МАИ открыл в Берлине форум ведущих аэрокосмических вузов

26 мая 2014

22 мая в столице Германии, Берлине, на Международном авиационно-космическом салоне ILA-2014 открылся Международный форум ведущих университетов аэрокосмической отрасли, проводящийся в рамках года науки Россия-ЕС. Это беспрецедентное мероприятие отраслевых университетов, придуманное и организованное Московским авиационным институтом (национальным исследовательским университетом) совместно с Минобрнауки России, Европейской комиссией по исследованиям, инновациям и науке и компанией QS.

Форум собрал более 80 участников — руководителей профильных вузов, предприятий авиационно-космического сектора и экспертов в области образования из стран ЕС и СНГ, а также Китая.

Поводом для встречи стало углубление процессов мировой интеграции образовательных систем различных государств, а также тренды, направленные на глобализацию мировой экономики. В частности, перед гостями форума стояла задача обсуждения новых вызовов, встающими перед университетами аэрокосмического профиля в условиях мировой глобализации, обсуждение и презентация инновационных образовательных технологий в лучших мировых вузах, а также направления развития научного-технологического международного сотрудничества университетов. Кроме того, одна из главных тем — взаимодействие аэрокосмических вузов и предприятий работодателей.

Кстати, работодателей для выпускников аэрокосмических вузов на форуме тоже было не мало, причём как российских, так и европейских. Например, глава отдела по персоналу компании Airbus Рейчел Шредер в интервью интернет-порталу mai.ru отметила, что вузы и предприятия должны сойтись в едином мнении об ожиданиях друг друга в вопросах подготовки кадров.

— Вузы и предприятия несут ответственность за расширение знаний и навыков будущих инженеров, — сказала Рейчел и привела пример, что для работы в компании Airbus необходимо разбираться в бизнес-процессах и ситуации в отрасли. А помимо этого — знать иностранный язык, желательно так же хорошо, как и родной. Поэтому подготовка специалистов, которая начинается в вузе, а потом продолжается на предприятии, должна происходить совместно, а участники процесса — понимать и чувствовать ожидания друг друга.

Согласна с коллегой по форуму и директор по региональному развитию компании QS Зоя Зайцева.

— Форум призван усилить связь между компаниями-работодателями и университетами, — отмечает Зоя Зайцева. — Уверена, что диалог продолжится. Насколько он будет продуктивным, зависит от готовности университетов меняться. Если российские университеты, хотя бы треть из них, будет поддерживать связь с работодателями, приглашать их к себе, будет писать об успехах выпускников на своих сайтах, выдавать тексты на ленты ведущих СМИ и информагентств не только российских, но и зарубежных — это послужит подтверждением того, что инициативы форума не исчезнут.

Стоит отметить, что тесно с работодателями сотрудничает один из организаторов мероприятия, инициатор открытого диалога — Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет). Например, по словам ректора МАИ Анатолия Геращенко, каждый год сотни студентов отправляются на практику в ОКБ «Сухого» и на другие предприятия. В вузе существует программы целевого обучения специалистов для нужд конкретного предприятия. В этом году на первый курс в МАИ придут победители 10-ой совместной олимпиады МАИ и ОКБ «Сухого».

Опыт МАИ вызвал широкую заинтересованность среди участников. По словам профессора, председателя компании «PEGASUS» Франко Бернелли форум хорош тем, что вузы могут обсуждать опыт друг друга, искать возможности его перенимать, поскольку дисциплины во всех университетах одни и те же, а вот стили и форматы преподавания разные.

— На форуме можно рассмотреть различия между университетами и перенять лучшие практики, — считает профессор. Одной из проблем, оптимальное решение для которой необходимо найти, Франко Бернелли назвал неудовлетворительное знание выпускниками и студентами иностранного языка.

— Нужно создавать курсы и программы на английском, преподавать на языке в вузах, — предлагает выход из ситуации профессор Бернелли.

К консолидации вузов в вопросах разработки прорывных технологий призывает и президент «Сколтеха» Эдвард Кроули. Один из таких проектов, информация о котором пришла в адрес Московского авиационного института, — конкурс на попадание в команду учёных создаваемого Сколтехом Центра квантовых материалов. Победители получат возможность отправиться в Манчестерский университет для двухлетней работы под руководством Нобелевского лауреата по физике Андрея Гейма. Эдвард Кроули считает, что со стороны вузов необходимо расширять для своих студентов границы для познания, создавая мощные и сверхновые лаборатории, отправляя ребят на летние курсы, а также на предприятия.

— Нужно воспитывать инженеров систематически, заинтересовывая их в профиле, — подчёркивает он.

Вопросы воспитания инженеров для предприятий авиакосмического профиля прокомментировала и директор по развитию компании QS Зоя Зайцева. По её словам, лишь некоторые вузы могут вдохновить своих студентов на работу в отрасли. Например, МАИ — настоящий технопарк. Здесь есть и собственные самолёты, университет разрабатывает спутники. Получается, что наука, научные проекты находят свою реализацию в металле, промышленном воплощении.

— В МАИ, кстати, прекрасный Музей достижений университета. Это очень важно, — подчёркивает Зоя Зайцева.

Пленарные заседания на форуме вызвали живой интерес среди гостей мероприятия. Итоги встречи подвёл проректор по научной работе Вячеслав Шевцов. Он предложил вузам консолидироваться в разработке программ запуска малых искусственных спутников.

— Это поле интересно для всех: для производителей космической техники, для тех, кто использует результаты космической деятельности. В том числе в образовательных целях. Например, данные со спутника, иллюстративный материал можно использовать для демонстрации в школах, высших учебных заведениях, — отметил Вячеслав Шевцов. — Создание такого проекта при участии коллективов, которые работают в этой области, могло бы послужить интересам международной кооперации. Предлагаю специалистам подумать над этим вопросом и вынести на обсуждение среди своих коллег.

Форум в Берлине в рамках Международного авиакосмического салона ILA-2014 проводится впервые. Дальше подобные мероприятия предложено проводить также в рамках крупнейших авиасалонов.

В этот день было

Первый полет УТС Як-130
Запущены восемь ИСЗ с помощью одной ракеты-носителя
День основания ОАО "МНПК "Авионика"