Институт № 1 «Авиационная техника»
История
20 марта 1930 года приказом ВСНХ СССР № 1053 на базе аэромеханического факультета МВТУ было создано Высшее аэромеханическое училище (ВАМУ), переименованное 20 августа того же года в Московский авиационный институт. В составе института с первых дней было всего три отделения: самолётостроительное, моторостроительное и воздухоплавания. Самолётостроительное отделение (с 1931 — факультет, с 2020 — институт) сегодня носит название «Авиационная техника».
В процессе становления МАИ самолётостроительный факультет был родоначальником ряда кафедр, вошедших в составы других факультетов МАИ. В 1968 на базе факультета, тогда назвавшегося факультетом летательных аппаратов, было создано два самостоятельных факультета: «Самолётостроение и вертолётостроение» и «Летательные аппараты» (сейчас — институт «Аэрокосмический»).
Визитная карточка учебного процесса — лётная практика студентов. С 1932 года студенты самолётостроительного факультета в обязательном порядке проходили лётную практику. В неё входили практические полёты (до 50 часов) с выполнением обязанностей лётчика под наблюдением лётчика-инструктора, полное наземное обслуживание самолётов, включая ремонт в полевых условиях. С 1977 лётная практика включена в новые учебные планы, а в 1998 году за разработку и внедрение в учебный процесс МАИ лётно-эксплуатационной практики студентов группе сотрудников МАИ была присуждена премия Правительства РФ в области образования.
Большую роль в повышении качества подготовки авиационных инженеров сыграло ставшее традиционным для МАИ широкое привлечение к учебному процессу ведущих специалистов из промышленности. Так, например, руководство дипломным проектированием в значительной степени осуществлялось ведущими работниками авиапромышленности, среди которых были такие выдающиеся руководители авиационных конструкторских коллективов, как С. В. Ильюшин, В. Ф. Болховитинов, Н. Н. Поликарпов, А. Н. Туполев и др.
Деканами факультета, а затем института № 1 были: профессор Б. М. Земский (1930), инженер Ю. Е. Семёнов (1930–1931), доценты С. И. Беляйкин (1931–1932), Н. Ф. Чехонин (1932–1933), профессора В. Ф. Бобров (1933–1936), Н. С. Аржаников (1936–1938 и 1940–1941), доценты С. И. Зоншайн (1938–1939), С. М. Винаров (1939–1940), В. А. Тухин (1942–1943, Алма-Ата), старший преподаватель И. А. Ивашкевич (1942–1943, Москва), профессора П. П. Успасский (1945), В. Ф. Юргенс (1946), В. М. Мясищев (1946–1948), академик П. Д. Грушин (1949–1951), доцент С. В. Елисеев (1951–1954), профессор П. И. Бландов (1954–1956), академик И. Ф. Образцов (1956–1958), профессора А. Л. Абибов (1958–1966), А. И. Ярковец (1966–1984), академик А. М. Матвеенко (1984–1992), профессор Ю. М. Шустров (1992–2008), профессор А. В. Ефремов (2008–2019). С 2020 года возглавляет институт доцент О. С. Долгов.
За свою более чем 90-летнюю историю институт «Авиационная техника» МАИ может гордиться немалым числом знаменитых выпускников, каждый из которых привнёс серьёзный вклад в развитие не только отечественного, но и мирового авиастроения и космонавтики.