Расшифрованы дневники Василия Мишина

26 января 2015
Расшифрованы дневники Василия Мишина

«Обострилось положение с организацией работ по РН Н-1. Комитет оборонной промышленности пытался объединить усилия всех ГК (главных конструкторов) для скорейшего совместного создания РН Н-1», – писал в своём дневнике в феврале 1962 года Василий Мишин, первый заместитель руководителя ОКБ-1 Сергея Королёва. Записи завершаются 1974 годом. Спустя 40 лет 36 тетрадей были расшифрованы и опубликованы. Презентация трёхтомного издания дневников конструктора Мишина состоялась накануне в Объединённой ракетно-космической корпорации (по её окончании стало известно о решении объединить ОРКК с Роскосмосом).

После смерти в 1966 году Сергея Королёва Василий Мишин возглавил ОКБ-1 – ЦКБЭМ, проработав в должности главного конструктора до 1974 года. Все эти годы – время создания нового пилотируемого космического корабля «Союз», первой в мире стыковки двух пилотируемых кораблей, облёта Луны четырьмя автоматическими аппаратами «Зонд», запуска опять же первой в мире долговременной орбитальной станции «Салют», созданной совместно с ОКБ Челомея, – Василий Павлович продолжал вести дневники.

«Он записывал в них своё отношение к создаваемой технике, регистрировал встречи с работниками сложнейшей космической кооперации и их подходы к возможным техническим решениям, много места в дневниках уделено поискам причин катастроф и аварий в космосе. После ухода в 1974 году с поста руководителя ЦКБЭМ (ныне РКК «Энергия») – тетради сохранил, уничтожив страницы с «чувствительной» информацией», – рассказывает руководитель проекта расшифровки дневников Мишина, директор Исследовательско-аналитического центра ОРКК Дмитрий Пайсон.

Фиксировал Мишин и то, что было связано с разработкой новых перспективных ракет-носителей, космических аппаратов и подготовкой к полету человека на Луну: «А ведь действительно, человечество одержало еще одну замечательную победу, победу над силой земного тяготения. В Солнечной системе прибавилась новая искусственная (десятая по счету) планета, сделанная руками Человека на Земле, несущая вымпел с изображением Герба Советского Союза. Это сделано при помощи 1-ой советской космической ракеты, запущенной 2 января 1959 года, последняя ступень которой достигла 2-ой космической скорости. А вторая космическая ракета, запущенная [12 сентября 1959 года] обеспечила доставку на Луну контейнера с аппаратурой. Конечная ступень этой ракеты, вероятнее всего, тоже покоится на Луне, либо совершает полет вокруг Солнца как новая искусственная] планета. При помощи 3-ей советской космической ракеты, запущенной [4 октября 1959 года], выведен на орбиту АМС, который сфотографировал невид[имую] с Земле поверхность Луны и передал снимки на Землю. 1958–1959 гг. были годами создания 1-ой космической ракеты, обеспечивающей достижение Луны автоматическими аппаратами и вывод тяжелых ИСЗ весом до 5 тонн, достаточным для посылки человека в космическое околоземное пространство».

Вот ещё одна любопытная запись:

«В 1960 г. были сделаны две попытки запуска АМС в сторону Марса».

За этими записями, «даже в три строчки», стоит решение новых научных задач, судьбы многих людей, история ракетно-космической техники, вспоминает генеральный директор НПО «Энергия» в 1977–1991 годах Вахтанг Вачнадзе. У Королёва Мишин «считался генератором всех новых научных, конструкторских и технологических идей, и больше всего это проявилось в ракете Р-7».

Среди таких идей и новаторских проектно-компоновочных решений по Р-7 Василием Мишиным или при его непосредственном участии были предложены «горизонтальная сборка в монтажном корпусе вместо более дорогой вертикальной; подвеска ракеты за силовые узлы на боковых ускорителях в местах их крепления к центральному блоку, в результате чего конструкция ракеты получалась меньшей массы; отказ от газоструйных рулей и переход к управлению с помощью управляемых ракетных двигателей», поведал в статье «Записи ракетчика» ученик конструктора, член-корреспондент РАН Олег Алифанов, заведующий кафедрой 601 «Космические системы и ракетостроение» в Московском авиационном институте. По его словам, именно Мишин, будучи смелым и принципиальным человеком, добился у Леонида Брежнева после кончины Королёва рассекречивания имени генерального конструктора.

С точки зрения истории эти дневники очень интересны, считает генеральный директор – генеральный конструктор ОАО «КБХА» Владимир Рачук. В них, в частности, подробно описывается непростой период отечественной космонавтики, с 1966 по 1974 годы, который в СССР замалчивался.

Как дневники ещё при жизни Мишина попали зарубеж, а потом «вернулись» в Россию – отдельная, весьма захватывающая история. Оказывается, Василий Павлович, заведовавший в то время кафедрой проектирования и конструкции летательных аппаратов в МАИ (эту кафедру Мишин создал в 1959 году), сам передал их американскому исследователю советской космонавтики Чарльзу Вику. Случилось это в 1993 году – никто тогда в России интереса ни к записям, ни к аэрокосмической отрасли не проявлял. Затем тетради попали на аукцион «Сотбис», где их приобрёл для своего фонда американский бизнесмен из IT-сферы Росс Перо. Причём тогда же новый владелец дневников заявил, что хотел бы сохранить их для потомков и готов вернуть в Россию, когда для этого созреют условия.

Слово Росс Перо сдержал и в 2001 году, после смерти Мишина, передал копии дневников, пролежавших 8 лет в коробках (попытки их полноценной расшифровки не увенчались успехом), Московскому авиационному институту и семье конструктора. Работа по расшифровке записей и хлопоты по получению разрешения на публикацию от профильных организаций заняли немало лет. На сегодняшний момент дневники конструктора Мишина не только напечатаны в виде книги (при поддержке ОАО «Конструкторское бюро Химавтоматики», входящего в ОРКК), но также выставлены в открытом доступе в Интернете.

В этот день было

Первый полет грузо-пассажирского самолета Ан-74ТК-300
Подписан закон о сотрудничестве в обеспечение безопасности комплекса Байконур
Запущен АГК «Прогресс М-12»