам дополнительное время на обдумывание и совершение дальнейших действий.

Звонящий может находиться как в местах заключения, так и на свободе. Набирая телефонные номера наугад, мошенник произносит заготовленную фразу, а далее действует по обстоятельствам. Нередко жертва сама случайно подсказывает имя того, о ком она волнуется.

Главным правилом в такой ситуации является – прервать разговор и пробовать дозвониться, якобы, потерпевшему по всем известным Вам номерам. В случае неудачи – его друзьям, родственникам, коллегам.

Не впадайте в панику, настойчиво пытайтесь дозвониться – помните, что люди могут находиться в зоне плохой связи, например, в дороге. Если человек не берет трубку – напишите SMS с просьбой срочно и немедленно перезвонить. Как показывает практика, в большинстве случаев установить связь или примерное местоположение интересующего лица удаётся в течение нескольких минут.

SMS-просьба о помощи

Абонент получает на мобильный телефон SMS-сообщение с неизвестного телефона примерно следующего содержания: «У меня проблемы, кинь 900 рублей на этот номер. Мне не звони, перезвоню сам». Нередко добавляется обращение «мама», «друг» или другие.

В таких ситуациях не реагируйте на SMS с незнакомых номеров о материальной помощи. Постарайтесь связаться со знакомым по известному Вам номеру и уточнить, есть ли у него проблемы с отключением телефона.

«Ошибочный» перевод денежных средств

Вам от имени оператора приходит SMS-сообщение с текстом, сообщающим о поступлении на Ваш счёт определённого количества средств. Пока Вы задаетесь вопросами, как и откуда, могли прийти деньги, приходит другое SMS-сообщение с текстом, что деньги внесли на Ваш счёт по ошибке и просят вернуть такую же сумму на «правильный» абонентский номер.

Либо человек, «ошибочно положивший Вам деньги на телефон», звонит лично и вежливо, но весьма настойчиво просит вернуть средства. Многие попадаются на этот обман, потому как суммы здесь фигурируют небольшие.

Не исключено, что иногда такие ошибки и вправду случаются, но довольно редко. Чаще всего никто Вам никаких денег «по ошибке» не переводил, мошенники просто генерируют SMS-сообщения от имени Вашего оператора сотовой связи.

В этом случае просто проверьте баланс Вашего счёта, чтобы удостовериться, чтобы достоверно узнать, был ли он пополнен на запрашиваемую незнакомым человеком сумму.

Телефонный номер-«грабитель»

Телефонный номер-«грабитель» – это платный номер или интернет-ссылка, за один звонок или выход на которые со счёта списывается определённая денежная сумма. Вам приходит SMS с просьбой перезвонить на указанный номер мобильного телефона. Просьба может быть обоснована любой причиной – помощь другу, изменение тарифов связи, проблемы со связью и так далее. После того как Вы перезваниваете, Вас долго держат на линии. Когда это надоедает, Вы отключаетесь – и оказывается, что с Вашего счёта списаны крупные суммы.

Происходит следующее. Существуют сервисы с платным звонком. Чаще всего это развлекательные сервисы, в которых услуги оказываются по телефону и дополнительно взимается плата за сам звонок. Реклама таких сервисов всегда информирует о том, что звонок платный. Мошенники регистрируют такой сервис и распространяют номер без предупреждения о снятии платы за звонок.

Другие варианты этого вида мошенничества выглядят так. Абоненту приходит SMS-сообщение, содержащее объявление с предложением стабильной работы с высокой зарплатой. Для получения информации о работе предлагается отправить SMS или позвонить на короткий номер (повышенная стоимость SMS или платный автоответчик!).

Приходит SMS, что Вы подписаны на какую-то услугу (получение прогноза погоды и т.п.) несколько дней бесплатно. Чтобы отключиться, нужно набрать сообщение STOP на такой-то четырёхзначный номер. Если отправите SMS, то денег на счету заметно поубавится.

Единственный способ обезопасить себя в этой ситуации – не звонить по незнакомым номерам и не отправлять SMS.

Телефонные вирусы

Существует множество вариантов таких мошенничеств. Например, мошенники рассылают владельцам мобильных устройств сообщения с предложением загрузить «открытку», «подарок» и т.п. по Интернет-ссылке. Переходите по ссылке – и со счёта списывается часть денег, или в телефон загружается вирус, в результате чего в последующем происходит ежедневное списание средств с телефонного счёта.

Если абонент незнаком, а номер неизвестен, чтобы избежать ущерба просто открывайте вложенные файлы и не переходите по ссылкам.

Простой код от оператора связи – предложение услуги или другой выгоды

Вам поступает звонок, либо приходит SMS-сообщение, якобы, от сотрудника службы технической поддержки Вашего оператора мобильной связи. Обоснования этого звонка или SMS могут быть самыми разными: предложение подключить новую эксклюзивную услугу; для перерегистрации во избежание отключения связи из-за технического сбоя; для улучшения качества связи; для защиты от СПАМ-рассылки; предложение принять участие в акции от Вашего сотового оператора.

Вам предлагается набрать под диктовку код или сообщение SMS, которое подключит новую услугу, улучшит качество связи и т.п. На самом деле код, который Вам предложат отправить, является комбинацией для осуществления мобильного перевода денежных средств со счёта абонента на счёт злоумышленников.

Достаточно ввести код, который на самом деле спишет средства со счёта.

К таким сообщениям относитесь критически и не спешите выполнить то, о чём просят. Лучше позвоните в сервисную службу своего оператора связи, сообщите о пришедшей на Ваш телефон информации и узнайте, какая сумма спишется с Вашего счёта при отправке SMS или звонке на указанный номер.