Захват рынка и космоса: как первокурсник МАИ создал своё конструкторское бюро

19 января 2017
Захват рынка и космоса: как первокурсник МАИ создал своё конструкторское бюро

— Лет с восьми я возился с компьютерами; потом понял, что это слишком маленькие вещи и купил себе мотоцикл; мотоцикл мне тоже впоследствии надоел и я собрал свой багги, — легкомысленно перечисляет первокурсник факультета «Двигатели летательных аппаратов» Данил Соколов. — Потом он сломался, и я понял, что нужно всё-таки подтягивать теорию.

Сам себе работодатель

Для Данила вопрос теории всегда был самым болезненным — он ушёл после девятого класса в авиационный техникум именно потому, что всегда обожал «что-то делать руками». Багги дело не ограничилось — Данил и его команда собрали макет космического корабля «Буран». Тут-то и раскрылся в полной мере его способ познания мира — теория через практику. Во время обучения в родной Уфе он излазил весь местный завод — «Уфимское моторостроительное производственное объединение». Переход к авиакосмической отрасли был закономерен — самые высокие технологии, самые сложные конструкции. Самый интересный вызов.

После Международного форума двигателестроения — 2016, на котором Данил выступал с проектом плазменного двигателя, он поступил в МАИ. И тут же перед деятельным молодым человеком встал вопрос — где работать по специальности. Для конструкторских бюро двадцатилетний первокурсник оказался слишком молод. Попытки выйти на них через всё тот же «Клуб Авиастроителей», который поддерживает и проект Дениса Сухарева (он и Данил состоят в «Клубе инженеров»), тоже оказались неудачными. И тогда Данил решил создать своё КБ.

Юридически «Молодёжное конструкторское бюро» является подразделением ООО «АКФ-Консалтинг», консультируют ребят члены «Клуба авиастроителей». Первый заказчик появился практически сразу — ярославский ГМЗ «Агат».

— Если мы сейчас будем делать двигатель, то нам, извините, никакие заводы не поверят, — рассуждает Данил. — Так что нам надо набирать авторитет.

Авторитет КБ набирает на мотоблоках — разумеется, усовершенствованных. На его основе можно делать не только мотоциклы, но и те же багги, тракторы. Новация ГМЗ понравилась — после презентации одного образца они заказали МКБ ещё два.

Диплом на заказ

— В России очень мало коммерческих КБ — штук двадцать. Мы хотим стать таким КБ, к которому может обратиться практически любая компания, которой требуется решение инженерно-конструкторских задач, — амбициозно заявляет Данил. — Мы изначально растём на коммерческом рынке, и любой пекарне дяди Васи легче обратиться к нам.

Но на заказы пекарни дяди Васи МКБ собирается переходить после того, как расширит пакет заказов от заводов. МКБ будет разрабатывать двигатели внутреннего сгорания для катеров Дениса Сухарева, тому же «Агату» они уже предложили ещё один проект — самолёт.

— Это будет совместный дипломный проект двух ребят из КБ — Александра Литвина и Михаила Шмаёва, — невозмутимо отвечает Данил на моё хмыканье. — Вообще я хотел бы ввести такую систему — написание одного большого дипломного проекта несколькими студентами, причём с разных факультетов.

Сейчас в МКБ работает пять человек: главный конструктор, главный технолог и три инженера-конструктора — маёвцы Александр Литвин, Михаил Шмаёв, Денис и Никита Данилишины, а также студент МГХПА им. С. Г. Строганова Вазген Гиловян. Но Данил планирует расширяться, причём в ближайшие полгода.

Мечта за рынком

Планы «захватить рынок» представляют его юношей амбициозным и расчётливым, однако и у него имеется мечта — большая, красивая и очень высокая. Данил хочет создать воздушно-космическую систему.

— Просто самолёты с точки зрения двигателя — ужасно скучно, — подчёркивает он. — Да, я всё к двигателям — их никто не любит, а ведь они круты! Тут как получается: если просто летать в атмосферу, нужен один тип двигателя, для прыжка в вакуум — другой. Я хочу сделать так, чтобы можно было летать на одном.

— Но ведь раз сейчас так не делают, потому что это нерационально, кому будет нужно ваше изобретение?

— А я сделаю так, чтобы это было рационально! — упрямо восклицает Данил.

ВКС он собирается создать во время своего обучения в МАИ — на бакалавриате, магистратуре и аспирантуре (он, кстати, собирается подаваться на докторскую степень). Разумеется, не один. У амбициозного паренька есть и планы, касающиеся академической стороны обучения. Данил планирует привлечь к своему проекту ребят с разных факультетов и организовать что-то вроде написания огромного комплексного диплома, одного на всех. В конце концов, для создания ВКС требуется участие разных специалистов — где же ещё их искать, если не в МАИ? По словам Данила, в деканате родного факультета отнеслись к его идее благосклонно.

— Конечно, мне ещё ого-го-го как много теоретической базы наращивать надо, — спохватывается он. — Чем дальше я погружаюсь в свои проекты, тем больше это понимаю.

Отдых на работе

Упрямство и безоговорочная уверенность в своих силах и целях — то, что привлекло к нему ребят из МКБ. Уже первого сентября, когда «козероги» всё ещё праздновали поступление, Данил заспамил свежесозданное сообщество группы во «Вконтакте» постами о двигателях. Это отпугнуло многих — но не близнецов Дениса и Никиту Данилишиных. Скорее, наоборот — они тут же заразились идеями Данила, став единственными студентами с первого курса в МКБ. Как и Данил, они с детства копались в двигателях, и так же, как ему, двигатели внутреннего сгорания автомобилей им быстро надоели.

— Меня больше всего заинтересовал его проект плазменного двигателя, — улыбается Денис. — Сейчас он у нас, конечно, отложен на пять-шесть лет, но мы над ним потихоньку работаем. Мы вообще много работаем — хотя мы должны отработать в МКБ всего 20 часов в неделю, мы там зависаем гораздо больше, чуть ли не по 100-120.

— Совсем не отдыхаете?!

— Ну почему? Отдыхаем — в КБ. Нам реально интересно работать, мы делаем это на позитиве. Тратить на это всё своё свободное время — дико круто.

Такой нарочитый энтузиазм молодых людей вызывает у меня усмешку.

— Всё? — деловито спрашивает Данил, и после моего кивка Денис тут же подскакивает.

— В бюро? — с надеждой спрашивает он.

— В бюро! — уверенно отвечает главный конструктор.

В этот день было

Первый полет грузо-пассажирского самолета Ан-74ТК-300
Подписан закон о сотрудничестве в обеспечение безопасности комплекса Байконур
Запущен АГК «Прогресс М-12»