Институт №2 «Авиационные, ракетные двигатели и энергетические установки»

Концепция проекта «Учебно-музейный центр двигателей летательных аппаратов и энергетических установок» (УМЦД)

Общие сведения

Главный исполнитель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)» (МАИ)

Срок реализации проекта: 2011 — 2013 г.г.

Ожидаемый эффект от реализации проекта

  • рост показателей качества образования;
  • повышение эффективности расходования бюджетных средств, выделяемых на образование;
  • улучшение имиджа инженерного образования в России и в Москве;
  • поднятие престижа специальностей, имеющих стратегическое оборонное значение для России;
  • привлечение иностранных учащихся к получению образования в России.

Цели и задачи проекта
Целью проекта является создание постоянно действующего многофункционального образовательного комплекса, ориентированного на молодежную среду.
Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:

  • определение перечня экспонатов УМЦД;
  • разработка плана мероприятий и графика реализации проекта;
  • оценка стоимости реализации проекта в текущих ценах.

Описание Учебно-музейного центра двигателей летательных аппаратов и энергетических установок
Первым этапом в реализации проекта «Учебно-музейный центр двигателей летательных аппаратов и энергетических установок» станет разработка виртуальной презентации УМЦД. Ее разработку планируется приурочить к празднованию 80-летия факультета «Двигатели ЛА» МАИ (IV квартал 2010 г.)

Функциональное зонирование
Экспозиция УМЦД строится по четырем направлениям и состоит из 17 выставочных модулей.

1- ое направление:

«Авиационные двигатели внутреннего сгорания»

  • 1 модуль — «Авиационные двигатели внутреннего сгорания, их история и развитие».
  • 2 модуль — «Малоразмерные двигатели внутреннего сгорания для беспилотных ЛА».

«Воздушно-реактивные двигатели»

  • 1 модуль — «Авиационные газотурбинные двигатели, их история и развитие» (1-ое, 2-ое и 3-е поколение, школы выдающихся конструкторов).
  • 2 модуль — «Современные авиационные двигатели 4-го поколения» (РД-33, АЛ-31, ПС-90, Д-436, их конструкторы).
  • 3 модуль — «Авиационные двигатели 5-го поколения» (117С, ПС-14, Sam l46, новые технологии).
  • 4 модуль — «Газотурбинные двигатели в энергетике, судостроении,транспорте и газоперекачивающей отрасли».
  • 5 модуль — «Воздушно-реактивные двигатели перспективных ЛА (сверхвысокая степень двухконтурности, нетрадиционные топлива,комбинированные схемы, прямоточные, включая гиперзвуковые, двигатели).

2-ое направление: «Ракетные двигатели»

  • 1 модуль — «Жидкостные ракетные двигатели, их развитие и перспективы пилотируемой космонавтики».
  • 2 модуль — «Ракетные двигатели твердого топлива».
  • 3 модуль — «Ракетные двигатели подводных и двухсредных аппаратов».
  • 4 модуль — «Комбинированные ракетные двигатели».

3-ое направление: «Электроракетные двигатели»

  • 1 модуль — «Плазменные двигатели, их применение и перспективы в космических ЛА».
  • 2 модуль — «Ионные двигатели, их применение и перспективы в космических ЛА».

4-ое направление: «Энергетические установки космических ЛА»

  • 1 модуль — «Термохимические преобразователи энергии».
  • 2 модуль — «Фотоэлектрические преобразователи энергии».
  • 3 модуль — «Электрохимические преобразователи энергии».
  • 4 модуль — «Газотурбинные энергетические установки».

Управление проектом
На начальном этапе создания УМЦД Исполнитель проекта (ГОУ ВПО МАИ в лице своего структурного подразделения — факультета «Двигатели ЛА»), выступая в роли заказчика на разработку и производство экспозиции, устанавливает договорные отношения с ключевыми партнерами и осуществляет общий надзор за ходом выполнения данного вида работ.

Привлечение инвестиций в социальные проекты
Деятельность УМЦД, кроме проведения занятий по изучению конструкций двигателей в рамках учебного процесса МАИ, будет связана с проведением большого количества мероприятий, организуемых совместно с средними общеобразовательными и профессиональными учреждениями (школы, лицеи, колледжи, техникумы и т. д.), а также с организациями внешкольной (досуговой) направленности (кружки, клубы и т. д.). Сеть взаимоотношений факультета с предприятиями аэрокосмического профиля позволит организовать множество контактов УМЦД с данными предприятиями, в результате чего экспозиция УМЦД будет отслеживать последние технологические новинки отрасли, а также будет дополняться организацией выездных занятий на территории предприятий.

Это позволит УМЦД, став важным звеном в кадровой и профориентационной политике предприятий, привлекать их средства для реализации перспективных образовательных и социальных проектов. В первую очередь факультет заинтересован в привлечении средств для реализации следующего этапа проекта, который предусматривает объединение экспонатов, их описаний, а также учебных и исследовательских стендов лабораторий факультета в единое информационное пространство, и организацию на этой основе дистанционных форм обучения, что позволит ориентироваться не только на предприятия и образовательные структуры Москвы и Московской области, но и на другие регионы России. Кроме того, станет возможной организация совместной партнерской деятельности с зарубежными образовательными учреждениями.