Институт №6 «Аэрокосмический»

Кафедра 602 «Проектирование и прочность авиационно-ракетных и космических изделий»


1.   История кафедры

1.1.      История образования

Кафедра 602 образована в 1952 г. и явилась базовой при создании Аэрокосмического факультета. При создании кафедра 602 получила название С-1 «Конструкция беспилотных летательных аппаратов», впоследствии кафедра стала называться «Авиационно-ракетные системы». В становлении и развитии кафедры принимали участие Генеральные и Главные конструкторы: П.Д. Грушин, В.П. Мишин, Ю.А. Победоносцев, М.Р. Бисноват, Д.Л. Томашевич, И.И. Торопов, А.Я. Березняк, А.Д. Надирадзе, А.Э. Нудельман, А.В. Потопалов.

Первым заведующим кафедры был профессор, доктор технических наук Соколов Владимир Петрович. В 1976 году кафедру возглавил первый заместитель генерального конструктора КБ «Салют» ГКНПЦ имени М.В.Хруничева Карраск Владимир Константинович. С 1984 года по 2000 год кафедрой руководил профессор, доктор технических наук, Заслуженный деятель науки и техники РСФСР  Голубев Иван Семенович. В настоящее время заведующим кафедрой является   профессор, доктор технических наук Туркин Игорь Константинович.

В соответствии с приказом от 07.11.2017г. №1056 в декабре 2017 года к кафедре 602 была присоединена кафедра 603 «Прочность авиационных и ракетно-космических конструкций». Объединенная кафедра 602 стала называться «Проектирование и прочность авиационно-ракетных и космических изделий».

Присоединенная кафедра 603 была образована Приказом № 98 от 6 сентября 1930 г. по Высшему аэромеханическому училищу, переименованному в этом же году в МАИ, была создана кафедра «Строительная механика аэроплана». Основателем и первым заведующим кафедрой был Алексей Михайлович Черемухин - ученик Н. Е. Жуковского, выдающийся инженер, педагог, изобретатель и ученый в области строительной механики конструкции и прочности самолетов Алексей Михайлович заведовал кафедрой с 1930 года по 1937 год и с 1943 года по 1948 год. Она стала базовой при создании МАИ и входила тогда в состав факультета «Самолётостроение». Примерно через 40 лет кафедра была переведена на факультет №6.

С 1937 года по 1941 год и с 1948 года по 1959 год кафедрой руководил д.т.н., профессор, заслуженный деятель науки и техники Ромашевский Антон Юлианович.

С 1959 года по 2005 год — 45 лет! бессменным заведующим кафедрой был д.т.н, профессор, академик РАН и ,сначала, — проректор,  затем ректор МАИ, а позже Министр образования РСФСР Образцов Иван Филиппович.

С 2005 года по 2010 год заведующим кафедрой работал замечательный ученый и педагог д.т.н, профессор, заслуженный деятель науки РФ  Шклярчук Фёдор Николаевич.

С 2010 года по 2017 год кафедрой руководил заслуженный изобретатель и конструктор РФ, к.т.н.  Гнездилов Владимир Алексеевич, генеральный директор конструкторского бюро «МИР», одной из разработок которого является Мобильная Башня Обслуживания для ракет-носителей «Союз-СТ» в Гвианском Космическом Центре.

В разное время на присоединенной кафедре 603 работали выдающиеся учёные и педагоги: член-корреспондент АН СССР Власов В.З., профессора Авдонин А.С., Елпатьевский А.Н., Смирнов А.И., Судинин В.А., Плеханов В.М., Стригунов В.М., доцент Фигуровский В.И., главный конструктор воздушно-космического самолёта «Буран» Тарасов А.Т., академик Васильев В.В.

На кафедре  готовили и продолжают готовить после присоединения специалистов широкого профиля в области расчета на прочность летательных и космических аппаратов с изучением теоретических, практических и экспериментальных основ. В течение обучения студент получает обширную базу знаний, в том числе и в сфере компьютерных технологий прочностных расчетов.

1.2.      Состав ППС количественный

В настоящее время на кафедре трудятся 17 профессоров, 11 доцентов, 2) старших преподавателя и 3  ассистента. Среди них  из них 15 докторов наук и  15 кандидатов наук. 13 преподавателей имеют ученое звание профессор, а 10 преподавателей –  ученое звание доцент.

 

2.   Образовательные программы, реализуемые на кафедре

2.1.      Программы

Кафедра 602 готовит бакалавров, специалистов и магистров по следующим направлениям подготовки:

-     24.03.01  «Ракетные комплексы и космонавтика» по программам (бакалавр):

·   «Компьютерный анализ и прочность аэрокосмических конструкций».

·  «Расчет и проектирование пространственных конструкций наземного и космического назначений».

-  24.05.01 «Проектирование, производство и эксплуатация ракет и ракетно-космических комплексов" по  программам (специалист):

·  «Моделирование и информационные технологии проектирования ракетно-космических систем».

·  «Моделирование и информационные технологии дистанционно-пилотируемых аппаратов (ДПЛА)».

-     24.04.01 «Ракетные комплексы и космонавтика», по следующим программам (магистр):

·   «Проектирование высокоскоростных ЛА» .

·  «Компьютерный анализ прочность аэрокосмических конструкций».

·  «Прочность, конструирование и производство конструкций  летательных аппаратов из композиционных материалов».

·  «Прочность авиационных и ракетно-космических конструкций».

2.2.      Читаемые элективные дисциплины

1.     Системный анализ.

2.     Основы физики жидкости и газа.

3.     Теоретические основы проектирования летательных аппаратов.

4.     Проектирование управления летательных аппаратов.

5.     Методы оптимального проектирования конструкций летательных аппаратов.

6.     Тепловое проектирование конструкций летательных аппаратов

7.     Двигательные установки и энергосистемы.

  1. Испытания и системы полетного обеспечения летательных аппаратов
  2. Основы автоматизированного проектирования
  3. Конструирование летательных аппаратов и их агрегатов
  4. Пусковые установки и системы спасения ДПЛА.
  5. Прочность конструкций ЛА.
  6. Строительная механика ЛА.
  7. Строительная механика конструкций вертолётов.
  8. Теория упругости.
  9. Теория упругости анизотропных материалов
  10. Динамика композитных конструкций.
  11. Прочность композитных конструкукций.
  12. Оптимальное проектирование композитных конструкций.
  13. Теория колебаний.
  14. Устойчивость композитных конструкций.
  15. Устойчивость упругих систем.
  16. Динамика конструкций.
  17. Механика композиционных материалов.
  18. Строительная механика композитных конструкций.
  19. Теория анизотропных оболочек.
  20. Теория пластичности и ползучести.
  21. Аэроупругость самолёта.
  22. Термоупругость композиционных материалов.
  23. Основы механики разрушения.
  24. Экспериментальные методы исследования динамики и прочности конструкций.
  25. Современные программные расчётные комплексы.
  26. Вычислительные методы в прикладной механике.
  27. Теоретические основы МКЭ.
  28. Инженерные системы компьютерного моделирования.
  29. Вычислительная механика.
  30. Компьютерные технологии прочностного анализа.

3.   НИРС

Научно-исследовательская работа студентов на кафедре  602 ведется по четырем направлениям:

-      Оптимальное проектирование конструкций, функционирующих в экстремальных условиях;

-      Проектирование элементов БЛА с учетом влияния аэроупругости;

-      Эффективность БЛА и их комплексов;

-       Создание комплексов с БЛА;

Направление - “Оптимальное проектирование конструкций, функционирующих в экстремальных условиях”, возглавляет заведующий кафедрой, д.т.н., профессор И.К. Туркин.  Теоретические изыскания в этой области дополняет уникальная лабораторная база, которая позволяет проводить натурные испытания и моделирование поведения материалов и элементов реальных конструкций с учетом нагрузок, действующие в полете.

Работы в области экспериментальных исследований аэроупругих явлений возглавляет д.т.н., профессор - Парафесь С.Г., под его руководством ведутся испытания реальных агрегатов БЛА, создаются методики определения их характеристик. 

Профессор, д.т.н., Гусейнов А.Б.  ведет направление “Эффективность БЛА и их комплексов”. Создание современных образцов техники  невозможно без  имитационного моделирования с применением ЭВМ. На каф. 602  имеется большое количество моделей функционирования БЛА, позволяющих осуществлять компьютерное моделирование и анализ.   Часть моделей используется в промышленности для формирования требований к новым образцам БЛА.

Под руководством Дьяконова Д.А. функционирует СКБ-602, которое занимается разработкой комплексов с БЛА различных схем. БЛА вертолётного типа, спроектированные в СКБ находятся в опытной эксплуатации различных министерств и служб РФ. Коллективом СКБ проводятся работы по испытанию  полезных нагрузок для БЛА, исследованию по тактике применения и эффективности. Комплексы, разработанные в СКБ-602, неоднократно удостаивались первых премий на различных выставках, а Дьяконов Д.А. удостоен звания “Авиастроитель года”.

Студенты, занятые в НИРС каф.602 активно участвуют во Всероссийских и международных конференциях, выезжают на стажировку в иностранные государства, неоднократно получали медали Министерства образования и науки РФ за лучшие научно-исследовательские работы (2006 г., 2005г.).

В 2014 году Пестунов А.А. и Картавцев С.В. с проектом “БЛА с внешним источником питания” заняли 3 место на кубке FengRU, который проводился в Пекинском аэрокосмическом университете.

Студенты, занятые в СКБ-602 неоднократно получали призовые места на конкурсах профессионального мастерства WorldSkillsпо компетенциям “Управление беспилотными летательными аппаратами” и “Аэрокосмическая инженерия”.

Работы, представляемые участниками НИРС кафедры,имеют высокий уровень и традиционно  рекомендуются к публикации по результатам различных конференций.

4.   Научно-исследовательская деятельность кафедры

Научно-исследовательская деятельность кафедры ведется по трем направлениям:

-      Проведение НИР по фундаментальным и прикладным проблемам.

-      Опытно-конструкторские работы в области создания комплексов дистанционно-пилотируемых ЛА (ДПЛА) различных классов.

-      НИР по обеспечению учебного процесса в области конструирования, проектирования конструкций, тепловому проектированию ЛА,  общему проектированию беспилотных ЛА и ДПЛА.

На кафедре функционирует тепловая импульсная лаборатория, в состав которой входят установки и стенды воспроизводящее реальное условие теплового и силового нагружения элементов конструкций. Это установки «Импульс – 1» и «Импульс – 2». «Импульс – 1» позволяет проводить испытание элементов оболочечных конструкций при воздействии на них источников тепловой энергии и внешних нагрузок различной физической природы и интенсивности особенно при их совместном проявлении. «Импульс – 2» позволяет проводить испытания плоских образцов конструкционных материалов в процессе статического и динамического теплового и силового нагружения.

На кафедре имеется стенд электромеханического моделирование аэродинамических сил для исследования аэроупругого поведения конструкции летательного аппарата в полёте совместно системой автоматического управления.

Также на кафедре разработан лабораторно-исследовательский стенд «Малый винтовой прибор», который предназначен для исследования характеристик лопастей несущего винта беспилотных вертолетов и мультикоптеров.

В СКБ-602 «Искатель» под руководством главного конструктора, кандидата технических наук Дьяконова Д.А  разработаны комплексы с беспилотными вертолетами различного назначения («Ворон- 300», «Ворон- 700», «Ворон- 120»). Эта платформа позволяет решать различные народно-хозяйственные задачи, а также использовать данный комплекс специальными структурами. Научный,  конструкторский и экспериментальный потенциалы кафедры позволяют вести договорную научно-исследовательскую деятельность с предприятиями авиационно-ракетной отрасли, такими как, АО «ГосМКБ «Радуга» имени А.Я.Березняка», ПАО  «Долгопрудненское научно-производственное предприятие», АО «ОНПП «Технология», АО «ГРЦ Макеева», АО «ГосМКБ «Вымпел» им. И.И.Торопова», АО «МКБ «Факел» им. академика П.Д. Грушина» и рядом других предприятий.

В комплекс кафедры входит зал статических испытаний, в котором с 1972 г. по 1992 г. проводились масштабные испытания среднемагистрального самолёта ЯК-42 и, отдельно, пилотской кабины. В те же годы почти все сотрудники кафедры, преподаватели, инженеры и техники участвовали в совместных с предприятиями авиационной и ракетно-космической области работах по проектированию и расчёту на прочность различных летательных аппаратов.

В настоящее время кафедра возобновила  сотрудничество с такими предприятиями как  ПАО «Корпорация «Иркут», АО «ГСС», ПАО «Туполев», ПАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина», АО «РСК «МиГ» и другими для проведения совместных исследований прочности металлических и композитных конструкций. Учёные кафедры также работают по грантам РФФИ. Проводились и проводятся экспериментальные работы в зале статиспытаний, пусть и не такие масштабные как раньше: Экспериментальное исследование прочностных характеристик горизонтального оперения лёгкого самолёта СР-10, Статические испытания лонжерона консоли крыла, изготовленного из композиционных материалов нового поколения, Проведение моделирования работы носовой стойки шасси многоцелевого самолёта на натурном стенде с целью определения нагрузок и оптимизации характеристик, Влагонасыщение концевика крыла самолёта SSJ-100 для дальнейших испытаний на молниестойкость.

5.   Целевое обучение

На основании действующих договоров о целевой подготовке  на кафедре ежегодно обучается группа сотрудников с ПАО  «Долгопрудненское научно-производственное предприятие» и АО «ГосМКБ «Радуга» имени А.Я.Березняка».

 

6.   Сотрудничество с предприятиями (конкретика)

Кафедра на протяжении длительного времени проводит для ряда предприятий промышленности экспериментально-теоретические исследования в рамках договоров на выполнение   НИОКР в интересах совершенствования элементов авиационно-ракетных систем. Сотрудники предприятий регулярно проходят обучение на кафедре по программам повышения квалификации. Кафедра наиболее тесно сотрудничает  с широко известными предприятиями военно-промышленного комплекса:  АО «ГосМКБ «Радуга» имени А.Я.Березняка», ПАО  «Долгопрудненское научно-производственное предприятие», АО «Машиностроительное конструкторское бюро «Факел» им. академика П.Д. Грушина», АО «Обнинское научно-производственное предприятие «Технология», АО «ГРЦ Макеева», АО «ГосМКБ «Вымпел» им. И.И.Торопова», АО «МКБ «Факел» им. академика П.Д. Грушина», ПАО «Корпорация «Иркут», АО «ГСС», ПАО «Туполев», ПАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина», АО «РСК «МиГ».

 

7.   Выпускники

Кафедра 602 подготовила более 2500 инженеров, 10 докторов и 35 кандидатов технических наук, среди выпускников кафедры Главные конструкторы И.С. Селезнев, Л.Л. Ташкеев, Ю.Д. Новиков, чл. корр. РАН К.А. Абгарян, В.В. Васильев, летчики-космонавты В.Н.Кубасов, В.И. Севастьянов.

Кафедра 603 подготовила с 1970 года более 3000 инженеров-прочнистов, 45 докторов и 155 кандидатов наук с 1930 г. по настоящее время. В числе выпускников и сотрудников кафедры выдающиеся учёные и конструкторы: академики Образцов И.Ф., Васильев В.В., чл.-корр. АН СССР Власов В.В., зам. Генерального Конструктора НПО «Молния» Тарасов А.Т., Заслуженные деятели науки РСФСР и РФ профессора Белоус А.А., Ромашевский А.Ю., ЧерёмухинА.М., Стригунов В.М., Горшков А.Г., Шклярчук Ф.Н. Лауреат Ленинской премии Образцов И.Ф., лауреаты Государственной премии Черёмухин А.М., Власов В.З., Образцов И.Ф., Васильев В.В., Дудченко А.А., Тарасов А.Т. 

 

8.   Контакты:  kafedra_602@mail.rukaf602@mai.ru.