Институт №5 «Инженерной экономики и гуманитарных наук»

Студентка магистратуры программы «Общий и стратегический менеджмент на предприятиях высокотехнологичных отраслей промышленности» кафедры 501 выпуск 2013 г.

Обращение на «ты», не признак амикошонства, а вариант дружеского обращения принятый в студенческой среде.

  • Мария, почему ты выбрала для себя форму обучения — магистратура и почему в МАИ, а не второе высшее?

Собственно говоря, при выборе учебного заведения и программы, я исходила из того, что мне важно получить общее представление об основных направлениях в современной экономике и систематизировать свои несколько разрозненные знания в этой области. Магистерская программа вполне подходила для решения этих задач. Кроме того, магистратура в МАИ предполагает больше самостоятельной работы и меньшего числа аудиторных занятий, что очень подходит мне с учетом моего напряженного рабочего графика.

  • Мы произносим слово «магистратура» уже без запинки. Но остаются вопросы. Например, есть ли, разница между специалистами и магистрами? Но наиболее важным для тех, кто уже имеет высшее образование, остается вопрос: а стоит ли поступать в магистратуру, что стоит за принятием такого решения? Хотела бы услышать Мария, твое мнение.

В последнее время работодатели активно говорят о важности для карьерного роста менеджера непрерывного обучения в системе высшего профессионального образования с получением различных квалификационных уровней - сначала бакалавры, специалисты, а потом магистры, второе образование, кандидаты и доктора различных наук, затем повышение квалификации или переквалификации. Так что магистратура для меня одна из ступеней высшего профессионального образования, дающая возможность в относительно короткие сроки получить необходимые систематизированные знания в смежной отрасли и подняться еще на одну ступеньку лестницы образования, ведущей к карьерному росту.

  • Мария, чем продиктовано твое возвращение на студенческую скамью в технический ВУЗ и в магистратуру кафедры 501 ИНЖЭКИН МАИ, ведь первое твое образование филологическое?

Идя на магистерскую программу, я преследовала вполне меркантильные цели: для той должности, которую я занимаю сейчас на работе, желательно иметь, как минимум, дополнительное образование по экономике. Так что я изначально шла исключительно «за бумажкой». И была приятно удивлена программой, которая дает знания, умения, навыки по экономике и менеджменту. При наличии обширной практики я испытывала недостаток в теоретических знаниях. Что касается выбора ВУЗа, то МАИ я знаю достаточно давно, какое-то время преподавала немецкий язык студентам первого факультета, поэтому особенных проблем с выбором, тут не возникло. Не последнюю роль сыграло и местоположение, МАИ находится рядом с моим домом.

  • Если ты не планируешь связать свою жизнь с научной или исследовательской деятельностью, то, что дает обучение в магистратуре?

Магистратура дает базовый набор знаний, умений и навыков, который, при желании, можно расширять как самостоятельно, так и обращаясь к каким-либо дополнительным образовательным программам. Я также считаю, что исследовательские навыки помогают и в бизнесе.

  • Мария, стоял ли перед тобой выбор программы и кафедры, ведь на 5 факультете 9 кафедр и 4 специализации?
Когда я определилась с тем, что иду в магистратуру, мне на выбор было предложено несколько магистерских программ, и я выбрала ту, что более всего отвечает моей нынешней работе: общий и стратегический менеджмент.
  • Степень магистра является не ученой, а академической – она отражает, прежде всего, образовательный уровень выпускника высшей школы и свидетельствует о наличии у него знаний, умений и навыков, присущих исследователю, аналитику или начинающему научному работнику, можешь ли ты без ложной скромности, сказать, что ты обладаешь всеми этими качествами?

Без ложной скромности. Обладаю. Обладаю, как любой человек, успевший поучиться в советской средней школе и закончивший приличный московский ВУЗ. Мне кажется, что пока еще нет четкой ясности, к чему все-таки готовят выпускников магистратуры, программы по государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования еще в разработке, поэтому образование все же более академическое, чем, думаю, будет в дальнейшем. И в этом смысле нам повезло. Аналитические способности нужно развивать, так как они требуются не только в научной деятельности.

  • Магистратура предполагает готовить лиц, ориентированных на деятельность, требующую аналитических и проектных навыков, а также на научно-исследовательскую деятельность. В структуре современного российского высшего образования степень магистра предшествует степени кандидата наук. Предполагаешь, ли ты продолжить обучение в аспирантуре, планируешь ли ты сменить вид профессиональной деятельности?

Не загадывая, я планирую еще защитить кандидатскую диссертацию по экономике.

  • Сложно ли было поступить тем, кто не имел профильного (экономического) образования?

Не смотря на то, что у меня по первому образованию был языковой ВУЗ, нам прочитали неплохой курс экономики. Но даже без этого особых проблем с поступлением в магистратуру не было, так как при подаче документов мне дали список вопросов к экзамену и конспект лекций. Времени на подготовку был месяц. За это время при желании можно подготовиться даже с нулевыми знаниями.

  • C какими сложностями тебе пришлось столкнуться при поступлении, как проходил вступительный экзамен?

Мне хватило предоставленных в деканате материалов. На вступительном экзамене я спокойно написала ответы на вопросы билета. Хочется отметить также очень благожелательный настрой экзаменаторов.

  • Согласна ли ты с мнением, что магистратура, наконец – то даёт возможность студентам получить те знания, которые по различным причинам были урезаны по причине довольно жёстких рамок стандартов высшего образования?

Я вообще не очень понимаю, как в наше время студенты могут быть лишены возможности получить знания. В эпоху интернета, обилия учебной литературы. С моей точки зрения магистратура помогает как раз получить базовые знания, которые в дальнейшем можно углубить. А также дает представления о каких-то новых направлениях. Так например, после краткого курса стратегической экономики проф. Р.М. Нижегородцева, я заинтересовалась темой, прочитала дополнительные статьи, книги. В том числе и самого Роберта Михайловича. Очень благодарна проф. А.П. Еропкину за то, что на одной из лекций посоветовал книгу Генри Форда. Магистратура позволяет выбраться из той колеи, в которую мы неизбежно попадаем в силу нашей профессиональной принадлежности.

  • Программа обучения подходит лично тебе, или ты хотела бы что-то предложить свое?

В общем и целом программа мне подходит, хотя, может быть, какие-то предметы, такие как стратегический анализ, хотелось бы изучить более подробно.

  • По твоему мнению, есть ли в программе обучения какие-то лишние дисциплины, а те, что нужны тебе в профессиональной деятельности нет?

Я расцениваю учебу в магистратуре не как курсы повышения квалификации, а как дополнительное образование, где лишних предметов быть не может. С большим удовольствием я слушала, например, лекции по «Философии бизнеса» проф. Сидорова А.Ю. Речь идет не просто об узкой специализации, а об общем образовательном уровне. Но английский язык оказался для меня своего рода лишним. Всего один преподаватель не в состоянии разорваться и обучить сразу людей как минимум с тремя уровнями знания языка. Пострадали самые знающие, так как было бы просто замечательно иметь возможность повысить свои знания тоже.

  • За время обучения в магистратуре, не возникал ли у тебя вопрос при оценке программы и тех дисциплин, что пришлось изучить: "А зачем мне они?"

В МГЛУ, где я получила свой первый диплом, нас воспитывали в ключе, никогда не знаешь, где можешь оказаться по жизни. Могут пригодиться любые знания, поэтому мы были приучены к тому, что лишних дисциплин быть не может. Но то, что программа включает далеко не все дисциплины, которые требуются в повседневной практике – это факт. В этом плане программа второго высшего привлекательнее, но там учиться придется три года, а получаемая степень - бакалавра.

  • Мария, ты молодая мама, успешный руководитель, и, по-моему, человек с высокоразвитым чувством самодисциплины, были ли у тебя сомнения по выбору формата обучения: очно – заочное, или дистанционное?

Нет, я предпочитаю видеть преподавателя, раз уж есть такая возможность и я живу в Москве.

  • В процессе обучения кто из преподавателей наиболее сильно смог заинтересовать тебя своим предметом? Почему? Есть ли дисциплины, которые тебе захотелось продолжить изучить более полно?

Мне очень понравился курс, читавшийся Р.М. Нижегородцевым. Помимо интересного курса, его занятия отличались еще правильной методикой преподавания. Лекции Нижегородцева Р.М сподвигли меня на приобретение и прочтение нескольких его книг.

Очень понравились лекции Еропкина А.М. по «Организационному поведению», Буланцевой Л.В. по «Связям с общественностью в научной и деловой сфере». Видно, что это люди, интересующиеся своим предметом, люди в теме. Дело в том, что часов дается на эти дисциплины немного, поэтому многое приходится изучать самостоятельно.

  • Одна из форм, часто применяемых в процессе обучения – это кейс-метод, дающий возможность соединения теории с практикой, он является одним из основных в современном обучении стратегическому менеджменту. Многие преподаватели кафедры 501 используют его в процессе обучения, нравится ли тебе такая форма обучения, помогает ли это лучше усвоить пройденный материал?

Думаю, что это делает предмет нагляднее и способствует усвоению материала. Заодно происходит определенного рода обмен опытом. Ведь кейс это чей-то опыт.

  • Учебная нагрузка не слишком была высока для тебя?

Учебная нагрузка зависит от предмета и преподавателя. Бывают недели затишья, бывает посложнее. Но мы же МАЕВЦЫ – докурим и пойдем сдавать.

  • Определилась ли ты с выбором темы магистерской диссертации и научным руководителем? Чем продиктовано это твое решение?
Да, с магистерской диссертацией и руководителем я определилась. Выбрала О.Н. Дмитриева, мне кажется, что мне не хватает немного навыков в деле системного анализа, поэтому я выбрала направление, которое мне поможет ликвидировать этот пробел. Хотя я могла бы, и пойти по пути написания диссертации по знакомой теме.
  • Как складываются твои отношения с однокашниками в группе, ведь возрастной состав и первоначальный уровень подготовки у всех очень разный? Важна ли для тебя эта сторона обучения?

Единственный предмет, где уровень подготовки влияет на качество занятий, это иностранный язык. Во всех остальных случаях мне это не мешает, скорее, дополняет предлагаемые преподавателем знания. Ведь у нас есть кадровики, юристы, даже прокурор. Их дополнения или комментарии всегда очень ценны.

  • Для успешной учебы в ИНЖЭКИН МАИ созданы все условия: компьютерные классы, кабинеты, информационно-издательский центр. Для студентов магистратуры открыты библиотеки, студенческие кафе, столовая. Все ли из перечисленного функционирует на достаточном уровне для создания комфортных условий обучения и отдыха? Есть ли пожелания по поводу того, что необходимо улучшить?

Когда речь идет о поточных лекциях на несколько групп со студентами, обучающимися по программам других кафедр ИНЖЭКИН МАИ , то выбор аудиторий оставляет желать лучшего, в комфортных аудиториях такому количеству студентов тесно, а в больших потоковых аудиториях нет достаточных условий для эффективной работы.

Хотелось бы иметь возможность выбора кафе в самом корпусе, без перемещений в третий корпус (кафе «Елочка»), или же разнообразить ассортимент и улучшить качество питания в существующей.

Неплохо было бы также в аудиториях обеспечить возможность доступа в Интернет, особенно когда речь идет о выполнении на занятиях каких-то заданий.

Ну и состояние мест общественного пользования несколько удручает, но это проблема всех учебных корпусов МАИ.

  • И в завершении, знаешь ли ты, что в 2013 году состоится 80-летний юбилей Инженерно-экономического института МАИ! Сможешь ли ты, Мария, подготовить какой – либо материал, связанный с учебой в нашем замечательном институте? В стране слишком много экономистов, а что бы ты могла сказать в защиту своего выбора кафедры «Производственного менеджмента и маркетинга» ИНЖЭКИНа МАИ? Оргкомитет с благодарностью примет твои воспоминания и фотографии, материалы просим направлять на электронный адрес ( press-engecin@mail.ru).

Я думаю, что люди, которые хотят стать профессиональными экономистами-теоретиками, вряд ли пойдут в МАИ. Это же касается великого множества юристов-экономистов с политологическим уклоном. Техническому вузу они предпочтут гуманитарный. А вот экономисты прикладники, экономисты, понимающие принципы работы производства, особенно высокотехнологичного, пока еще в недостатке. И кафедра 501 выпускает специалистов именно для этой отрасли.

Думаю, что лучше защитой кафедры и ИНЖЭКИНа будет уровень знаний его выпускников и их карьерный рост.