Взлёт по вертикали: как МАИ отправляет в успешное плаванье инженеров-вертолётчиков

13 июня 2018
Взлёт по вертикали: как МАИ отправляет в успешное плаванье инженеров-вертолётчиков

По объёму производства и экспорту вертолётной техники Россия уверенно лидирует. Только в 2017 году было построено более 200 единиц винтокрылой техники, а контракты на закупку вертолётов иностранными заказчиками исчисляется миллиардами долларов. Это лишний раз доказывает не только конкурентоспособность российской техники, но также мощь и силу российской инженерной школы, которая готовит квалифицированных и востребованных специалистов для отрасли. Свою лепту в развитие кадровой мощи российского вертолётостроения вносит и кафедра 102 «Проектирование вертолётов» Московского авиационного института (национального исследовательского университета).

Ежегодно альма-матер вертолётчиков, входящая в структуру факультета «Авиационная техника», выпускает в «плаванье» от 20 до 30 инженеров-вертолётчиков. Среди них большой процент молодых специалистов, которые с первого курса студенческой скамьи работают на вертолётостроительных предприятиях, входящих в холдинг «Вертолеты России». Это — студенты-целевики. Год от года целевое обучение по направлениям от предприятий вертолётостроительного профиля в МАИ набирает обороты и привлекает всё больше и больше абитуриентов.

Вижу цель

На одном из дней открытых дверей в МАИ сотрудники Московского вертолётного завода им. М. Л. Миля раздавали свои брошюры. В них рассказывалось о целевом обучении в МАИ по линии предприятия. Одна такая листовка попалась в руки школьнику Арсению Заграничнову. Поступление было не за горами, нужно было определяться с вузом и специальностью. Мнение родителей Арсения разделились. Одни видели в парне энергетика, другие — инженера-авиаконструктора. Привязанность к авиации, которая перешла к Арсению от дедушки, всё-таки победила. Будущий маёвец выбрал свою альма-матер и принял решение поступать на целевое в МАИ.

— Я всегда хотел совмещать работу и учёбу, — признаётся в интервью mai.ru Арсений. — Для студента без опыта работы трудоустройство очень сложно. Тем более по специальности. А тут такая отличная возможность — с первого курса включиться в непосредственную инженерную работу на предприятии. Я всегда стремился работать исключительно по специальности. И целевая программа вертолётостроительного профиля дала мне такую возможность.

Сейчас Арсений учится на четвёртом курсе МАИ и параллельно работает на Московском вертолётном заводе им. М. Л. Миля. Маёвец занимается конструированием и 3D-моделированием в отделе бортового радиоэлектронного оборудования.

— У нас есть чёткое штатное расписание, — продолжает свой рассказ Арсений. — По нему предполагается четыре учебных и два рабочих дня. В качестве практики, обязательной для всех студентов МАИ, мы делаем отчёты о своей работе на заводе. Всё это оценивается и отправляется в университет.

На работе он чувствует себя легко и запросто находит общий язык с коллегами, опытными инженерами, которые также могут оценить талант и неподдельную заинтересованность в работе своего молодого товарища.

— Люди на предприятии мыслят совсем другими категориями, — отмечает Арсений. — Они любят свою работу, специальность. Это чувствуется. Коллеги всегда подскажут, поделятся опытом. Поэтому хочется соответствовать их уровню.

Сам маёвец уже два года в дополнение к государственной получает персональную стипендию имени выдающегося авиаконструктора Михаила Леонтьевича Миля. Её учредил Московский вертолётный завод и выплачивает студентам, сочетающим отличную учёбу в МАИ с работой на предприятии.

— МАИ даёт хорошие теоретические знания для инженера, — отмечает Арсений. — Это очень крепкий фундамент, который обязательно пригодится в работе. На предприятии формируются умения и профессиональные навыки, и могу сказать, что знания, полученные в МАИ, меня очень выручают.

По пути наибольшего сопротивления

Выпускника МАИ, начальника группы сопровождения эксплуатации в АО «Камов» Ивана Кузнецова можно назвать успешным продолжателем авиационной династии. Начиная с прадеда, все поколения мужчин в семье так или иначе, связаны с авиационной техникой. С колыбели мальчик слышал о самолётах, особенностях их конструирования, полётах. Однако в самолётостроение не пошёл — вертолёты показались ему гораздо сложнее и загадочнее, он ничего не знал об их конструкции, как и за счёт чего они летают. Завесу таинственности, которая лежала на величественных винтокрылых машинах, захотелось снять и разглядеть вблизи.

После 9 класса Иван поступил в Жуковский авиационный техникум им. В. А. Казакова. Там он узнал о целевом обучении на кафедре 102 «Проектирование вертолётов» МАИ и решил поступать.

— О своём решении я ни разу не пожалел, — признаётся Иван. — Вертолёты — это моё, мне очень нравится этим заниматься. Сразу после поступления в МАИ на целевое нам предложили выбрать отдел, куда бы мы хотели пойти работать. Я хотел иметь дело с «железом», поэтому пошёл в цех опытного производства. Смотрел, как технику доделывают, дорабатывают, испытывают. Так начался мой профессиональный путь.

На опытном производстве маёвец приобрёл большой багаж практических знаний, установил связи с коллегами.

— На предприятии ты начинаешь понимать, что такое нормативная документация, служебные записки, как выпускать конструкторскую документацию, — отмечает Иван. — МАИ даёт хорошие теоретические и инженерные знания, прочный фундамент, но частности работы ты можешь постичь только на производстве.

После 4 курса молодой человек перевёлся в дирекцию по послепродажному обслуживанию вертолётов. Первой ступенькой в его карьерной лестнице стала должность техника, сначала второй, а потом и первой категории. Вместе с красным дипломом Иван получил долгожданную должность инженера. Сначала второй категории, спустя некоторое время — первой. Вскоре он возглавил рабочую группу на предприятии.

— Если в ходе эксплуатации у клиента возникли вопросы при пользовании техникой, технические, конструктивные неисправности или авиационное происшествие, то наша служба становится окном для обратной связи, обращений, — поясняет суть работы маёвец. — Мы помогаем клиентам, стараемся устранить неисправности, учесть замечания, проводим работу над ошибками.

Отметим, что на предприятии, помимо основной своей работы, маёвец возглавляет Совет молодых специалистов. Эта организация помогает молодёжи на АО «Камов» решить вопрос с жильём, проводит аттестацию сотрудников, а также создаёт комфортные условия для работы в компании.

— В будущем хотим расширить связи с МАИ как в привлечении новых сотрудников на предприятие, так и реализации современных проектов совместными силами специалистов АО «Камов» и студентов МАИ, — отмечает Иван.

В планах у маёвца также участие в Международном конкурсе научных проектов молодых учёных «Гагаринские чтения» в МАИ.

В большом плюсе

Студентка четвёртого курса МАИ Татьяна Дрозд узнала о целевом обучении в МАИ по специальности «Проектирование вертолётов» ещё в школе. К ученикам одиннадцатого класса пришли представители маёвской кафедры и рассказали о плюсах целевого обучения. Татьяну предложение заинтересовало, она решила попробовать свои силы и... поступила! Будущее место работы Татьяны — АО «Камов» — находилось недалеко от её дома.

— Очень здорово учиться и работать, — отмечает Татьяна. — Тем более, что в МАИ нам удобно составляют расписание. Получается, что два дня у нас от учёбы свободно, мы можем целый день работать. Руководство предприятия идёт на встречу молодым специалистам, и предоставляет возможность работать и в другие свободные дни.

На «Камове» Татьяна работает в отделе трансмиссии и несущих систем вертолёта.

— Мы чертим детали, работаем с документацией и извещениями, помогаем своему отделу, — отмечает Татьяна.

Татьяна, как и другие её коллеги, которые учатся на целевом, в конце года пишут отчёты о своей работе на предприятии. По итогам этой деятельности в МАИ ребятам засчитывают конструкторскую и технологическую практику.

В материале использованы фото из личного архива маёвцев, госкорпорации «Ростех»

В этот день было

Выведен на орбиту космический аппарат «Космос-2397»
Состоялся первый полет амфибии Бе-103
На самолет Ил-114 получен сертификат МАК