От МиГа первого до двадцать первого

9 ноября 2010
От МиГа первого до двадцать первого

10 ноября 105 лет тому назад родился выдающийся авиаконструктор Анатолий Григорьевич Брунов. Более четверти века он отдал МиГам. История ОКБ «МиГ» неотделима от его имени. Он начинал от истоков и ушел, когда марка МиГ стала мировым брендом. Его вклад в развитие отечественной авиации отмечен высшей трудовой наградой страны — золотой медалью «Серп и Молот», тремя Сталинскими и Ленинской премиями.

Его университеты

«Человеком — эпохой» называют Анатолия Брунова немногие оставшиеся его коллеги. Его биография — отражение суровой, беспощадной и в то же время героической первой половины прошлого века, которая в наши дни вызывает и ужас, и удивление, и восхищение. Он родился в поселке Обухово (в нынешнем Ногинском районе) в семье продавца фабричной лавки при местной льно¬прядильной фабрике. Тогда еще не было материнского капитала, но демография была лучше, чем в Китае. В семье было тринадцать детей. Толя был двенадцатым. Прокормить столько ртов было непросто. В 1918 году после окончания начальной школы его, тринадцатилетнего мальчишку, устроили работать на фабрику учеником слесаря. Учебу продолжил в вечерней школе. Тягу к знаниям заметили, и в 1920 году его командировали в техникум в Москву. Но в первом семестре пришлось ночевать на Брестском (Белорусском) вокзале. Техникум места в общежитии не дал. Вокзальные обитатели делились с ним куском черного хлеба. В 1922 году техникум преобразован в технический институт им. М. В. Ломоносова. Анатолия переводят на рабфак при этом институте. После окончания рабфака поступает в МВТУ.

В приказе по МВТУ № 45 от 9 февраля 1930 года, объявлявшем о присвоении инженерного звания Сергею Павловичу Королеву, Семену Алексеевичу Лавочкину и многим другим, упоминается и имя Анатолия Григорьевича. Брунов по праву стоит в этом славном списке.

Кстати, это был первый и последний выпуск аэромеханического факультета МВТУ. Уже в марте 1930 года факультет получил самостоятельность и стал называться ВАМУ — Высшим аэромеханическим училищем, которое еще через 5 месяцев превратилось в МАИ — знаменитый впоследствии Московский авиационный институт имени Серго Орджоникидзе.

Вот такие университеты были у Королева, Лавочкина, Брунова и многих других, кто выковал авиационно-космическую мощь страны.

Статья полностьюОпубликовано на сайте rg.ru 9 ноября 2010 г.

В этот день было

Первый полет грузо-пассажирского самолета Ан-74ТК-300
Подписан закон о сотрудничестве в обеспечение безопасности комплекса Байконур
Запущен АГК «Прогресс М-12»