Отдел по НИРС и СКБ

Научно-исследовательская работа студентов – важнейшая составляющая образовательного процесса в вузе

Актуальность развития системы НИРС в вузе.

     В условиях реформирования структуры образования и расширения хозяйственной самостоятельности высших учебных заведений возникли новые требования к содержанию и организации подготовки специалистов, включая систему поддержки научно-исследовательской работы студентов (НИРС). 

    Функционирование системы НИРС является не самоцелью, а служит формированию и развитию студентов, как творческих личностей, способных обосновано и эффективно, решать возникающие перед ними задачи. Творческие, созидательные способности выпускников вузов сейчас не менее, если не более, важны, чем их теоретические знания. В этом аспекте особо важной является необходимость введения в перечне показателей, определяющих рейтинг вуза, параметров характеризующих творческую компоненту, которая практически полностью определяется активностью студента в научно-творческом процессе. Эти качества высоко ценятся на современном рынке труда. Таким образом, раскрытие и становление потенциальных личностных способностей студентов, их творческих возможностей, являются ведущими в системе обучения и воспитания. 

     Приоритетным направлением НИРС является сохранение и развитие научно-технического потенциала высшей школы за счет приобщения к научной деятельности студентов; разработки и использования новых организационных форм, экономических и социально-психологических методов управления научно-исследовательской деятельностью студентов. Для вуза важнейшим направлением реализации данного положения является привлечение основной массы студентов к деятельности в системе НИРС, авторитет которой необходимо полностью восстановить и развивать дальше. Учебный процесс в вузе должен представлять собой синтез обучения, производственной практики и научно-исследовательской работы студентов. При этом преобразования в системе НИРС должны базироваться не только на разработке новых путей и методов ее развития, что, безусловно, важно, но и на использование многолетнего предшествующего отечественного и зарубежного опыта подготовки специалистов, отвечающего требованиям мировых стандартов. Необходимо переосмыслить содержание учебных программ и планов, насытить их специальными дисциплинами, связанными с подготовкой к научно-исследовательской работе, а также признания НИРС важнейшей составляющей образовательного процесса с точки зрения специализации будущего выпускника. Развитие НИРС как неотъемлемой составной части образовательного процесса является функциональной должностной обязанностью структур вуза. Соответственно, деятельность вузов по раскрытию и становлению потенциальных личностных способностей студентов, их творческих возможностей должно стать ведущей в системе обучения и воспитания.


     К сожалению, решению поставленной задачи усиления роли НИРС в жизни современных вузов была поставлена преграда. Экономический кризис начала и середины 90-ых годов прошлого столетия пагубно отразился на высшей школе России, прежде всего на уровне ее государственного финансирования, поставив под угрозу качественное воспроизводство интеллектуального потенциала страны. Проблемы в социальной сфере и неопределенность в обществе привели к разрушению привычной системы культурных ценностей, что сказалось на потере интереса молодежи к науке. 

     На организацию НИРС в МАИ кризис того периода оказал крайне негативное влияние: сократилось число студентов, вовлеченных в НИРС, уменьши лось количество конкурсов и конференций, ухудшилось обеспечение мероприятий НИРС, что негативно отразилось на качестве организации НИРС. Например, в 1993 году, впервые за всю историю НИРС МАИ, вообще не проводился институтский конкурс по причине полного отсутствия работ. Некоторое оживление в 1994-1996 годах также не придавало оптимизма: в среднем порядка 20 работ на вуз, в котором обучалось более 12000 человек и который еще 10 лет назад славился своими СКБ и НИО.

  Экономические проблемы привели к массовому оттоку научных сотрудников, профессорско-преподавательского состава, инженерно-технических работников, занятых в организации НИРС в МАИ. Кадровые потери казались невосполнимы из-за отсутствия желающих на кафедрах и факультетах МАИ участвовать или поддерживать мероприятия НИРС при отсутствии финансирования. Большая часть денежных средств уходила на обеспечение жизненно важных нужд вуза: выплата заработной платы, оплата коммунальных услуг. Потеря опытных преподавателей, воспитавших не одно поколение студентов, плодотворно занимавшихся НИРС, ухудшение качества мероприятий НИРС, практически полное отсутствие финансирования, привело к дискредитации научно-исследовательской деятельности студентов и поставило под сомнение целесообразность существования НИРС. Тем не менее руководство МАИ, осознавая позитивную роль в привлечении студентов к НИРС и углублению у молодежи интереса к творчеству, предприняло ряд мер по реанимации структуры НИРС. Для выхода из кризиса требовалось активизировать научную работу среди студентов, выявлять среди них наиболее одаренных, углублять у молодежи интерес к творческой деятельности. Учитывая изменившиеся реалии в социокультурной среде, особое внимание предполагалось придать проработке вопроса по стимулированию интереса студентов к занятию НИРС. Также необходимо было вернуть доверие и поддержку руководства кафедр, убедить в необходимости вложения сил и средств для воспитания научной молодежи. Это стремление не всегда встречало понимание кафедр, где новые экономические отношения настолько повлияли на умы оставшихся сотрудников и преподавателей, что не считалось возможным заниматься какой-либо деятельностью, не входящей в рамки учебного процесса, при отсутствии финансирования. Многие студенты даже и не подразумевали о возможности углубленных научных исследований. Для решения этой проблемы была организована широкомасштабная и длительная разъяснительная работа. Немногочисленные преподаватели, оставшиеся верные делу воспитания научной молодежи, на лекциях, семинарах, и просто в беседах студентам рассказывали о НИРСе, о возможности участвовать в конкурсах и конференциях. Студенты приходили в СКБ, ОСКБ и пробовали свои силы в конструировании и создании реальных систем.

     Сейчас активно используется всемирная сеть Интернет и электронная почта. На сервере nirs.mai.ru создана электронная страница НИРС МАИ, которая постоянно обновляется и дополняется. Совет по НИРС МАИ регулярно, через печатные органы (газеты «От винта», «Пропеллер», "Взлётная полоса") осуществляет публикацию статей о своей деятельности, о проведенных конкурсах и конференциях, об успехах студентов, занятых НИРС и т.д..


     Комплексная система НИРС – непременная составная часть подготовки специалистов в вузе. Основным принципом организации системы НИРС в вузе является последовательность и всесторонность усвоения и использования методов и техники выполнения научных исследований и реализации их результатов; преемственность научно-исследовательской работы по стадиям (курсам) обучения, логичность усложнения методов, видов и форм научного творчества, к участию в котором привлекаются студенты. НИРС следует вести на всех стадиях (курсах) и организационных уровнях (кафедральном, факультетском, вузовском) учебного процесса. Экономический хаос начала и середины 90-ых годов прошлого столетия, вызвавший кризис системы НИРС преодолевается посредством использованию накопленного объема положительно зарекомендовавших себя различных организационных форм привлечения студентов к участию в научно-исследовательской работе, среди которых можно выделить следующие:

     1. Учебно-исследовательская работа (УИР), предусматриваемая учебными планами, в ряде вузов это курсовая научно-исследовательская работа (КНИР).

     2. Включение элементов НИР в учебные занятия, задания, работы, предусмотренные учебными планами и программами.

 3. Дипломные проекты и работы с исследовательскими разделами или целиком научно-исследовательского характера, в том числе реальные проектные коллективные комплексные или междисциплинарные работы.

    4. Индивидуальные научно-исследовательские работы студентов, выполняемые сверх учебных планов, в том числе такие, когда студент последовательно осваивает и углубляет постановку определенной проблемы под руководством одного преподавателя, специализируясь на его тематике в продолжении всего времени обучения в вузе.

    5. Студенческие научные кружки при кафедрах.

    6. Студенческие научно-исследовательские, конструкторские, проектные, технические, экономические, и иные творческие объединения (СКБ, СтудНИИи др.).

   7. Привлечение студентов к выполнению госбюджетных, договорных НИР (по тематическим планам вузов, договорам с предприятиями различных организационно-правовых форм, целевым и иным научным программам инновационным разработкам).

  8. Привлечение студентов к работе в научно-исследовательских, проектных, исследовательских, экономических и других учреждениях Министерств и ведомств, предприятий и организаций Развитию основных форм НИРС способствуют проводимые на всех уровнях от кафедры до страны организационно-массовые мероприятия, такие как:

·Научные семинары и конференции;

·Конкурсы научных работ;

·Олимпиады по дисциплинам и специальностям

·Смотры курсовых, дипломных, научно-исследовательских и иных работ.

·Организационно-массовые мероприятия подкрепляются состязательными мероприятиями, стимулирующими развитие как системы НИРС, так и творчества каждого студента (смотры-конкурсы кафедр, вузов, конкурсные работы и т.д.). 


     Состязательные мероприятия оказывают значительное влияние в развитие НИРС. Они осуществляются на внутривузовском, межвузовском, всероссийском и международных уровнях. Использование Советом по НИРС МАИ широкого спектра форм привлечения студентов к научно-исследовательской работе, привело к тому, что количество работ, подаваемых на институтский конкурс, колеблется около отметки 100. Оперируя реальным увеличением числа студентов, вовлекаемых в НИРС, удалось увеличить финансирование мероприятий НИРС, так как это является реальным вкладом в повышение престижа МАИ и рост рейтинга популярности вуза. Учитывая, что в процессе НИРС студенты приобретают опыт творческого использования получаемых в вузе знаний, было принято решение использовать данный аспект для подготовки высокопрофессиональных кадров. Развивается индивидуальная подготовка студентов. Анализ результатов индивидуальной подготовки показывает, что среди студентов, обучающихся по индивидуальному плану, большинство активно вовлечены в мероприятия НИРС. Выделяется разгрузка для профессорско-преподавательского состава, занятого в программе индивидуального обучения. Одним из основных условий для перевода студента на индивидуальную форму обучения является углубленное изучение конкретных научных проблем. При внесении изменений в учебный план такой студент получает возможность уделять больше внимания тем дисциплинам, которые необходимы для изучениявыбранной проблемы. При этом студенческие разработки непосредственно связаны с послевузовской профессиональной деятельностью.

     Индивидуальная подготовка ведется по двум направлениям. 

  Первое – это подготовка студентов по заказам кафедр МАИ, второе – по заказам предприятий аэрокосмических предприятий. В результате индивидуальной подготовки внутри МАИ в основном пополняется аспирантура. Индивидуальная подготовка по заказам предприятий обеспечивает кадровое пополнение этих учреждений, сокращение времени на адаптацию выпускников МАИ к условиям предприятия и учет специальных требований предприятий в программах обучения. В целях совершенствования учебного процесса в МАИ, и в интересах удовлетворения потребностей как студентов, так и предприятий - заказчиков в целевом обучении, а также в целях упорядочения процессов организации индивидуального обучения в МАИ, ежегодно выходит приказ о зачисление студентов на обучение по индивидуальному плану на учебный год. Совет по НИРС МАИ уделяет значительное внимание вопросам индивидуальной подготовки студентов по заказам предприятий аэрокосмической отрасли России (ФГУП РСК «МиГ», АООТ «ОКБ имени Сухого», ГосМКБ «ВЫМПЕЛ» имени И.И. Торопова и др.). Так, например, количество студентов МАИ, проходивших индивидуальную и целевую подготовку на РСК «МиГ» постоянно увеличивается. Одна из причин уменьшения «контрактников» - отмена отсрочки от службы в Российской армии с 1 января 2008 года. повышения престижа МАИ и расширения контактов вуза по приоритетным направлением деятельности НИРС становится организация конкурсов и конференций НИРС Всероссийского масштаба. В 1998 году при поддержке Академии проблем качества России, в МАИ был проведен 1-й Всероссийский открытый конкурс курсовых и дипломных проектов студентов «Технология производства ЛА и Качество авиационной техники». В конкурсе участвовали 6 вузов России, представивших 28 работ. На заключительном заседании были заслушаны 12 лучших докладов и определены победители конкурса. Средства на премирование победителей и вручение поощрительных призов были предоставлены ООО «Овионт» и Российским центром «Ростест – Москва».

На 2008 год запланирован и уже объявлен конкурс научных работ студентов, аспирантов и молодых специалистов по обеспечению качества на всех этапах жизненного цикла изделий, посвященный 100-летию со дня рождения В. В. Бойцова при активной поддержке Федерального Агентства по техническому регулированию и метрологии. Учитывая возросший уровень организации НИРС в вузе, приказами Министерства образования и науки РФ на базе МАИ были дважды проведены открытые конкурсы дипломных проектов студентов по специальности «Проектирование авиационной техники». Спонсором этих конкурсов выступило Российское объединение фирмы «Boeing». Проведены конкурсы, посвященные: 100-летию со дня рождений Воронина П. А. (2003 г.); 65-летию ОКБ им. А. И. Микояна (2004 г.); 80-летию со дня рождения Самойловича О. С. (2006 г.); 150-летию со дня рождений Э. К. Циолковского, 100-летию со дня рождения С. П. Королева, 50-летию запуска первого искусственного спутника Земли (2007 г.). По результатам лучших исследований издано пять сборников трудов МАИ.


     Обобщая опыт НИРС МАИ, накопленный за предыдущие десятилетия, учитывая при этом особенности настоящего времени, очевидно, что принципиальной основой развития НИРС МАИ является: качественно новые взаимодействия учебного процесса и научной деятельности преподавателей, научных работников и студентов; обеспечение НИРС финансовыми, материальными и кадровыми ресурсами; создание системы мониторинга НИРС. Для системного решения проблем организации НИРС целесообразно выделить три основных вида научно-исследовательской деятельности, что предполагает различные задачи, формы и методы ее организации.

     Во-первых, это научно-исследовательская работа, встроенная в учебный процесс, основной задачей которой является активизация процесса обучения по принципу «чем выше ступень, тем больше самостоятельной работы». Содержание данного вида научной работы – изучение литературы, подготовка рефератов, докладов, курсовых работ и проектов.

   Во-вторых, это научные исследования, дополняющие учебный процесс. Здесь основной задачей является выход за рамки программы обучения, индивидуализация процесса обучения, создание условий для обеспечения непрерывности обучения в магистратуре или аспирантуре. Содержание научной работы на этом этапе – олимпиады, конкурсы, научные конференции, семинары.

    В-третьих, это научные исследования, параллельные учебному процессу. Основная задача – научная профессионализация студентов под руководством высококвалифицированных преподавателей и научных сотрудников, т.е. специализация, подготовка к конкретной области научной деятельности, выбор научного руководства. Содержание работы на этом этапе – участие в плановых научных исследованиях, выполняемым по госбюджетным и хозяйственным договорам, грантам.

   С ростом непосредственно числа студентов-участников НИРС улучшилось и качество НИРС. Наглядно этот факт можно проиллюстрировать, изучая динамику участия студентов МАИ во Всероссийских конкурсах, организуемых Министерством образования и науки РФ. Обращает внимание широкий спектр наук, к которым студенты МАИ проявляют интерес. Это соответствует статусу МАИ как университету. Прослеживается тенденция роста общественного признания результатов НИРС МАИ.


  Стимулирование развития системы НИРС в вузе. Важное значение для успешного функционирования Совета по НИРС и в целом системы НИРС вуза имеет совершенствование системы стимулирования студентов, ведущих научно-исследовательскую работу, преподавателей и сотрудников вуза, организующих и обеспечивающих выполнение научной работы студентами. Привлечь внимание студентов к научно-исследовательской работе может помочь учет ее исполнения и результатов при оценке знаний, полученных ими во время учебы. Такими стимулами для участия студентов в НИР являются зачет ее результатов как лабораторных, курсовых работ и проектов, как основание для зачета и приема экзаменов, а на старших курсах государственных экзаменов, дипломных работ и проектов. Важны публикации и депонирование научных работ.

     В этом направлении в июне 1996 года решением Ученого Совета МАИ поддержано предложение Совета по НИРС МАИ об учреждении 50 персональных стипендий Ученого Совета МАИ для студентов, особо отличившихся в НИРС. Тем же решением Ученого Совета МАИ было утверждено положение в соответствии с которым Совету по НИРС поручалась работа по отбору студентов и выдвижению кандидатур на получение именных стипендий Президента и Правительства России. Студенты, рекомендуемые для получения таких стипендий, имеют высокие достижения в области научных исследований, являются дипломантами и медалистами Министерства образования и науки РФ, имеют внедрения и публикации.

    Помимо присуждения специальных стипендий Совет по НИРС осуществляет программу материального поощрения победителей мероприятий НИРС. Данное направление не только поддерживает дух конкурентной борьбы среди студентов, но и стимулирует на получение более высоких результатов. Из средств факультетов выплачиваются премии победителям факультетских конкурсов НИРС. Победителей институтских и Всероссийских конкурсов НИРС премируют за счет стипендиального фонда МАИ. При этом размеры премий значительно увеличиваются с ростом значимости мероприятия. Премируются также все победители олимпиад и конференций.

   Помимо студентов-победителей премируются их непосредственные научные руководители из числа профессорско-преподавательского состава. Таким образом, осуществляется небольшая денежная компенсация за время, проведенное преподавателем со студентом. При этом руководитель заинтересован в том, чтобы его общение со студентом было наиболее продуктивным. Денежные средства для сотрудников и преподавателей выделяются из средств НИЧ института. Широко используются такие формы поощрения студентов, как представление лучших научно-исследовательских работ на конкурсы и выставки, награждение победителей грамотами и дипломами, командировки на иногородние, зарубежные мероприятия НИРС, зачисление на работу для выполнения хозрасчетных и бюджетных НИР.

     Хорошим стимулом активизации участия студентов в научной работе служит возможность получения рекомендаций для обучения или стажировки в зарубежном вузе, а по окончании вуза – для обучения в магистратуре или аспирантуре. В этом плане следует отметить сотрудничество НИРС МАИ с ассоциацией SAE (международная американская ассоциация инженеров). Эта организация является мировым лидером в создании передовых воздушных, наземных, водных и космических технологий. В настоящее время в МАИ действует единственный в России студенческий клуб «МАИ – SAE», и более тридцати студентов МАИ являются членами клуба, филиалы которого находятся во многих странах мира. Идет активный обмен научно-исследовательской информацией. Студенты и молодые ученые МАИ принимают участие в мероприятиях, проводимых SAE.

   За высокие результаты в научно-исследовательской работе студенты и преподаватели, а также сотрудники вуза, организующие и обеспечивающие функционирование разделов системы, морально и материально поощряются объявлением благодарностей, награждением грамотами, дипломами, призами, ценными подарками, денежными премиями и т. п.

   Научно-исследовательская работа студентов – важная часть учебного процесса. Она требует дальнейшего развития в соответствии с постоянно изменяющимися социальными и экономическими реалиями.