Способна ли сверхмалая авиация победить автомобильные заторы?

20 декабря 2010
Способна ли сверхмалая авиация победить автомобильные заторы?

Научить машину летать — кажется, единственный способ победить заторы на дорогах; но небо Москвы закрыто для абсолютно всех летательных аппаратов, кроме тех, что принадлежат экстренным службам; однако есть еще один тип аппаратов — автожиры

К сожалению, в планах мэрии не нашлось места воздушным видам транспорта. О них в применении к столице сегодня говорят либо с улыбкой, либо никак. Губернатор Подмосковья минувшим летом предложил москвичам, дабы не становится жертвой пробок, последовать его примеру и пересесть на вертолет. Но как гласит латинская поговорка — «что положено Юпитеру, не положено быку». Придется горожанам решать свои проблемы, не отрываясь от земли. Впрочем, встречаются энтузиасты, которых не берет земное притяжение. Они рвутся в небо, невзирая на законы природы и стараясь не нарушать законов человеческих. Артем Константинов пригляделся к сверхмалой авиации.

Когда ни вправо, ни влево нельзя — все запружено машинами, а проваливаться под землю бесполезно — в метро тоже пробки, взгляды доведенных до отчаяния водителей обращаются к небу. Мечта футуриста: научить машину летать — кажется, единственный способ победить заторы на дорогах. Как это могло бы выглядеть еще 13 лет назад показали авторы фильма «Пятый элемент». Дорожное движение в 3D — то есть во всех измерениях сразу — кошмар для служб безопасности. И даже если бы летающую машину изобрели — полет, скажем, из Митина к центру столицы был бы невозможен.

Степан Орлов, депутат Мосгордумы:— Необходимо получать разрешение от тех наших организаций, ведомств, федеральных ведомств, которые занимаются вопросами безопасности. Это и Министерство обороны, и специальные службы: Федеральная служба охраны, Федеральная служба безопасности.

Небо Москвы закрыто для абсолютно всех летательных аппаратов, кроме тех, что принадлежат экстренным службам. Впрочем, российская столица скорее исключение, чем правило. В Нью-Йорке, например, вертолеты летают! Можно даже экскурсию заказать! Московские авиаторы надеются, что и на их улице будет праздник — и смотрят дальше.

У вертолетов множество минусов: сравнительно большой расход топлива, зачастую значительные размеры, ну а в случае отказа двигателя — большая вероятность катастрофы. А ведь существует другой тип аппаратов — автожир.

Максим Ипатов, заместитель начальника отдела разработки легкой авиационной техники НПП «Темп»:— Автожир — это от французского слова «аутогиро», что означает «самовращение».

Если у вертолета верхний винт, который обеспечивает подъемную силу, постоянно вращает двигатель, то у автожира все по другому.

Максим Ипатов, заместитель начальника отдела разработки легкой авиационной техники НПП «Темп»:— Во всех автожирах этот винт приводится в движение в полете набегающим потоком воздуха. То есть двигатель в этом деле не участвует, он только толкает аппарат вперед — за счет толкающего винта, который стоит сзади.

Иными словами, даже если в полете откажут все системы — аппарат просто медленно опустится на землю. Среди других преимуществ: компактность и легкость в управлении — достаточно удостоверения пилота-любителя. Правда, стоит «птичка» — не дешево, 3 миллиона рублей, а вместе с сертификацией, регистрацией и обучением — и все 3,5. Производство — пока штучное, покупают в основном частные лица.

В Московском авиационном институте автожиры проектируют уже 20 лет. Сейчас разрабатывают очередную модель. Она похожа на небольшой самолет. Винт здесь — тянущий, расположен спереди. Ставку решили сделать на комфорт пассажиров — салон здесь больше, и грузоподъемность.

Алексей Рейнгольд, выпускник МАИ:— Сейчас он уже разработан, практически полностью изготовлен, идут некоторые доработки, проводятся некоторые испытания. Но пока не летал.

Пока одни еще только готовятся взлететь — другие уже покоряют небо. Супруги Корнеевы делают автожиры сами. Проект, чертежи, производство, сборка — все в собственной мастерской. Некоторые детали, правда, приходится заказывать за границей, платить втридорога, а все потому что в России их сделать невозможно. Юрий и Надежда собрали уже 7 таких аппаратов, которые теперь летают в разных частях страны.

Юрий и Надежда Корнеевы, пилоты:— Мечта — это самое главное. Полет низенько над землей. Не высоко, как в этом автобусе, как в наших самолетах больших, а именно такой полет, как будто крылья у тебя выросли — ощущение такое. Вот это интересно!

Автожир — по совместительству аэросани, для городского жителя — скорее роскошь, чем средство передвижения. В каменных джунглях нет условий для полетов — подходящих свободных площадок в городе не найти, систему промежуточных аэродромов и станций авиатехобслуживания еще только предстоит наладить.

Юрий и Надежда Корнеевы, пилоты:— У нас летаешь, на поле смотришь, высоковольтки идут так и так. Пирамиды многоэтажные. Кто все это делал? А над городом все это десятикратно, с одного дома на другой бросаются кабеля.

К идее футурологов создать аэромобиль профессионалы относятся скептично, говорят: рожденный ездить — летать не сможет.

— Многие головы думают над этим. Он компактный, казалось бы: колеса поставил и поехал. Но это будет или плохой автожир, или плохой автомобиль.

В общем, побороть пробки на дорогах с помощью сверхмалой авиации вряд ли получится. По крайней мере, сейчас. Что еще раз доказывает: прежде чем обращать взоры к небу, неплохо бы разобраться с тем, что творится на земле.

Артем Константинов, Рустам Бафаев, Владимир Артемьев, Максим Панкин и Андрей Сазонов. «ТВ Центр».

Источник и видеосюжет

В этот день было

Первый полет УТС Як-130
Запущены восемь ИСЗ с помощью одной ракеты-носителя
День основания ОАО "МНПК "Авионика"