Институт общеинженерной подготовки (Институт № 9)

Кафедра 906 «Машиноведение и детали машин» создана в 1930 году. Сейчас в составе кафедры 52 сотрудника, в том числе: 32 преподавателя, из них 7 профессоров, 7 докторов наук, 18 доцентов кандидатов наук, 1 старший преподаватель, и другие, 7 сотрудников учебно-вспомогательного состава. Заведующий кафедрой — доктор технических наук, профессор Фирсанов Валерий Васильевич, почётный работник ВПО РФ, действительный член Академии проблем качества России, специалист в области динамики, прочности, долговечности и безопасности конструкций, автор более 250 печатных научных трудов, член учёных и диссертационных советов, государственных аттестационных и экспертных комиссий, лауреат премии им. 25-летия МАИ.

Кафедра выпускает бакалавров по направлению 15.03.03 «Прикладная механика», профиль «Динамика, прочность машин и конструкций». Также кафедра готовит бакалавров, магистров и специалистов по большинству направлений и профилей, выпуск по которым осуществляют иные кафедры МАИ. В рамках общепрофессиональной подготовки кафедра 906 обучает cтудентов технических институтов МАИ более чем по 50 дисциплинам.

Кафедра 906 осуществляет приём в аспирантуру и докторантуру по специальности 01.06.01 «Динамика, прочность машин, приборов и аппаратуры» (технические науки). Диссертации могут защищаться в диссертационном совете Д212.125.05 при МАИ. За последние 5 лет на кафедре были защищены 6 кандидатских и одна докторская диссертация. В настоящее время на кафедре проходит подготовку 10 аспирантов и 2 докторанта.

Кафедра проводит стажировку и повышение квалификации специалистов по направлениям:

  • Динамика, прочность машин, приборов и аппаратуры.
  • Машиноведение и детали машин.
  • Техническая механика.

Фундаментальная подготовка выпускников кафедры позволяет им эффективно работать в вузах, НИИ и конструкторских бюро при разработке и испытаниях перспективной техники. В настоящее время выпускники этих специальностей очень востребованы во всех отраслях машиностроения: авиационной, ракетно-космической, энергетического и транспортного мaшиностроения. Выпускники кафедр занимают руководящие должности на предприятиях авиационной отрасли.

На кафедре обучаются граждане Беларуси, Казахстана, Таджикистана, Вьетнама, Кореи, Турции и др. государств. Кафедра 906 имеет тесные творческие связи с предприятиями авиационной отрасли, академическими институтами и вузами, помогает студентам в трудоустройстве с 3–4 курсов обучения.

Основные научные направления и научные разработки кафедры 906:
1. Разработка математических моделей прогнозирования виброударного состояния крупногабаритных объектов авиационной техники, морского и железнодорожного транспорта и др. для оценки взрывопожаробезопасности в аварийных и внештатных ситуациях.
2. Создание математических моделей (аналитических и численных) для расчета на прочности и жесткость существенно нергулярных конструкций машиностроения, имеющих конструктивные нелинейности в виде односторонних связей и пар трения в узлах крепления.
3. Разработка расчетных методов оценки долговечности тонкостенных конструкций со сварными соединениями и методического обеспечения испытаний изделий на ресурс.
4. Разработка методов и процедуры испытаний конструкций на вибропрочность, вибронадёжность и ресурс с использованием новых методов прогнозирования.
5. Создание методов расчёта на прочность различных соединений (фланцевых, сварных, штифтовых) и стыков машиностроительных конструкций на основе разработки трехмерной теории оболочек и пластинок, выполненных из металлических и композиционных материалов.
6. Прогнозирование характеристик виброакустического состоянии блоков оборудования и элементов конструкции сложных технических систем при динамических воздействиях.
7. Исследование напряженно-деформированного и вибродинамического состояния наземных магистральных трубопроводов при нестационарных сейсмических и ветровых нагрузках с учетом нелинейного взаимодействия с опорами.
8. Экспериментальное исследование методами фотоупругости локального напряжённого состояния элементов конструкции ЛА, содержащих концентраторы напряжений.
9. Теоретические исследования по рациональному проектированию многорядных болтовых соединений (стык крыла с фюзеляжем тяжелого самолета, узел крепления лопасти вертолета и т. п.).
10. Методика проектного расчёта соединений трубопроводов муфтами из материалов с эффектом памяти формы.