Скончался выдающийся конструктор и преподаватель МАИ М. Н. Тищенко

14 марта 2015
Скончался выдающийся конструктор и преподаватель МАИ М. Н. Тищенко

13 марта 2015 года на 85-м году жизни скончался старейший сотрудник МАИ, профессор кафедры «Проектирование вертолётов», академик РАН Марат Николаевич Тищенко.

М. Н. Тищенко родился 18 февраля 1931 года в Харькове. В школьные годы и в юности будущий конструктор увлекался авиамоделизмом. Одна из его моделей вертолёта установила мировой рекорд продолжительности полёта, который был зарегистрирован в ФАИ.

Окончив Московский авиационный институт с красным дипломом, с 1956 года начал работать инженером бригады аэродинамики в опытно-конструкторском бюро, которым руководил М. Л. Миль. Позже Марат Николаевич прошёл все ступени взросления на предприятии — начальник отдела аэродинамики, начальник отдела перспективного проектирования, заместитель главного конструктора по вертолёту Ми-12, главный конструктор Московского вертолётного завода и, наконец, генеральный конструктор предприятия — головного разработчика вертолётов типа «Ми» — МВЗ им. М. Л. Миля.

Редкое сочетание — учёный-практик. Его разработки, труды и научные исследования помогли избежать многих трагедий при практическом применении вертолётов. Тищенко участвовал в создании вертолётов Ми-4, Ми-6, Ми-10, Ми-2, В-7, Ми-8, В-12, Ми-14. Под его руководством были разработаны и вошли в серийное производство вертолёты различных модификаций всех весовых сегментов — лёгкие, средние, тяжёлые — транспортный вертолёт большой грузоподъёмности Ми-26, боевой вертолёт Ми-28, спортивный вертолёт Ми-34 и др. Тищенко разработаны усовершенствованные методы выбора оптимальных параметров проектируемых вертолётов, аэродинамических и прочностных расчётов.

Марат Николаевич сохранил и продолжил дело своего учителя: поддержал и развил научно-практическую конструкторскую школу Миля — серьёзную и авторитетную. Опираясь на опыт и созданную базу, внёс в авиапромышленную отрасль новое и актуальное, — то, на чём и сегодня держится вертолётостроение. Благодаря его вкладу в развитие авиационной промышленности во многих регионах планеты ежедневно эксплуатируются усовершенствованные вертолёты марки «Ми».

Инициатор многих творческих начал, он вырастил плеяду квалифицированных и талантливых специалистов и руководителей подразделений МВЗ, его единомышленников, делился знаниями и колоссальным опытом со студентами и молодыми специалистами, руководил дипломными работами, прививал любовь к такому сложному и наукоёмкому направлению, как вертолётостроение. Высокий интеллект, сдержанность, личное достоинство, принципиальная честность и глубокое уважение коллег и учеников отличали Марата Николаевича.

Марат Николаевич Тищенко удостоен Звезды Героя Социалистического труда, Ленинской премии, двух Орденов Ленина и многих других почётных званий и наград. Но главная награда — это память людей и благодарность талантливому руководителю, выдающемуся учёному и конструктору, неравнодушному и мудрому человеку. Вертолёты, созданные при участии и под руководством Марата Николаевича, ещё долго будут летать и восхищать людей своим совершенством. Имя Марата Николаевича Тищенко навсегда вписано в историю отечественного и мирового вертолётостроения и память о нём навсегда останется в наших сердцах.

Прощание с Маратом Николаевичем Тищенко пройдёт 17 марта в ритуальном зале Российской академии наук (Ленинский проспект, 32а) в 11 часов.

Соболезнования от Института проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН

В этот день было

Первый полет самолета-бесхвостки МиГ-21И "Аналог"
Родился летчик-испытатель В.С. Кушин
Родился М.А. Погосян