Авиамоделизм с русской душой покоряет Китай

5 октября 2016
Авиамоделизм с русской душой покоряет Китай

Многие считают, что Россию и Китай разделяет огромная пропасть. Дескать, уклад жизни другой, не говоря уже о менталитете. Однако представитель Авиамодельного спортивного клуба Московского авиационного института (национального исследовательского университета) — Алексей Попов нашёл с восточными коллегами общий язык и утверждает, что России и Китаю есть, чему поучиться друг у друга.

Авиамоделизм в крови

Алексей Попов конструирует авиамодели со школьной скамьи. Ещё мальчишкой он любую свободную минуту посвящал самолётам, которые с каждым годом становились всё совершеннее. Выбор вуза был предопределён — конечно, МАИ. Теперь Алексей — выпускник факультета «Авиационная техника» 2016 года.

Горящие глаза вкупе с бешеной энергетикой, энтузиазмом и скромностью не могли пропустить внимательные китайские коллеги на одном из конкурсов, где выступал маёвец со своим крылатым детищем. Алексея пригласили в Китай в качестве эксперта по вопросам авиамоделирования в школах.

— В китайском представлении, если человек может сконструировать модель, разбирается в авиации, то он автоматически становится элитой. Поскольку опыта развития базы для авиамодельного спорта у китайцев ещё не хватает, то они искали специалистов по авиамоделированию, — рассказывает Алексей. — Я дал серию мастер-классов для детей и обучал их, демонстрировал мастерство пилотирования радиоуправляемой моделью, ведь управление такой техники требует особых умений. Не каждому под силу понять все тонкости этого процесса.

Юные авиамоделисты увидели, что самолёт может «закручивать» петли, входить в управляемый штопор. Без демонстрации, они бы не поверили, что самолет может исполнять такие фигуры.

По словам маёвца, МАИ очень ценится у китайских коллег. Они считают его самым передовым в плане авиации вузом, настоящей классической школой конструирования авиационной техники.

— Решающее слово о том, как правильно построить учебный процесс вокруг занятий авиамоделированием, было за мной. Китайцы всегда до конца сомневаются в своих шагах и решениях, им важен квалифицированный совет, — отмечает Алексей Попов.

Быть инженером — бесценно

Авиамодельные кружки в Китае есть в каждой школе. Из 2 000 учеников среднего учебного заведения 50 — занимаются в авиамодельных кружках. Алексей Попов показывает мне фотографии: просторный компьютерный класс с авиасимуляторами, за которыми любой китайский школьник может освоить азы управления самолётом.

— У них под это «заточена» вся школьная программа, — продолжает он. — В стенах школы есть техническая часть, где ребята собирают свои самолёты. Если ребёнок занимается авиамоделированием, то у него появляется сразу статус, некий ореол. Всеми силами руководство учебного заведения старается поддерживать и развивать тягу к техническому творчеству в ученике. Он может прийти в авиамодельном кружок и заниматься, сколько хочет.

Китай закладывает на развитие технических талантов своей молодёжи миллиарды долларов. Всё дело в колоссальном дефиците инженерных кадров.

— Их задача привнести интерес ребёнку, чтобы он научился конструировать самолёты, управлять ими и дальше поступил в авиационный институт, стал специалистом-инженером, — отмечает маёвец.

Ни шагу назад

Упорные шаги, которые предпринимает Китай в освоении пока ещё новой для них стези авиамоделирования, должны серьёзно обеспокоить Россию. Пока что мы лучшие в авиации, но, по словам Алексея Попова, «если не вкладываться в развитие детского творчества, то можно многое упустить через несколько лет». Именно поэтому МАИ как опытный и сильный игрок начинает разыгрывать партию со своих флангов.

— В вузе есть центр Авиамодельного творчества для школьников. Он работает уже три года. Любой московский школьник может приехать сюда с родителями и заниматься в свободное время, строить самолёты. Начиная от самых простых картонных моделей. Так, шаг за шагом, ребёнок подойдёт к той самой черте, когда картонный летательный аппарат превратиться в радиопрувляемый, беспилотный.

Алексей и его коллеги готовят себе смену. Хоть они ещё молоды и всё впереди, но время стремительно идёт.

— Пусть в кружок сначала придёт две тысячи детей. Через два года останется двести, а через пять только двадцать. Но эти двадцать авиамоделистов будут первоклассными студентами. Через семь-восемь лет они выпустятся из МАИ и составят авангард лучших сотрудников конструкторских бюро. Убеждён, они будут лучшими! — утверждает Алексей Попов. — Со школьной скамьи ребята уже будут знать, как держать в руках отвёртку, ручной лобзик, как управлять стамеской, правильно подключать провода и электронику. В их багаже будут знания по материаловедению, ручной обработке дерева, композитных материалов, полимеров.

Китай к этому стремится. Россия пока что держится на энтузиастах с горящими глазами и сердцами. Китайские коллеги хотят вырастить такие кадры и у себя, но на это нужно время, ресурсы и эксперты по авиамоделированию. Такие, как Алексей, у которого дома есть Авиамодельный клуб МАИ, друзья и юное поколение, которым необходимо передать свой опыт.

В этот день было

Первый полет самолета-бесхвостки МиГ-21И "Аналог"
Родился летчик-испытатель В.С. Кушин
Родился М.А. Погосян