Новое Алферьево: реновация аэродрома МАИ

16 февраля 2016
Новое Алферьево: реновация аэродрома МАИ

В конце 2015 года в рамках программы модернизации объектов специального назначения Министерством образования и науки Российской Федерации для МАИ были выделены средства. По решению руководства вуза деньги были распределены между Учебно-авиационной базой МАИ и Лётно-испытательным комплексом ОСКБЭС МАИ. Обе эти структуры базируются на маёвском аэродроме «Алферьево». Собственный аэродром — визитная карточка, предмет особой гордости авиационного университета, заслуживающий трепетного внимания. Тем не менее все эти годы Алферьево существовало фактически автономно, не получая со стороны вуза необходимой финансовой поддержки.

«Это первое крупное финансовое вложение в развитие аэродрома с 1970 года, — отмечает начальник авиабазы Евгений Кожевников, — до этого на техническое оборудование аэродрома средств не выделялось. Ни разу не проводился капитальный ремонт зданий и коммуникаций. Обслуживающий персонал аэродрома работал на оборудовании, выпущенном в 60-70-х годах. Понимаете, насколько морально устарело техническое оснащение?»

Когда руководство университета в конце года озвучило решение о выделении средств для Алферьева, встала сложная задача выбора концепции по оснащению аэродрома. В предельно сжатые сроки была проделана большая работа по проектированию технического «ядра» — составлению перечня оборудования, необходимого для обеспечения основных нужд авиабазы, анализу рынка и формированию заказа.

К маю 2016 года, после проведения торгов и подписания контрактов, на аэродроме будет создана многофункциональная информационная спутниковая система. Она будет связана с новым командно-диспетчерским пунктом и базой данных, организованной в ресурсном центре научных исследований и инновационных технологий (РЦ НИИТ) МАИ. Это обеспечит удалённый доступ к данным об учебных полётах и результатах лётных испытаний.

Принципиально по-новому будет организована работа командного пункта, оснащённого современными средствами радиотехнического обеспечения полётов с непрерывным документированием полётной информации. Заработает система ситуационного контроля воздушной обстановки в районе полётов. Помимо современного GLONASS-оборудования, летательные аппараты будут оснащены системами передачи данных, осуществляющими телеметрию с разнообразных датчиков в онлайн-режиме по web-сети.

Проект обновления технического оснащения аэродрома должен решить три принципиальные задачи. В первую очередь, это модернизация учебного процесса — на территории аэродрома каждое лето проходит уникальная лётная практика для студентов, второе — качественное повышение безопасности полётов и, наконец, проведение лётных испытаний и экспериментов.

«Всё это позволит оптимизировать и расширить программу лётной практики, сделает её более эффективной и снизит затраты на её проведение. Пока один студент выполняет свое лётное задание, данные о пилотировании самолёта с бортовых видеокамер транслируются в класс, где учебная группа разбирает технические приёмы и ошибки, анализирует поведение самолёта, составляет отчёты. Таким образом, к собственным полётам студенты будут более подготовлены. Новое оборудование позволит нам разработать программы лётной практики для ряда других технических факультетов, помимо 1-го (прим.: факультет „Авиационная техника“). У студентов появится реальная возможность оценивать приборное, локационное, прицельное оборудование в зависимости от своей будущей специальности.

В новом командном пункте предусмотрено четыре рабочих места для обучения высококлассных авиадиспетчеров и руководителей полётов. В сотрудничестве с факультетом иностранных языков МАИ будет создана программа подготовки специалистов с авиационным английским языком. Это привлечёт внешних слушателей, что будет давать аэродрому дополнительные средства для развития», — комментирует Кожевников.

На сегодняшний день уже сформированы списки студентов, направляемых на лётную практику. В этом году у 169 человек будет возможность оценить новое оборудование аэродрома. А в ближайшей перспективе будут созданы новые направления подготовки специалистов — речь идёт о новых специальностях на стыках дисциплин.

Как планируется, новое оснащение лётно-испытательного комплекса будет обеспечивать научные исследования и лётные испытания пилотируемых и беспилотных авиационных систем, разрабатываемых не только в МАИ, но и другими разработчиками авиационной техники. Система сбора информации, непосредственно связанная с дата-центром, будет формировать непрерывно обновляемую базу данных о полётах и лётных испытаниях на аэродроме. Колоссальное количество информации станет доступно для анализа и исследований: показания приборов, данные о положении самолёта, тензометрии, нагрузках на крылья.

«Теперь у нас появится оборудование, которым может похвастаться не всякий испытательный центр. Возможности нашей системы мониторинга и сбора данных могут быть расширены, её можно подстраивать под специфические задачи заказчиков, которые уже сейчас готовы поставлять дополнительное оборудование, необходимое для своих исследований».

Аэродром планируется развивать и в рамках совместных программ. В данный момент обсуждаются возможности сотрудничества авиабазы МАИ с Федерацией планерного спорта России, в том числе, возможности регулярных планерных полётов, а совместно с ДОСААФ России начата работа по организации допризывной подготовки школьников и студентов. Также планируется развивать и уже существующие совместные проекты популяризации авиационного спорта и ранней профориентации молодёжи. В рамках такой работы проводятся экскурсии, на которые в Алферьево приезжают ученики кадетских корпусов, школ и лицеев. Дети занимаются на авиационных тренажёрах, совершают прыжки с парашютом, бывает, что прыгают целыми семьями.

«Аэродром должен быть загружен круглые сутки 365 дней в году. Ведь самолёт, стоящий на земле, бесполезен, — говорит Евгений Владимирович. — Это, конечно, мечта. Но чем совершеннее техническое оснащение, тем шире эксплуатационные возможности аэродрома. И Алферьево будет продолжать развиваться».

В этот день было

Первый полет грузо-пассажирского самолета Ан-74ТК-300
Подписан закон о сотрудничестве в обеспечение безопасности комплекса Байконур
Запущен АГК «Прогресс М-12»