MaSi Racing: как выпускники МАИ популяризируют гонки на дронах

15 июня 2017
MaSi Racing: как выпускники МАИ популяризируют гонки на дронах

Полгода назад авиамоделисты, выпускники Московского авиационного института Артём Марков и Анатолий Семашко запустили собственное производство рам для гоночных дронов. За это время на Ebay и в Instagram им удалось продать меньше десятка рам, но продажи для них пока не основное направление.

Артём Марков рассказал «Контур. Журналу» о том, как развивает спрос на профессиональные рамы для дронов, конкурируя с дешёвыми китайскими моделями, и почему считает дрон-рейсинг перспективным рынком, но не спешит развивать продажи готовых рам.

Перспективный рынок

Дрон-рейсинг как вид спорта и, соответственно, перспективный рынок набирает обороты. Это практически видеоигра для современных детей: очки надел, джойстик взял и полетел — на дрон смотришь через очки или через экран. На мой взгляд, популярность дрон-рейсинга вскоре должна стать колоссальной, особенно с имеющимися призовыми фондами. В Дубае в прошлом году прошел первый чемпионат мира с фондом в $1 млн.

Я сам занимаюсь авиамоделизмом на серьёзном уровне и даже стал чемпионом мира среди юношей в 2016 году, поэтому знаю, что малейшие отклонения в характеристиках модели, включая вес рамы, очень сильно влияют на результат.

Пока что пилоты не знают, что модель дрона может дать им какое-то преимущество при полёте. Я заметил, что чемпионатные версии коптеров, например в США, по нашим авиамодельным меркам — практически «бумажные самолётики», хотя уровень соревнований довольно высок.

Мы хотим развить спрос на качественные дроны, поэтому за месяц до нового года начали с того, что купили расходники на 40 000 руб. и создали профессиональную раму из композитных материалов, а не примитивно вырезанную из куска карбона на станке. У нас собственная производственная база, в оборудование мы не вкладывались.

Мы покупали фрезы и вырезали форму из алюминия. Разработка первой модели заняла у нас четыре месяца, неделю назад мы выпустили новую версию рамы — легче и крепче. У нас нет понятия «конечного продукта»: как машины «Формулы-1» всегда совершенствуются, так и мы создаем лучшие «болиды» для дрон-рейсинга.

Развивать идею мне помогает мой друг и партнер Анатолий Семашко, он авиамоделист и главный инженер MaSi Racing, входит в состав сборной России и будет отбираться в нашем 2D-классе, где мы занимаемся моделями «воздушный бой». Тестировать рамы на каждом этапе помогают два тестовых пилота — студенты МАИ. Чтобы повысить узнаваемость бренда, мы также хотим попросить полетать на наших дронах пилота Владимира Мещерякова, который занял первое место на чемпионате в Дубае.

Физика полёта

Рама — это стандартный крестик с креплением для четырёх двигателей, мозга самого дрона и камеры. Она напрямую влияет на лётные характеристики дрона и прохождение фигур на больших скоростях. Основной характеристикой как лодки и самолёта, так и дрона в гонках являются вес и жёсткость: жёсткая подвеска у гоночных машин помогает лучше входить в повороты, жёсткая рама у дрона позволяет пилоту чувствовать его на соревнованиях как продолжение самого себя.

Сейчас мы продаём раму за 3500 руб. или $75 на Ebay. Хотим, чтобы гонщики попробовали нашу раму, сравнили её с другими существующими моделями.

Наша целевая аудитория — это парни от 15 до 30 лет, особенно интересующиеся видеоиграми, причём они могут быть абсолютными новичками.

Учиться летать можно даже на китайских игрушечных моделях с пультом, к которым не прилагаются очки. Это просто дрон с камерой, то есть на него нужно смотреть, чтобы управлять им. Такая простейшая модель может стоить 5000 руб. за комплект.

На сайте мы предлагаем клиентам три версии дронов: тренировочную, чемпионатную и профессиональную. Это небольшой маркетинговый ход: самая тяжёлая тренировочная версия больше всего весит, она прочная и не сломается.

Чтобы выступать на международных соревнованиях, нужно покупать максимально облегчённые профессиональные версии. Когда ты должен выиграть гонку, об авариях речи не идет. По законам физики дроны массой в 500 г и в 470 г при одинаковой технике будут разгоняться с разной скоростью и с разной инерцией в повороте.

В идеале нужно стараться и тренироваться, и летать на одинаковых моделях, желательно самых легких — они дадут наилучший результат. Совсем новичкам подойдут тренировочные дроны, которые помогут понять физику полёта, потому что если сразу взять гоночный дрон, то вы просто его сломаете и полёты прекратятся.

У нас нет цели продать как можно больше рам прямо сейчас, наша цель — популяризировать все классы авиамоделизма в целом с помощью дрон-рейсинга. Он до сих пор не признан международным сообществом как спорт, но это лишь вопрос времени, потому что это спорт будущего.

Инженерный подход

У нас полностью ручное производство, несмотря на то, что каждый процесс автоматизирован, насколько это было возможно. Мы можем выполнить любую модель на заказ с любыми характеристиками и любого цвета: например, можно добиться того, чтобы рама весила 25 г в сборе и при этом была жёсткой, выпустить её в зеленом или красном карбоне.

Производственные мощности позволяют нам делать пять рам в сутки. Будет здорово, если мы все их будем продавать. Рамы — лишь первое направление, позже мы будем делать двигатели, которые пока что делают только в Китае. Можно как создать свой двигатель, так и усовершенствовать китайский. Получится импортозамещение в дрон-рейсинге от Китая в сторону России.

Я считаю, что наши рамы достойны уважения везде, не зря у нас их покупают во Франции, Сербии, Испании. Нашим покупателям в Европе интересно попробовать что-то новое, и они понимают, что это выше уровнем, чем то, на чем они летали раньше. В России у нас пока не было продаж, мы раздаем знакомым тестовые рамы.

Когда мы участвовали в конкурсе «Я бизнесмен», у нас еще не было ни одной продажи, продукт не был доработан. Пока мы мало внимания уделяем продвижению, потому что в приоритете создание и совершенствование качественного продукта. За полгода мы продали меньше десятка рам на Ebay и в Instagram, сейчас пытаемся вложить в головы людей идею о том, что профессиональные пилоты должны летать на качественных дронах. После этого мы сможем зарабатывать деньги.

Сейчас основные наши конкуренты — это те, кто производит самые дешевые популярные дроны. Очень сильная команда с качественным продуктом есть в Санкт-Петербурге: их дрон не промокает, поэтому ни снег, ни дождь ему не страшны. Это круто с технической точки зрения, однако, на мой взгляд, ребята мыслят немного не в том направлении: гоночный дрон должен быть лёгким и быстрым, а не непромокаемым. Я слежу за новостями в Instagram и часто вижу, что в Европе и Америке люди самостоятельно делают дроны. Кто-то пытается сделать сложный композитный пирог из многих материалов, но такое ощущение, что этим занимаются не инженеры.

Все жалуются на то, что формованные дроны очень мягкие, их можно согнуть руками. Характеристики, о которых я говорил, пропадают: дрон становится мягким, гнётся, плохо входит в повороты. Часто можно услышать отзывы: мы попробовали сделать раму, и у нас ничего не получилось. Это нас удивляет, ведь мы попробовали сделать то же самое, и у нас всё получилось.

Видно невооруженным взглядом: когда рама жёсткая, формованная, блестит, она качественная. Если же она вырезана из куска карбона и много весит, значит, качество рамы низкое.

Мы используем карбоновые рамы и карбоновый препрег — ткань, уже пропитанную смолой на заводе, самый правильный карбон заводской пропитки. В форму мы закладываем карбон и пенопласт. Сейчас экспериментируем с начинкой, подбираем более лёгкие, более плотные, более жёсткие пенопласты и препреги разных производителей, в основном немецкие и русские — ульяновский препрег вполне неплох.

Для внутренней части рамы мы используем граб — он лучше, чем берёза, сосна или липа, более лёгкий и стойкий.

Переговоры с Porsche

Бизнес в России развивается вполне доступно, если не считать налогов. В последние годы технические виды спорта популяризируют: в каждом районе появляются дворцы юного техника. Я сам четыре года преподавал детям авиамоделизм. Технические виды спорта, такие как авиамоделизм и дрон-рейсинг, побуждают детей снова играть на улице и помогают им обзавестись базовыми инженерными навыками.

Поставки материалов и производство налажены, научная деятельность ведется постоянно, мы совершенствуем продукт. Мы планируем довести рамы до ума, поставить их на поток и продавать, а после запустить производство моторов и писать ПО для дронов.

Во всем мире есть несколько версий в бесплатном доступе от программистов из Индии, России, США. Мы хотим занять долю рынка с популярным ПО и распространять его бесплатно, повышая узнаваемость нашего бренда, рам и моторов.

Мы хотим также проводить соревнования по дрон-рейсингу и создать свою команду гонщиков MaSi Racing. Мы надеемся, что наши пилоты будут занимать призовые места, но, возможно, мы останемся в ранге поставщиков лучших команд.

Кроме того, мы можем проводить мероприятия любого уровня — и для младших школьников, и для собрания ООН. Сейчас мы ведём переговоры с компанией Porsche о том, чтобы провести гонки на дронах на одном из их мероприятий. Обсуждаем формат, уже выставили смету на круглую сумму и планируем пригласить лучших пилотов-чемпионов мира, показать, как здорово это выглядит, как это весело и увлекательно. Для нас это возможность получить известность в кругах тех, кто может купить суперпрофессиональный дрон.

Фото: «Контур. Журнал»

В этот день было

Первый полет грузо-пассажирского самолета Ан-74ТК-300
Подписан закон о сотрудничестве в обеспечение безопасности комплекса Байконур
Запущен АГК «Прогресс М-12»