Проектно-аналитическая сессия первого модуля Школы управления МАИ: как это было

9 октября 2017
Темой проектно-аналитической сессии (ПАС), которая стартовала в Московском авиационном институте 2 октября в рамках первого модуля Школы управления, стал «Анализ мирового опыта организации бизнеса по жизненному циклу в высокотехнологичных корпорациях: постановка целей и задач для корпораций».

В первый день перед участниками программы с установочными докладами выступили ректор МАИ Михаил Погосян, генеральный конструктор Объединённой двигателестроительной корпорации Юрий Шмотин, президент Объединённой судостроительной корпорации Алексей Рахманов, вице-президент по стратегии и развитию АО «Гражданские самолеты Сухого» Сергей Каменский и куратор Школы управления МАИ Андрей Реус.

Перед учащимися Школы управления была поставлена значимая и амбициозная цель — решение задач корпораций по переходу на бизнес-модель по жизненному циклу.

Участники программы (более ста человек) разделились на рабочие группы: отдельные группы составили фабрики мысли и проектные команды из числа представителей кадрового резерва корпорации (ОСК, ОДК, ГСС) и Московского авиационного института и Южно-Уральского государственного университета.

Анализ практические кейсов успешных компаний

В ходе своей работы на ПАС первого модуля Школы управления группы проанализировали практические кейсы, основанные на мировом опыте применения бизнес-модели жизненного цикла. Примером стали наработки таких успешных компаний, как Boeing, Airbus, Emmerson, Rolls-Royce, Damen Shipyard и Meyer Werft.

Эксперты и организаторы групповой работы Школы управления помогли участникам программы выделить ключевые особенности и принципы организации бизнеса на жизненном цикле мировых лидеров. Среди наиболее значимых принципов была обозначена сервисная модель бизнеса, при которой компания зарабатываем не только и не столько на продаже изделия, сколько на предложении сервисных услуг, а основной доход приобретается на фазе эксплуатации.

Кроме того, анализ кейсов помог познакомиться с подходами к управлению требованиями на всех этапах жизненного цикла, начиная с маркетинга, понять механизмы применения информационных моделей при проектировании и «цифровых двойников» изделий. Также эксперты и участники Школы управления обратили внимание на то, что для успешного построения бизнеса бизнеса на жизненном цикле необходимо обеспечить «преемственность» инженерных решений на всём жизненном цикле, модульность конструкций изделий, вести расчёт совокупной стоимости владения, лётного часа и стоимости жизненного цикла и эксплуатации.

Важным опытом стал практическое понимание того, какие на сегодняшний день существуют современные IT-технологии для оптимизации бизнес-процессов: IoT, дополненная реальность, CAD/CAM, PDM/PLM/ и другие.

Применение полученных знаний для решения конкретных задач участников программы

По итогам анализа мирового опыта и кейсов компаний, успешно внедривших в свои бизнес-процессы управление по жизненному циклу, участники программы приступили к оценке актуальной ситуации в своих корпорациях: какие сложности и затруднения могут возникнуть при переходе на бизнес-модель по жизненному циклу?

Фабрики мысли и команды проектов трёх корпораций проработали и детализировали цели и задачи по переходу на бизнес-модель жизненного цикла по своим направлениям, обсуждение которых будет проходить на Школе управления далее, в ходе проектно-экспертного режима.

Как именно происходит такая детализация? Вот пример того, как данную цель планирует достигать фабрика мысли ОДК

— Проанализировав опыт нашей корпорации и рекомендации экспертов, мы обозначили три ключевых элемента для формулировки задач по реализации перехода на управление по жизненному циклу: 

  • Определение основных бизнес-направлений. Для нашей корпорации это боевая, гражданская и ракетная авиация, морские и газотурбинные двигатели. 
  • Нахождение общих и различных бизнес-процессов для каждого из направлений. Определение сквозных для всех направлений бизнес-процессова позволит провести их оптимизацию.
  • Организация синхронизации бизнес-процессов внутри конкретного продукта путём применения гейтовой модели.
Далее группа выделила три механизма решения этих задач:

  • Первый — создание системы программно-проектного управления, реализуемой в гейтовой модели с выделением ключевых бизнес-направлений. 
  • Второй — разработка сквозных бизнес-процессов, учитывающих требования всех бизнес-направлений. 
  • Третий — синхронизация всех бизнес-процессов в рамках продуктов и внедрение stage-gate.

По итогам первой ПАС каждая рабочая группа сформулировала цели и задачи по переходу корпораций на новую бизнес-модель, которые помогут компании укрепить позицию на рынке, повысить привлекательность своих продуктов, сделать сервис не вспомогательной функцией, а основным элементом продажи.

Поддержка экспертов Школы управления позволила участникам скорректировать поставленные цели, сделать их более измеряемыми и амбициозными, а также начать разрабатывать бизнес-процессы, ориентированные на управление жизненными циклом изделия.

После окончания ПАС у участников программы прошёл курс лекций и практических упражнений по теме «Инструменты создания и трансформации систем управления предприятиями». В рамках первого модуля Школы управления данную программу провёл Михаил Белов, советник ректора МАИ, заместитель генерального директора IBS.

О том, какой новый опыт дало прохождение первого модуля Школы управления МАИ рассказывает Андрей Патраков, заместитель директора департамента стратегического планирования и управления рисками АО «ГСС».

В этот день было

Вывод на околоземную орбиту ОС "Салют-7"
Выведена на орбиту первая отечественная орбитальная станция «Салют»
Состоялся первый полет истребителя СМ-12