МАИ
Образование Наука
Жизнь
Разное

Специальности факультета № 1
«Авиационная техника»

160201 — Самолето- и вертолетостроение

В рамках данной специальности ведется подготовка специалистов по четырем специализациям.

По специализации «Проектирование самолетов» ведется подготовка специалистов для работы в проектных и конструкторских подразделениях ОКБ, занимающихся разработкой самолетов различного назначения. Выпускники имеют глубокую проектно-конструкторскую подготовку и владеют современной технологией разработки конструкций с использованием ЭВМ.

По специализации «Проектирование вертолетов» ведется подготовка специалистов для работы в проектных и конструкторских подразделениях ОКБ, занимающихся разработкой вертолетов различного назначения. Выпускники обладают глубокими знаниями в области проектирования и конструирования вертолетов и владеют современной технологией разработки конструкций с использованием ЭВМ.

По специализации «Технологическое проектирование высокоресурсных конструкций» ведется подготовка специалистов для работы в конструкторских и технологических подразделениях ОКБ, разрабатывающих авиационную технику. Широкая проектно-конструкторская подготовка в сочетании с глубокими знаниями технологии производственных процессов позволяет им решать большой круг задач на стыке проектирования и производства.

Специализация «Нормирование летной годности и сертификация авиационной техники». Сертификация авиационной техники — это установление соответствия авиационной техники и ее производства требованиям действующих авиационных правил.

Сертификация авиационной техники является частью системы обеспечения летной годности гражданских воздушных судов и, следовательно, безопасности полетов в гражданской авиации, и направлена на создание гражданской авиационной техники, соответствующей государственным и международным требованиям к летной годности и охране окружающей среды от воздействия авиации.

Специфика знаний в области обеспечения летной годности авиационной техники гражданского назначения и безопасности полетов охватывает широкий круг знаний. К ним можно отнести бортовое оборудование, экология, расследование авиационных происшествий, проблемы человеческого фактора в авиации, выживаемость пассажиров и экипажа в авиационных происшествиях и инцидентах и ряд областей знаний, связанных с безопасностью полета воздушных судов.

Выпускники данной специализации успешно работают в различных организациях, связанных с гражданской авиацией: Авиационном регистре и Комиссии по расследованию авиационных происшествий Межгосударственного авиационного комитета, Службе поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации, Сертификационном центре «Норма», ОКБ «Туполев», ОКБ им. С. В. Ильюшина, РСК «МиГ», Инженерном центре корпорации БОИНГ и других организациях, связанных с созданием авиационной техники гражданского назначения.

160202 — Системы жизнеобеспечения оборудования летательных аппаратов

По данной специальности ведется подготовка специалистов для работы в ОКБ, занимающихся созданием систем спасения экипажа в аварийных ситуациях, систем кондиционирования ЛА, гидравлических и газовых систем управления полетом, а также в подразделениях самолетостроительных и вертолетостроительных ОКБ, занимающихся установкой агрегатов этих систем на ЛА различного назначения. Выпускники этой кафедры имеют глубокую подготовку в области проектирования и конструирования систем спасения и защиты ЛА с использованием современных технологий выполнения проектно-конструкторских работ с использованием вычислительной техники.

Современное воздушное судно немыслимо без систем, обеспечивающих его безопасность, жизнедеятельность экипажа и комфорт пассажиров, защиту воздушного судна от неблагоприятных атмосферных воздействий и пожара. Выпускники данной специальности получают глубокую фундаментальную подготовку, готовы к проектированию авиационных гидравлических систем, систем кондиционирования воздуха, систем аварийного покидания и средств индивидуального снаряжения. Благодаря широте полученных знаний, инженеры, выпускаемые по данной специальности, пользуются спросом не только в авиации, но и в других отраслях машиностроения.

160702 — Гидроаэродинамика

Изучает законы движения жидкостей и газов и взаимодействие их с твердыми телами. Это изучение характеристик летательных аппаратов всех видов, кораблей, транспортных средств, архитектурных и скульптурных сооружений, систем трубопроводов и тоннелей, винтов, вентиляторов и ветряков. Это современные летный, трубный и численный эксперименты. Это разнообразные теоретические расчеты с применением, как классической математики, так и новейших компьютерных технологий.

Выпускники участвуют в разработке и проектировании, в испытаниях и совершенствовании современной техники, успешно работают в науке, в ведущих конструкторских бюро и российских филиалах иностранных самолетостроительных фирм, участвуют в выставочной и коммерческой деятельности.

160703 — Динамика полета и управления движением

Специализация 131402 — Динамика и управление полетом пилотируемых летательных аппаратов

Еще на заре авиации стало ясно, что для успешного полета надо уметь управлять самолетом, а для этого надо знать законы динамики полета. Современные же высокоавтоматизированные самолеты вообще немыслимы без сложнейшей системы управления, обеспечивающей им требуемые характеристики.

Студенты данной специальности знают не только устройство самолетов, их аэродинамику, теоретические и экспериментальные методы динамики полета, но также глубоко изучают математику и вычислительные методы, информатику, включая современные языки программирования и нейросетевые технологии, теорию автоматического и оптимального управления и многое другое.

Специалисты по динамике и управлению полетом необходимы всем авиационным конструкторским бюро и научно-исследовательским институтам, они могут работать в авиакомпаниях и в центрах по сертификации авиационной техники. Благодаря разносторонней подготовке выпускники кафедры легко находят работу не только в авиации, но и в других областях.

220501 — Управление качеством

Новая специальность, вызванная рыночной экономикой и вступлением РФ в ВТО. Актуальность этой специальности вызвана необходимостью доказательности качества деятельности организации и её продукции партнёрам по бизнесу и торговле на внутреннем и международном уровне.

Область профессиональной деятельности инженера менеджера — проектирование систем управления, обеспечение их эффективного функционирования, соблюдение требуемого уровня качества процессов, продуктов, услуг и результатов деятельности организаций, а также поддержание режима непрерывного совершенствования.

Профессиональная деятельность инженера-менеджера осуществляется главным образом в сфере производства товаров и услуг, а также в организациях, занятых научной, финансовой и социальной деятельностью.

Инженер-менеджер по специальности «Управление качеством» должен быть готов к выполнению следующих видов деятельности: управленческая, организационная, экономическая, проектная в области систем качества, аудиторская, информационно-аналитическая, инновационная, методическая, консультационно-педагогическая.

Выпускники кафедры успешно работают на предприятиях авиационной, ракетной и космической промышленности в отделах качества, в коммерческих организациях, в научно-исследовательских организациях.

230301 — Моделирование и исследование операций в организационно-технических системах

Специализация (072201) — «Внешнее проектирование и эффективность авиационных комплексов»

Инженеры данного профиля являются специалистами в области системного анализа и проектирования сложных систем, подготовленными для деятельности по разработке (внешнему проектированию) авиационных комплексов (АК) гражданского, военного и специального назначения и планированию их применения.

Выпускники по этой специальности более всего востребованы в ведущих НИИ и КБ авиастроительной отрасли в отделах по формированию облика перспективных АК и исследованию их эффективности. Работа в этих подразделениях предусматривает владение модельно-методическим аппаратом выбора и обоснования проектных параметров АК, состава и функциональных характеристик основных бортовых систем, анализа эффективности их функционирования. Такой вид деятельности подразумевает как глубокую фундаментальную подготовку, так и всесторонние знания в области авиационной техники, возможностей и особенностей конкретных видов АК и их подсистем.

Диапазон знаний, получаемых студентами, достаточно широк и включает в себя набор базовых и прикладных математических дисциплин, дисциплин теории исследования операций (теорию принятия решений, теорию игр, теорию массового обслуживания, теорию оптимизации, имитационное моделирование), системный анализ, системы искусственного интеллекта, теорию управления, а также свободное владение современными компьютерными информационными технологиями. Такая подготовка позволяет выпускникам кафедры успешно работать не только в области авиастроения, но и во многих других сферах человеческой деятельности.

100101 — Сервис (специализация: Автосервис)

Кафедра 104 МАИ осуществляет подготовку специалистов с квалификацией — специалист по сервису (100101) со специализацией автосервис (10010112), сроком обучения 5 лет при очной форме обучения на платной основе.

Обязательный минимум содержания образовательной программы по специальности автосервис включает: цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, цикл математических и общих естественно-научных дисциплин:

  • Цикл общих профессиональных дисциплин, включающий в себя сервисную деятельность, психодиагностику, психологический практикум, профессиональную этику и этикет, системный анализ в сервисе, менеджмент и маркетинг в сервисе, предпринимательская деятельность, прогнозирование и планирование в сервисе, основы функционирования систем сервиса;
  • Цикл специальных дисциплин.
Специалист по автосервису, пройдя в процессе обучения фундаментальную и специальную подготовку, может выполнять следующие виды профессиональной деятельности:
  • Сервисную;
  • Производственно-технологическую;
  • Организационно-управленческую;
  • Научно-исследовательскую.
Областью применения полученных знаний специалистами по автосервису являются:
  • Организации и учреждения, занимающиеся проектированием сервисных центров и сетей;
  • Собственно сервисные предприятия, осуществляющие сервисную деятельность;
  • Организации и структуры, осуществляющие контроль деятельности центров автосервиса.