Заседание ученого Совета МАИ 31 мая 2010 ГОДА

31 мая состоялось очередное заседание ученого Совета МАИ, на котором выступал Ю. Ю. Комаров с докладом  «Состояние и перспективы  развития НИРС В МАИ». Фотографии с мероприятия будут чуть позже.

Посмотреть презентацию - PDF, 4.8 Мб.

Состояние и перспективы  развития НИРС В МАИ 

     Что в деятельности преподавателя является первичным – обучение студентов  или развитие науки? Ретроспектива  деятельности университетской системы  показывает, что в среде русской  профессуры прошлого века этот вопрос решался однозначно: «кто двигает науку, тот и учит». Если преподаватель прекращал научные исследования в области своих интересов, то он превращался в репетитора чужих истин, что считалось для ученого-педагога унизительным. В качестве приоритетов сегодняшнего развития научно-исследовательской работы в высшей школе можно принять концептуальные положения об университетах, сформулированные С.И. Гессеном еще в начале ХХ века:

     1) «Университет есть преподавание  через производимое на глазах  учащихся исследование… Единство исследования и преподавания означает прежде всего, что наука в университетском преподавании рассматривается всегда как еще не совсем разрешенная проблема, как нечто, находящееся в процессе исследования;

     2) «Задача университетского преподавателя не в том, чтобы учить, а в том, чтобы работать в своей науке, которой он может учить лишь в меру своей исследовательской работы. Он не «преподает» свой предмет, а высказывает публично свои научные взгляды – потому он и называется профессором (от латинского profiteor). Учащийся не просто учится, но занимается наукой, он – studiosus. Оба они двигают вперед науку. Учение и исследование здесь совпадают, и это равно касается как студентов, через учение приступающих в университете к самостоятельному исследованию, так и профессоров, через исследование продолжающих свое никогда не кончающееся учение…»

     В условиях реформирования структуры  образования и расширения хозяйственной  самостоятельности высших учебных  заведений возникают новые требования к содержанию и организации подготовки специалистов, включая систему поддержки научно-исследовательской работы студентов (НИРС).

     Творческие, созидательные способности выпускников  вузов сейчас не менее, если не более, важны, чем их теоретические знания. В этом аспекте особо важной является необходимость введения в перечне показателей, определяющих рейтинг вуза, параметров, характеризующих творческую компоненту, которая практически полностью определяется активностью студента в научно-творческом процессе. Эти качества высоко ценятся на современном рынке труда.

     Таким образом, раскрытие и становление  потенциальных личностных способностей студентов, их творческих возможностей, являются ведущими в системе обучения и воспитания.

     Приоритетным  направлением НИРС является сохранение и развитие научно-технического потенциала высшей школы за счет приобщения к научной деятельности студентов; разработки и использования новых организационных форм, экономических и социально-психологических методов управления научно-исследовательской деятельностью студентов.

     Для вуза важнейшим направлением реализации данного положения является привлечение  основной массы студентов к деятельности в системе НИРС. Учебный процесс в вузе должен представлять собой синтез обучения, производственной практики и научно-исследовательской работы студентов. При этом преобразования в системе НИРС должны базироваться не только на разработке новых путей и методов ее развития, что, безусловно, важно, но и на использование многолетнего предшествующего отечественного и зарубежного опыта подготовки специалистов, отвечающего требования мировых стандартов.

     Необходимо  переосмыслить содержание учебных  программ и планов, насытить их специальными дисциплинами, связанными с подготовкой  к научно-исследовательской работе, а также признания НИРС важнейшей составляющей образовательного процесса с точки зрения специализации будущего выпускника.

     Особенную важность НИРС приобретает сейчас, при переходе на двухступенчатую  систему образования. Обучение в  магистратуре полностью посвящено научно-исследовательской работе.

     Включение МАИ в программу национальных исследовательских университетов (НИУ) требует большей эффективности  НИРС как составляющей части образовательного процесса. Необходимо использовать приобретаемое  оборудование (современное и уникальное) с большей отдачей как в учебном процессе, так и в проведении исследований.