Институт №2 «Авиационные, ракетные двигатели и энергетические установки»

Учебно-научно-производственный участок «Сквозная технология»

Комплекс предназначен для подготовки специалистов, владеющих современными технологиями и средствами производства сложных технических изделий.

Основания создания

  • «Федеральная целевая программа развития образования на 2006–2010 годы» (ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства от 23 декабря 2005 года N 803). Цель ФЦП: Реализация приоритетных направлений развития образовательной системы РФ, совершенствования содержания и технологий образования, развития системы обеспечения качества образовательных услуг, повышения эффективности управления и совершенствования экономических механизмов в сфере образования.
  • Проект института «Организация и развитие сетевого взаимодействия Московского авиационного института с научными и производственными организациями в интересах кадрового обеспечения крупных национальных и региональных проектов в области авиастроения», утвержденный Советом аналитической ведомственной ЦП «Развитие научного потенциала ВШ (2009- 2010 годы), включенной в ФЦП развития образования на 2006—2010 гг.
  • Решение Ученого Совета МАИ, по протоколу № 9 от «27» октября 2008 г. Приказ ректора о создании в структуре института Ресурсного Центра в области авиастроения (РЦ МАИ) и утверждении направления «Сквозная технология».
  • Реализция Лота № 1 Госзакупки. «Поставка оборудования вузу, отобранному по результатам открытого творческого конкурса проектов по организации и развитию систем взаимодействия учреждений ВПО с научными и производственными организациями в интересах кадрового обеспечения крупных национальных и региональных проектов в области авиастроения»:
  1. Многофункциональный обрабатывающий центр.
  2. Прототипирующая стереолитографическая машина.
  3. Система вакуумного литья в эластичные формы.
  4. Система лазерного сканирования.
  5. 3D-принтер.
  6. Стереоувеличитель визуального контроля.

Технология выполняемых работ по направлению «Сквозная технология»

Основу изучаемой технологии выполнения работ на комплексе направления «Сквозная технология» РЦ МАИ составляет процесс последовательного освоения средствами и методами, применяемыми в современных жизненных циклах сложных технических изделий авиастроения при разработке и отладке технологических процессов выпуска продукции с непрерывным контролем качества на различных этапах.

Учебно-лабораторный комплекс производственно-технологического оборудования включен в действующие компьютерные инфраструктуры факультета и института, что позволяет интегрировать его с отлаженными проектно-конструкторскими системами и организовать интерактивное взаимодействие распределенных по удаленным учебно-научным подразделениям МАИ инструментальных комплексов моделирования и проектирования, поддерживающих технологии CAD/CAE/CAM и CALS.

В этих подразделениях создаются концептуальные цифровые образы проектируемых изделий и технологий их производства. Эти цифровые образы становятся мастер-моделями и рекурсивно доводятся до оптимального результата виртуальными студенческими и аспирантскими коллективами в процессе изучения особенностей создания продукции.

Получив от проектировщика мастер-модель, (1) оператор с помощью 3D-принтера из полимерной пленки изготавливает модель, которая проходит предварительный контроль с помощью либо (2) Стереоувеличителя визуального контроля, либо с помощью (3) Системы лазерного сканирования, который создает цифровой набор контрольных точек (облако точек), которое сравнивается с данными мастер-модели, которая может корректироваться до совпадения. (4) В случае совпадения данных и по необходимости из эпоксидных полимеров выполняется прототип изделия с помощью Прототипирующей стереолитографической машины. Изготовленный прототип подвергается операции (3) и после необходимой корректировки и в соответствии с выбранной технологией текущие данные мастер-модели доставляются либо (5) оператору Системы вакуумного литья в эластичные формы, либо (6) оператору Многофункционального обрабатывающего центра, которые создают управляющие программы обработки и выполняют окончательный выпуск продукции. Процесс заканчивается операциями (2), (3), актом выполненных работ и автоматизированным выпуском комплекта проектно-конструкторской и технологической документации.

Следует подчеркнуть, что мастер-модель изделия является основным объектом, интерактивно изменяемым в процессе оптимизации изделия, технологии его изготовления и рабочих процессов систем авиастроения, в которые входит создаваемая интеллектуальным комплексом продукция, а распределение прав доступа к редактированию любых данных назначается руководителем проекта (педагогом), а в компьютерной инфраструктуре должна обеспечиваться настройка систем защиты информационного сопровождения изделия от несанкционированного доступа.