МАИ разработает ПО для пилотирования вертолётов в «вихревом кольце»

23 июня 2017
МАИ разработает ПО для пилотирования вертолётов в «вихревом кольце»

Московский авиационный институт разрабатывает нелинейную вихревую модель винта и пакет прикладных программ для расчёта аэродинамических характеристик несущего винта вертолёта, которые помогут пилоту избежать попадания в так называемый режим «вихревого кольца». Об этом сообщает портал «Военное. РФ». Сейчас система проходит стендовые испытания. В будущем возможно её применение на авиатренажёрах и бортовых компьютерах вертолётов.

Пилотирование вертолёта в области «вихревого кольца» не рекомендуется. Однако вертолёт может самопроизвольно попасть в область «вихревого кольца», например при внезапном порыве попутного ветра. В этой связи необходимо иметь полную информацию о том, что произойдёт с вертолётом.

«Наша модель позволяет заблаговременно исследовать особенности работы несущего винта на этих режимах, его обтекание, нагрузки, возникающие на винте и возможные их пульсации. При этом возможно расчётным путем определить границы режимов «вихревого кольца», — рассказал порталу профессор, заведующий кафедрой «Проектирование вертолётов» Юрий Игнаткин.

Разработанная МАИ нелинейная вихревая модель несущего винта способна заранее численным путем смоделировать и определить опасные для пилотирования вертолёта области для конкретного вертолёта с учётом особенностей аэродинамической компоновки его винта.

«Подобные технологии нужно применять для тяжёлых вертолётов, например, таких как Ми-8. Легкая авиация в вихревой поток попадает достаточно редко, и вывести вертолёт из него не сложно, — прокомментировал пилот лёгкого вертолёта Александр Михайлов. — Также технология будет эффективна для определения границ вихревого кольца при испытания новых вертолётов».

Результаты расчётов впоследствии могут быть использованы на пилотажных стендах, где проводится отработка этих режимов, добавил Игнаткин.

Специалисты кафедры «Проектирование вертолётов» МАИ разрабатывают нелинейную вихревую модель винта с 2007 года. Модель и её программная реализация непрерывно совершенствуются, расширяя круг доступных задач. Работа ведется в тесном и плодотворном сотрудничестве с предприятиями холдинга «Вертолёты России» и ФГУП «ЦАГИ имени Н. Е. Жуковского», а её результаты позволяют приблизится к решению важной и актуальной задачи обеспечения безопасности полёта вертолётов.

В этот день было

Вывод на околоземную орбиту ОС "Салют-7"
Выведена на орбиту первая отечественная орбитальная станция «Салют»
Состоялся первый полет истребителя СМ-12