«Известия»: учёные МАИ разработали мобильную вышку авиадиспетчеров

22 августа 2016
«Известия»: учёные МАИ разработали мобильную вышку авиадиспетчеров

Московский авиационный институт создал новую технологию для малых аэродромов — Командно-диспетчерский комплекс по управлению самолётами, вертолётами и беспилотными летательными аппаратами. Впервые в России создана мобильная и полностью автономная система для управления воздушным движением, сообщают «Известия».

Командно-диспетчерский комплекс (КДК) построен и проходит испытания с мая этого года на подмосковном аэродроме Алферьево. Два больших сборных блока привезли на аэродром на «КамАЗе» с прицепом, развернули и установили за несколько часов. Комплекс управляет десятком малых самолётов и вертолётов, поддерживает связь по каналу Wi-max и по спутниковому каналу.

— Вопрос создания подобных автономных мобильных систем стоит очень остро, — сообщил «Известиям» официальный представитель Объединенной приборостроительной корпорации (ОПК, входит в «Ростех») Леонид Хозин. — На сегодняшний день в стране существуют десятки и сотни старых аэродромов, где инфраструктура для управления полётами либо недостаточно хорошо развита, либо отсутствует вообще. Особенно актуальна проблема для полевых аэродромов, так называемых аэродромов перераспределения, аэродромных площадок, которые используются, например, нефтяниками и газовиками в труднодоступных местностях. Зачастую там приходится садиться на грунт, нет даже нормального покрытия, не говоря уже о сложных радиоэлектронных системах.

По словам Леонида Хозина, задачи управления воздушным движением, обеспечения безопасности полётов в таких условиях способны решить как раз передвижные пункты управления. Фактически это мобильный аналог традиционных стационарных систем, применяющихся на больших аэродромах.

— Появление таких технологий — это новые возможности для развития малой авиации и внутреннего авиасообщения в целом, — говорит представитель ОПК.

КДК легко монтируется и, несмотря на мобильность и относительно небольшие габариты, включает в себя ряд отдельных блоков, позволяющих полноценно организовать работу и управление воздушным движением, а также наземным обслуживающим транспортом. При этом специальные ветряные генераторы сами вырабатывают необходимое для работы КДК электричество.

— Все необходимые данные — о состоянии воздушного движения, погоде, связь с московским авиаузлом — мы берём со спутника и собственной метеостанции, — говорит Анатолий Качалин, директор ресурсного центра научных исследований и инновационных технологий (РЦ НИИТ) МАИ. — Выделенные каналы связи также позволят проводить обучение диспетчеров в дистанционном режиме без потери качества.

КДК рассчитан в том числе для использования на удалённых малых аэродромах, системы связи позволяют проводить дистанционную подготовку диспетчеров, организовывать программы лётно-эксплуатационной практики и парашютной подготовки.

Компания «Газпром космические системы» уже апробировала новый КДК для управления полётами беспилотных воздушных судов. По словам Андрея Беднова, заместителя директора центра сбора данных аэрокосмического мониторинга МАИ, недавно компания выполняла полёты на аэрофотосъёмку газопроводов в Подмосковье.

— Командир беспилотного воздушного судна управлял беспилотником непосредственно с КДК, находясь рядом с руководителем полётов аэродрома, который в свою очередь руководил полётами Ан-2, — рассказал Андрей Беднов. — Руководитель полётов на экране наземной станции управления видел в реальном времени траекторию полёта беспилотников, координировал их взлёт и посадку с полётами пилотируемого воздушного судна.

Как отметил Андрей Беднов, размещение командира беспилотного воздушного судна и руководителя полётов аэродрома МАИ Алферьево на одном КДК оказалось очень удобным, так как при этом обеспечивались координация и безопасность совместных полётов. — Из-за особенностей в организации полётов беспилотных воздушных судов в обычной ситуации нам пришлось бы тратить гораздо больше времени на согласование полётов совместно с пилотируемыми воздушными судами, — подытожил он.

Фото: Евгений Биятов/РИА Новости

В этот день было

Первый полет модернизированного УТС Як-52М
ГНПП "Базальт" завершено создание бомбы РБК-500У БЕТАБ-М
Присвоены звания "Героя России" летчикам-испытателям А.А.Иванову и О.Г. Цою