Пять летающих триумфов МАИ

20 марта 2014
Пять летающих триумфов МАИ

20 марта 1930 года — дата основания знаменитого Московского авиационного института (национального исследовательского университета), из стен которого вышло более 130 тысяч специалистов, свыше 100 из которых стали генеральными и главными конструкторами. Учебное заведение, в числе пяти специализированных инженерных вузов, выделили из состава Московского высшего технического училища. МАИ получил сертификат разработчика авиационной техники.

В послужном списке вуза — целый ряд громких разработок, которые прославили российскую авиацию. Мы рассказываем о пяти летающих триумфах МАИ.

Спортивно-пилотажный самолёт «Квант»

Студенческое конструкторское бюро было образовано на самолётостроительном факультете МАИ в 1965 году. Его целью стало создание экспериментальных пилотируемых и дистанционно управляемых лёгких летательных аппаратов. Самая первая разработка коллектива оказалась удачной: «Квант» оказался единственным студенческим самолётом, который был построен в металле (причём, даже не в одном экземпляре, а в двух) и прошёл лётные испытания в ЛИИ имени Громова.

Над созданием собственных воздушных судов в 60-70-е годы работали почти все авиационные вузы страны. Однако триумфатором суждено было стать «Кванту». Именно этот спортивно-пилотажный самолёт стал знаковым для МАИ: во время работы над ним были созданы КБ и опытное производство, составившие самолётостроительную базу института. На «Кванте» испытали несколько экспериментальных узлов и установок, а также систему непосредственного управления подъёмной силой — в Советском Союзе её впервые применили именно на самолёте МАИ.

«Квант» имел достаточно сложную конструкцию, не уступавшую самолётам, летавшим во время Второй мировой войны. Разработчики использовали техническое описание Ла-11 — советского поршневого дальнего истребителя разработки ОКБ-301, которым руководил Семён Алексеевич Лавочкин. Каркас фюзеляжа цельнометаллического самолёта представлял собой ферму из тонкостенных труб. В «Кванте» было полностью убирающееся шасси (это позволило достичь высоких разгонных характеристик).

Первая «ласточка» МАИ установила пять официально зарегистрированных мировых рекордов, в том числе, по скорости, времени набора высоты в 6000 метров и высоте горизонтального полёта. Ресурс самых нагруженных элементов крыла «Кванта» оказался невелик — всего 80 часов, поэтому эксплуатировать самолёт дальше не стали. Свою роль он выполнил: в ходе совместной работы сплотился коллектив энтузиастов. «Квант» считается символом МАИ — его установили на стеле возле кафедры проектирования самолётов.

Сверхлёгкий самолёт «Авиатика-МАИ-890»

Семейство сверхлёгких самолётов, базой для которых послужило воздушное судно «Авиатика-МАИ-890», стало одним из самых успешных проектов института. В 1999 году за разработку и внедрение их в серию, указом президента РФ, коллектив был удостоен Государственной премии.

Одноместный лёгкий многоцелевой биплан «Авиатика-МАИ-890» совершил свой первый полет в 1989 году. В общей сложности было произведено около 300 таких воздушных судов. «Авиатика» предназначается как для тренировочных полётов, так и для проведения аэросъемок, патрулирования территорий с воздуха, авиационного туризма. Эта разработка МАИ относится к классу «очень лёгких самолётов» (very light airplane). Но, как и суда класса «ультралайт» (в Европе это понятие объединяет летательные аппараты, имеющие максимальный вес 495 килограмма — он установлен для двухместной амфибии или самолёта на поплавках), «Авиатика-МАИ-890» отличается достаточно низкой стоимостью самой конструкции, он экономичен в эксплуатации, компактен и очень мобилен.

Разработчики МАИ сумели объединить в одном достоинства воздушных судов традиционной конструкции и класса «ультралайт». Эта особенность предопределила успех «Авиатики»: благодаря тому, что самолёт имеет стандартное управление по всем каналам, на нём могут тренироваться начинающие пилоты, которые потом планируют «пересесть» на лёгкие и средние воздушные суда. Машина получилась надёжной: при потере скорости она не входит в штопор, а потому идеальной, в том числе, для новичков.

«Авиатика-МАИ-890» сертифицирована не только в России, но еще и во Франции, ЮАР и других странах. Самолёт имеет ряд версий, в том числе, двухместную, а также сельскохозяйственную — «Авиатика-МАИ-890СХ». Это воздушное судно стало первым сертифицированным сельхозсамолётом в России. Его применяют для малообъёмного опыления посевов.

Двухместный самолёт «МАИ-223 Китёнок»

«Китёнок», который является продолжением серии «Авиатика-МАИ-890», — совершенно новая, не похожая на предшественника разработка. За рубежом этот сверхлегкий самолёт окрестили «перестройкой в ультралайтах». Конструкторы МАИ придумали нечто революционное: воздушное судно поставляется в виде сборкомплектов (или, как их ещё называют, «китов»). Благодаря упрощённой технологии, собирать его можно не только в цехах авиазаводов, но и в домашних мастерских. Получился этакий «народный» самолёт.

Первый полёт «Китенок» совершил в октябре 2004 года. Управление воздушным судном штурвальное, спаренное: два человека в закрытой кабине МАИ-223 располагаются в буквальном смысле бок о бок. Это, как считают сами производители, имеет большой плюс во время обучения пилотов — общаться в таком варианте намного комфортнее. Самолёт можно эксплуатировать и вне аэродромов. Шасси легко заменяется на лыжи или поплавки; крылья «Китёнка» складываются, благодаря чему его можно хранить в обычном гараже.

В августе прошлого года на Дне инноваций Министерства обороны РФ, который прошёл в рамках Международного авиационно-космического салона «МАКС-2013», многоцелевой «Китёнок» был представлен руководителю военного ведомства Сергею Шойгу. Он заявил, что министерство может закупить до 300 таких самолётов.

Автожир «Авиатика-МАИ-890А»

Созданный также на базе «Авиатики-МАИ-890», этот летательный аппарат пришёл на смену автожиру МАИ-205. Гироплан или гирокоптер (так ещё называют автожир) — это винтокрылое воздушное судно, которое представляет собой самолёт без крыльев, но со свободно вращающимся (без соединения с двигателем) вертолётным винтом. Когда автожир движется, винт раскручивает набегающий поток воздуха, создается подъёмная сила. В России эти аппараты распространены не сильно, а вот, например, в Америке их тысячи.

Отличительная особенность «Авиатики-МАИ-890А» — закрытая кабина, что в российских условиях — важная деталь. По задумке авторов этого проекта, владелец самолёта может сам смонтировать автожирную приставку, убрав крылья, а затем перестроить конструкцию обратно. Эта разработка МАИ уже прошла лётные испытания.

Одноместный самолёт «Авиатика-МАИ-900 „Акробат“»

«Авиатика-МАИ-900» — это одноместный акробатический самолёт чемпионатного класса. Он предназначен для выполнения фигур современного высшего пилотажа и, по мнению разработчиков, способен конкурировать с лучшими подобными самолётами мира.

Разработчики оснастили «Акробат» целым рядом технических решений, которые, прежде всего, позволили снизить вес не в ущерб прочностным характеристикам, повысить тяговооруженность, благодаря чему пилот может быстрее разогнать самолёт и лучше выполнить вертикальные манёвры высшего пилотажа. Воздушное судно имеет оригинальные капот и фонарь. Опытный образец самолёта прошел все лётные испытания в ЛИИ имени Громова. В 2004 году литовский пилот Юргис Кайрис на «Акробате» стал победителем Гран-При FAI по высшему пилотажу.

В этот день было

Выведен на орбиту космический аппарат «Космос-2397»
Состоялся первый полет амфибии Бе-103
На самолет Ил-114 получен сертификат МАК