Репортаж о маёвском беспилотнике на МАКС-2017

26 июля 2017
Репортаж о маёвском беспилотнике на МАКС-2017
N+1 — научно-популярное развлекательное издание о том, что происходит в науке, технике и технологиях прямо сейчас, опубликовало материал о маёвском гироплане, представленном на МАКС-2017.

Специалисты МАИ представили на аэрокосмическом салоне МАКС-2017 беспилотный автожир, предназначенный для запуска с катапульты. Представители института рассказали N+1, что предварительная раскрутка несущего винта происходит в момент запуска по монорельсу.

Автожир (или гироплан) — летательный аппарат, который внешне напоминает вертолет, но несущий винт у автожира свободно вращается в режиме авторотации. Конструктивно автожир проще вертолета, поскольку лишен сложной трансмиссии несущего винта и нередко вообще не имеет какого-либо привода на основной винт, также за счет отсутствия трансмиссии на борту автожира меньше вибрация. Горизонтальный полет гироплана обеспечивает толкающий или тянущий воздушный винт. В воздухе автожир опирается на поверхность несущего винта, который вращается исключительно при помощи набегающих потоков воздуха. Гиропланы проигрывают при полетах на большие расстояния самолетам, но зато не требуют длинной ВПП — при наличии встречного ветра или привода предварительной раскрутки несущего винта автожир может взлетать с разбегом в несколько метров или вовсе с места. Автожиры не так широко используются, как самолеты и вертолеты, но в некоторых случаях их применение может быть оправдано.

Представленный на МАКС-2017 беспилотный автожир представляет собой летательный аппарат с диаметром несущего винта 1,5 метра. Максимальная полетная масса гироплана составляет 25 килограммов, при этом он может нести до пяти килограммов полезного груза. Беспилотник использует двигатель внутреннего сгорания, с помощью которого может летать на скоростях от 30 до 120 километров в час, при этом время полета достигает трех с половиной часов.

Примечательно, что система катапультирования, используемая для запуска, предусматривает предварительную раскрутку несущего винта. Для этого снизу беспилотника на вал несущего винта установлен шкив, на который намотан шнур. При запуске гироплана шнур раскручивает вал несущего винта, обеспечивая необходимую подъемную силу, а шкив после старта сбрасывается. На подготовку к старту уходит около 20 минут, запуск осуществляется одним человеком.

Предполагается, что малый беспилотник, способный брать на борт небольшой груз, хорошо подходит для сбора данных с помощью различных датчиков и аэросъемки. Если в полете двигатель выйдет из строя или закончится топливо, то автожир вместо неконтролируемого падения можно относительно мягко посадить, поскольку несущий винт вращается в режиме авторотации. Это позволяет снизить риски при установке дорогостоящего оборудования.

Кроме России беспилотные автожиры разрабатываются и в других странах. Например, в США компания Groen Aeronautics работает над созданием опционально пилотируемого гироплана — он может управляться как пилотом на борту, так и оператором с земли.

Foto: Николай Воронцов

В этот день было

Вывод на околоземную орбиту ОС "Салют-7"
Выведена на орбиту первая отечественная орбитальная станция «Салют»
Состоялся первый полет истребителя СМ-12