Институт № 1 «Авиационная техника»

Лётная практика проводится в МАИ для студентов института № 1 «Авиационная техника» на аэродроме Алферьево авиационной базы института уже более 50 лет и является уникальной не только в России, но и во всем мире.

Лётная практика даёт необходимую для будущих авиационных специалистов реальную информацию о поведении летательного аппарата при управлении им на различных режимах полёта, его характеристиках устойчивости и управляемости, о психофизиологических особенностях человека (экипажа), о методах обработки и анализа результатов, полученных в условиях реального полёта. Изначально лётная практика проводилась для студентов кафедры 106, однако огромная популярность лётной практики привела к участию в ней студентов и других кафедр института «Авиационная техника». Для адаптации лётной практики к специальностям всех кафедр её программа была дополнена вопросами конструкции летательных аппаратов и вопросами по элементам наземной эксплуатации авиационной техники, а сама практика получила название «Лётно-эксплуатационная практика».

Практика проводится для студентов 4-го курса в два этапа: 1-й этап — на территории МАИ в компьютерном классе кафедры 106 и на пилотажных стендах научно-исследовательской лаборатории «Пилотажные стенды и система «самолёт-лётчик (НИЛ ПССЛ) в объёме 12,5 часов на одного студента, и 2-й этап — на аэродроме Алферьево авиационной базы МАИ на самолётах Ан-2 и Як-18Т в объёме 15 часов на каждого студента. Создание НИЛ ПССЛ позволило компенсировать потерю летающей лаборатории на базе самолёта Ан-2, а все вопросы обработки и анализа полётной информации изучать и отрабатывать на наземных пилотажных стендах НИЛ ПССЛ. С учётом этого программа лётной практики была скорректирована как по объёму, так и по срокам проведения.

Программа 1-го этапа лётной практики предусматривает проведение четырёх практических занятий: одно в компьютерном классе кафедры 106 и три — на пилотажных стендах НИЛ ПССЛ. По результатам выполнения программы этого этапа и с учётом медицинского заключения врачей формируется список студентов, которые допускаются к прохождению следующего этапа лётной практики на аэродроме.

Успешное проведение 2-го этапа лётной практики во многом зависит от количества студентов, материально-технического обеспечения авиационной базы МАИ, технического состояния её самолётного парка, погодных условий и т. д. За это время студентам читаются лекции по правилам поведения на аэродроме, безопасности полётов, средствам спасения, конструкции самолётов Ан-2 и Як-18Т (планер, двигатель, бортовые системы), проводятся практические занятия по ознакомлению с авиационной техникой, на которой проводится лётная практика, по эксплуатационной наземной подготовке, включающей предполётную подготовку самолётов, тренаж в кабинах самолётов, гонку двигателей, послеполётный осмотр, практические занятия по парашютной подготовке и аварийному покиданию самолётов Як-18Т и Ан-2. Сюда также включаются четыре полётных дня для выполнения каждым студентом четырёх полётов на самолётах Ан-2 и Як-18Т. По окончании лётной практики студенты оформляют отчёт и сдают зачёт.

В последние годы наблюдается ежегодный прирост числа студентов, участвующих в прохождении лётной практики. Несмотря на то, что лётная практика является самой дорогой из всех практик, которые проводятся в МАИ, студенты, участвующие в её прохождении, пока ничего не оплачивают. Более того, с 2009 года все студенты, а также преподаватели, лётчики, инженеры и техники авиационной базы МАИ, участвовавшие в проведении лётной практики на аэродроме Алферьево, экипируются в специальную форму, пошитую на заказ. 

МАИ — единственный гражданский вуз, в котором лётная практика входит в учебный процесс. Первая лётная практика студентов МАИ состоялась в 1972 году. За это время практику прошли около 6 500 студентов, выполнено более 20 000 самолёто-вылетов с общим налётом более 13 000 часов.