Jetway to heaven — маёвский стартап поднимает чартер на новую высоту

28 декабря 2016
Jetway to heaven — маёвский стартап поднимает чартер на новую высоту

— Я немного болен авиацией, — признаётся Игорь Григорьев так, будто это что-то необычное для авиационного института. Впрочем, быстро выясняется, что в этом есть нечто необычное — студент четвёртого курса факультета «Прикладная математика и физика» прекрасно знает авиарынок и авиапарк любой страны.

— Да ну! Ну и что там с авиацией в Сомали, — недоверчиво интересуюсь я.

— Jubba Airways — мутная контора, как, впрочем, и сама страна. Зарегистрирована в Судане, эксплуатирует очень старую технику. Там ещё есть Daallo Airlines — последний коммерческий эксплуатант Ил-18, — незамедлительно отвечает Игорь и, подумав, добавляет. — Честно, не советую туда летать.

— Я догадываюсь, что в Сомали в принципе летать не стоит, — пытаюсь ехидством скрыть замешательство. — Каймановы острова?

— Национальная Cayman Airways и ещё всякая мелочь, которая по самим островам и летает. Эксплуатируют Boeing 737 классической серии, сейчас вроде стали закупать у американцев новые. Вообще на этих островах забавно — этакий большой оффшор, сотни бизнес-джетов снуют туда-сюда по всему миру под их флагом.

— А у кого нет совсем авиалиний? — тон голоса сам собой выходит почтительным.

— Лихтенштейн, Сан-Марино, Ватикан — все маленькие страны, — улыбается Игорь. — Им наш проект точно без надобности

Воздушные мечты

На идею Jetway Игоря натолкнули трудности, возникшие при организации поездки детей в лагерь. Вместе с преподавателями тогдашний школьник никак не мог узнать, почему процесс заказа чартера столь долог, а цены так высоки. Игорь понял — нужно создать площадку, на которой пользователь может сам заказать самолёт чартерной авиации.

— Представляете, как трудно заказать разом на один рейс билеты для ста человек — спортивной команды, театральной труппы? На регулярный 100 билетов купить практически невозможно, поэтому сейчас им приходится звонить чартерным брокерам. Те не только берут большую комиссию, но и действуют непрозрачно — сами звонят в авиакомпании и узнают о ценах на рейсы. Заказчик имеет об этом процессе весьма слабое представление.

Jetway позволяет автоматизировать процесс работы посредников — приложение предоставляет заказчику самому проанализировать доступные чартерные рейсы. Длительность ожидания подтверждения заказа тоже снижается — пять часов вместо обычных трёх дней. Кажущийся простым проект создавался два года: необходимо было тщательно изучить рынок и, что самое сложное, наладить контакт с авиакомпаниями для того, чтобы те предоставили данные. Посредников представители компаний знают лично и доверяют им, а мысль о том, что информацию нужно передать юным стартаперам с улицы, не вызывает у них восторга.

Тем не менее у Игоря и его команды (которая состоит из также студента МАИ Олега Мингалёва, Ильи Киселёва из Amherst College, Олега Иванова из МГУ, Виталия Павленко из «Сколтеха» и Анны Селюгиной из ВШЭ) всё получилось — стартап готовится к запуску. Сначала проект выйдет на европейский рынок — там и с чартерным рынком дела получше, и авиакомпании более расположены сотрудничать. Как ни странно, аналогов у приложения, несмотря на всю очевидность его пользы, нет. По словам Игоря, сайты онлайн-заказа существуют, но по факту там сидят те же посредники, которые так же обзванивают авиакомпании. Правда, заказчик заполняет красивую форму, но на этом различия заканчиваются.

Трезвая оценка

Игорю помогли не только собственные блестящие познания в авиационных транспортных системах разных стран. В 2015-м году его команда попала на Lisbon Challenge.

О лиссабонском акселераторе он вспоминает с благодарностью — здесь ребятам помогли отладить бизнес-модель, понять UX (user experience, восприятие и ответные действия пользователя во время использования продукции — прим.) своих потребителей. Отчасти поэтому они и решили стартовать в Европе. Пока проект делается на собственные деньги, признаётся Игорь, но после запуска у него появилось понимание того, подо что конкретно брать инвестиции.

— Проблема любых стартапов в том, что когда говорят об их капитализации, забывают упомянуть их нулевую ликвидность. Я могу сказать только, что стартапы на той же стадии, что и наш, в среднем имеют оценку в районе двух миллионов долларов. Но это эфемерные цифры.

Стартап Игоря в его нынешнем виде «единорогом» не станет — рынок слишком узкий. Планы дальнейшего роста есть, но они уже выходят за рамки чартерной отрасли. Будет сложно, говорит Игорь: рынок огромный, конкуренция жёсткая.

— Почему тогда развитие своего? Почему, например, не спокойная и престижная работа в Google? — резко спрашиваю я.

Игорь отвечает сразу:

— Знаю, все туда хотят — Google, Microsoft, Facebook, «Касперский», тот же Telegram. Большие корпорации, большие деньги, стабильность. Правда, сложнее объяснить, чем ты там занимаешься, — усмехается он. — Мне же не так интересно быть чистым разработчиком. Мне нравится продакт-менеджмент, маркетинг, и мне не хочется просто писать код, реализовывая чужие идеи.

В этот день было

Первый полет УТС Як-130
Запущены восемь ИСЗ с помощью одной ракеты-носителя
День основания ОАО "МНПК "Авионика"