Как готовят кадры для вертолётостроения России: интервью с завкафедрой МАИ в «РГ»

29 мая 2018
Как готовят кадры для вертолётостроения России: интервью с завкафедрой МАИ в «РГ»
В России до 2020 года в рамках гособоронзаказа должны собрать 1200 вертолётов, сообщил «РГ» на 11-й Международной выставке HeliRussia заведующий кафедрой проектирования вертолётов Московского авиационного института (МАИ) Юрий Игнаткин. Очевидно, что достичь такого показателя невозможно без хорошо подготовленных инженеров и конструкторов.

О том, как обстоят дела с обучением кадров для отрасли в выездной редакции «РГ» на HeliRussia 2018 рассказали Юрий Игнаткин и начальник управления инновационной деятельности Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева (КНИТУ-КАИ) Алексей Бакаев.

Сейчас процент тех, кто заканчивает кафедру проектирования вертолётов в МАИ, а затем устраивается по специальности на крупные предприятия страны, достигает почти 90, однако и эта цифра не предел для московского вуза, там стремятся к большему.

— Такой высокий процент достигается нацеленностью студентов изучать вертолётную тематику и трепетным отношением заводов к будущему инженеру. Они обеспечивают им интересную, достойную работу, социальные пакеты. За время существования кафедры подготовлено более 2600 специалистов, 800 из которых работают в ведущих конструкторских бюро, проектируют вертолеты. Около ста человек занимают руководящие должности генеральных конструкторов. На всех заводах России, где производятся вертолёты, есть наши выпускники, — рассказал Игнаткин.
​​

По его словам, на кафедру проектирования вертолётов каждый год поступает 60-65 человек. Кафедра сотрудничает с главными вертолётными предприятиями, где студенты проходят практику, знакомятся с новыми достижениями в области аэродинамики, получают экспериментальную базу, изучают современные уровни проектирования вертолетов.

— Такая форма обучения позволяет приблизить будущего инженера к профессии и уменьшить срок адаптации, когда он придет на рабочее место после института. Большое внимание мы уделяем новым кадрам для оборонно-промышленного комплекса. Здесь студенты-целевики старших курсов дополнительно учатся современным направлениям развития вертолёто- и авиастроения, — добавил Игнаткин.
В свою очередь начальник Алексей Бакаев сообщил, что в их вузе учатся около 17 тысяч студентов. В университете корректируются направления обучения, объединяются или сокращаются специальности социально-гуманитарного направления, увеличивается количество технических специальностей и выпускающих кафедр.

К примеру, наряду с базовыми выпускающими кафедрами «Аэрогидродинамика», «Производство летательных аппаратов», «Конструирование и проектирование летательных аппаратов», не так давно в КНИТУ-КАИ открылась кафедра «Вертолётостроение». Из-за расширения спектра технических специальностей в институте существенно вырос средний балл ЕГЭ, необходимый для поступления, при этом у так называемых «целевиков» он оставляет желать лучшего.

— Они выбиваются из общей колеи, не всегда попадаются сильные студенты. Другое дело, если мы говорим о подготовке элиты — композитчиков, вертолётчиков, специалистов по лазерным аддитивным технологиям и так далее. Начиная со второго или третьего курса бакалавриата, их допускают к выполнению реальных работ в научно-исследовательских лабораториях и инжиниринговых центрах («КАИ-Лазер», «КАИ-Композит», «Центр композитных технологий», «Испытательная лаборатория прочности и надежности» и другие) По окончании вуза уровень их подготовки существенно превышает уровень подготовки «среднестатистического» студента. Предприятия борются за них, соответственно, конкурс на эти специальности высокий, а балл ЕГЭ ежегодно растет, — сказал Алексей Бакаев.
В Московском авиационном институте проблему с «целевиками» решили просто: в прошлом году на эти места мог попасть выпускник, набравший не менее 180 баллов, в этом году планку подняли до 190 баллов за три предмета по ЕГЭ.

— Так мы нивелируем разницу между «целевиками» и теми, кто поступает на общих основаниях, потому что студент, набравший на ЕГЭ мало баллов, как правило, недоучивается. Государство зря тратит средства, а он занимает бюджетные места людей, которые могли бы успешно закончить вуз, — прокомментировал заведующий кафедрой проектирования вертолетов МАИ Юрий Игнаткин.
Он также добавил, что вуз старается привлечь к себе тех людей, которые склонны к изучению физики, математики и других сложных дисциплин, чтобы в дальнейшем вырастить еще больше востребованных специалистов.

Широкую профориентационную работу ведут и в Казанском авиационном институте (КНИТУ-КАИ), открывая в школах инженерные классы, технические колледжи и лицеи для одаренных детей, в которых ребята учатся моделированию, вовлекаются в техническое творчество, а после окончания обучения большая часть из них поступает в КНИТУ-КАИ.

По мнению экспертов, именно благодаря такому подходу, когда будущих специалистов начинают готовить задолго до поступления в вузы, вертолетостроение никогда не останется без надежных инженеров и конструкторов, способных создавать новые великие разработки и двигать науку вперед.

Способствует решению этой задачи и проведение таких выставок, как HeliRussia 2018. Посмотреть на новые вертолеты приходят сотни ребятишек, и когда они видят винтокрылые машины вблизи, могут посидеть за штурвалом, их глаза буквально загораются. Наверняка, кто-то из ребят именно в такой момент решает для себя, что хочет связать жизнь с авиацией.

Фото: Валерий Коршунов

В этот день было

Первый полет грузо-пассажирского самолета Ан-74ТК-300
Подписан закон о сотрудничестве в обеспечение безопасности комплекса Байконур
Запущен АГК «Прогресс М-12»