Поплыли: разработки МАИ на «Гидроавиасалоне» в Геленджике

16 августа 2018
Поплыли: разработки МАИ на «Гидроавиасалоне» в Геленджике

В начале сентября Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) ждёт сразу два крупномасштабных события — яркий праздник к началу учебного года и 12-я международная выставка и научная конференция по гидроавиации «Гидроавиасалон — 2018».

«Гидроавиасалон» пройдёт с 6 по 9 сентября в Геленджике и соберёт на своей площадке перспективные изобретения промышленных предприятий, корпораций, вузов. Среди лучших — разработки МАИ. О них — в обзоре mai.ru.

Гексакоптер на воде

Этот беспилотник не боится воды и готов выполнять самую «мокрую» работу. По-научному он называется гексакоптер с соосными несущими винтами анизагридной конструкции. На «Гидроавиасалоне» состоится премьерный показ и запуск этой разработки. Корпус гексакоптера выполнен из композиционного материала карбона. Он может запросто садиться на воду и держаться на ней, поскольку создан и собран по схеме «поплавок».

Спектр задач у гексакоптера очень широк. Например, доставка средств спасения для тонущих людей и необходимых грузов к месту крушения судна. Взлететь беспилотник готов не только с корабля, но и с поверхности воды, ему будет не страшен шторм. Благодаря тому, что конструкция гексакоптера герметична и внутрь него не попадёт влага, на него можно вешать дорогую видео и фотоаппаратуру, ставить радиолокационное оборудование. О сохранности дорогостоящей техники можно не беспокоиться.

Отметим, что у этого БПЛА есть старший брат. Именно он служил прообразом и вдохновил разработчиков, сотрудников лаборатории № 3 НИО-101 МАИ, на создание усовершенствованной «водной» версии. Гексакоптер предыдущей модификации был предназначен для доставки груза к месту бедствия. Например, медикаментов, защитных масок. Он также способен разбивать окна при чрезвычайных ситуациях и подлетать к месту пожара. Беспилотник оснащён защитной «диафрагмой», которая при падении или посадке бережёт его винты — самое уязвимое место беспилотника. Кроме того, такая компоновка обеспечивает для человека, к которому дрон может подлететь для доставки груза, полную безопасность.

Дополнительная энергия

Институт «Авиационные, ракетные двигатели и энергетические установки» МАИ презентует на «Гидроавиасалоне» натурный образец и макет Малоразмерных воздушно-реактивных двигателей для беспилотников. Разработки вызвали большой интерес у Министра промышленности и торговли России Дениса Мантурова на выставке YOUTH EXPO в рамках сочинского Международного фестиваля молодёжи и студентов. Маевский двигатель, очень мощный и компактный, сможет составить серьезную конкуренцию зарубежным аналогам и в зависимости от задачи значительно ускорить полет летательного аппарата или поднять его на большую высоту.

— В данный момент мы работаем над его оптимизацией, поскольку двигатель потребляет слишком много топлива,— отмечает в интервью журналу «Облако» аспирант МАИ, один из разработчиков двигателя Сергей Селиверстов. — Но на самом деле это проблема всех воздушно-реактивных двигателей данного класса. Однако мы постараемся ее решить и наш двигатель значительно оптимизировать.

Виртуальный пилотаж

Ещё одна разработка МАИ на «Гидроавиасалоне» — авиасимулятор. В комплексе — эргономичное кресло, орган управления виртуальным самолётом и его двигателями, вычислительный блок. Будущий пилот сможет увидеть поведение летательного аппарата при пилотировании на специальной плазме, которая закреплена на кресле. По словам разработчика, в авиасимулятор можно загрузить совершенно любое ПО. Разработка предназначена для учебных целей. Попробовать себя в качестве пилота смогут и взрослые, и дети.

Путешествие в виртуальную реальность «Imagine travel»

В любую точку мира можно будет перенестись не выходя из дома. Увидеть интересующую страну, город, прогуляться по улочкам. Виртуальное путешествие по местам вашего туристического маршрута предлагает мультимедиапроект Imagine Travel. Разработчики с факультета «Информационные технологии и прикладная математика» МАИ «переложили» трёхмерную карту всей Земли в формат виртуальной реальности, сделав Imagine Travel идеальным путеводителем и проводником туриста.

Интерактивная разработка позволит ещё до поездки прогуляться по маршруту, пусть даже и виртуально. Можно скорректировать свой путь, найти ориентиры на местности, чтобы потом не потеряться, и даже узнать множество исторических фактов об определённой географической точке. Внедрять приложение планируется в аэропортах на специальных стойках, оборудованных шлемами виртуальной реальности. Ведь так приятно начать узнавать страну и город своего будущего пребывания пока ждёшь посадки на рейс.

Кроме того, IT-разработку авторы проекта предложат клиентам авиакомпаний. При помощи технологии Web VR приложение можно разместить в качестве приятного развлекательного бонуса на сайте авиаперевозчика. Оно будет доступно обладателям собственных мобильных очков виртуальной реальности (средняя стоимость $3 — 4). Воспользоваться Imagine Travel клиенты авиакомпаний смогут с помощью очков виртуальной реальности не выходя из дома.

Деловая программа с участием МАИ

Представители МАИ будут участвовать в деловой программе «Гидроавиасалона». На секции № 2 «Научные основы создания амфибийных и безаэродромных ЛА. Аэрогидродинамика, мореходность, проходимость, проектирование» выступит главный конструктор ОСКБЭС МАИ Вадим Дёмин и заместитель главного конструктора ОСКБЭС МАИ по лётным испытаниям Александр Серебряков. В работе секции № 6 «Маршевые силовые и бортовые энергетические установки для амфибийных и безаэродромных летательных аппаратов» примет участие заместитель заведующего кафедры «Технология производства двигателей ЛА» Алексей Ионов. Профессор кафедры «Проектирование аэрогидрокосмических систем» Владимир Махров выступит на секции № 4 «Специальные системы и оборудование для амфибийных и безаэродромных летательных аппаратов».

В этот день было

Первый полет УТС Як-130
Запущены восемь ИСЗ с помощью одной ракеты-носителя
День основания ОАО "МНПК "Авионика"