МАИ Образование
Наука
Жизнь
Разное

Краткая история МАИ

Ритуальная площадь

Московский авиационный институт (МАИ) был создан в 1930 г. Первоначально в нем было только два факультета — самолетостроительный и моторный с общим числом студентов 290 человек. Основу профессорско-преподавательского состава института составили работники ЦАГИ и МВТУ: Б. Н. Юрьев, Б. С. Стечкин, К. А. Ушаков и др. В этом же году в институте была создана аспирантура.

В 1932 г. организуется конструкторское бюро по самолетостроению. В этом КБ было создано несколько оригинальных типов самолетов, в том числе самолет «Сталь-МАИ», первый в мире самолет из магниевого сплава «ЭМАИ-1-34».

В 1935 г. институту было присвоено имя народного комиссара промышленности Серго Орджоникидзе.

МАИ

К 1940 г. МАИ сложился как ведущий научный и учебный центр по подготовке специалистов широкого профиля для авиационной науки и промышленности.

Новый этап в жизни института связан с Великой отечественной войной. Большая группа преподавателей и сотрудников МАИ ушли добровольцами на фронт.

С 1941 г. по 1943 г. институт находился в эвакуации в Алма-Ате. За годы войны МАИ выпустил более 2000 специалистов для авиационной промышленности страны.

Заслуги коллектива МАИ в период Великой отечественной войны были отмечены высокой Правительственной наградой — орденом Ленина, а более 100 преподавателей, сотрудников и студентов института были награждены орденами и медалями.

В послевоенный период начали развиваться новые отрасли авиационной науки и промышленности, целью которых стало создание реактивной техники различного назначения. В связи с этим МАИ с первых послевоенных лет сосредоточил усилия на создании условий для подготовки кадров нового профиля. В этот период были разработаны новые курсы лекций, введены в строй соответствующие им экспериментальные установки по реактивным и ракетным двигателям, аэродинамике сверхзвуковых скоростей.

Большое внимание стали уделять физико-математическим наукам, электронно-вычислительной технике, элементам автоматизированного проектирования и конструирования. Итогом этого этапа стало превращение авиационного института, ранее ориентированного в основном на самолетную и частично вертолетную технику, в авиационный политехнический вуз, обеспечивающий подготовку кадров для широкого круга научных и проектно-конструкторских организаций в области авиационной и ракетно-космической науки и промышленности.

С 60-х годов выпускники МАИ начали осваивать просторы вселенной. В числе первых космонавтов были В. Н. Кубасов, В. Н. Волков, В. И. Севастьянов. В общей сложности, космонавты-выпускники МАИ отработали в космосе почти 10 лет.

В 1979 г. был осуществлен запуск одной ракетой-носителем искусственных спутников Земли «Радио» и «Космос». В создании спутника «Радио» оригинальной негерметичной конструкции участвовали члены студенческого КБ МАИ «Искра».

МАИ

За большой вклад МАИ в дело подготовки специалистов, в год своего 50-летия институт был награжден орденом Октябрьской Революции.

C 2007 ректором МАИ является профессор, доктор технических наук Анатолий Николаевич Геращенко.

За последние годы в МАИ произошли значительные перемены. Несомненным признанием ведущего положения МАИ среди авиационных вузов стало создание Учебно-методического объединения вузов России в области авиации, ракетостроения и Космоса (УМО АРК), в котором головным ВУЗом был определен МАИ.

В настоящее время основу МАИ составляет 11 факультетов и 3 института на правах факультетов. Кроме того, МАИ имеет в своем составе 4 филиала, осуществляющих подготовку специалистов непосредственно для крупных авиационных и ракетно-космических центров. В 1995 г. на базе отделения военной подготовки был создан факультет военного обучения, а в 2006 г. — Учебный военный центр, где студенты проходят обучение по одной из военных специальностей, соответствующей профилю института и заключают контракт с Министерством обороны РФ о срочной службе.

МАИ является не только ведущим вузом страны, но и крупным исследовательским центром, в котором сделано много научных открытий.

Все последние годы растет конкурс при поступлении в институт, заметно улучшается качественный состав студенческого контингента, преподавателями отмечается повышение заинтересованности студентов в получении знаний.