Институт № 2 «Авиационные, ракетные двигатели и энергетические установки»

В последние годы Великой Отечественной войны усилилось внимание к исследованиям в области реактивной авиации и ракетной техники. Промышленности стали нужны квалифицированные специалисты в этих сравнительно новых отраслях науки и техники. В 1945 г. на моторном факультете МАИ была организована кафедра «Спецдвигателей», а 15 января 1953 г. на базе кафедры «Теория авиационных двигателей» создана кафедра «Ракетных двигателей». Заведующим кафедрой стал профессор А. В. Квасников, давнишний энтузиаст ракетной техники.

Основными направлениями вновь созданной кафедры стали:

  • создание лабораторной базы,
  • разработка учебных планов и новых читаемых курсов,
  • написание учебников и учебных пособий.

За период 1953 — 1961 гг. были созданы: гидравлический проливочный стенд, три огневых стенда для испытаний двигателей тягой до 500 кг, стенд двигателей твердого топлива, стенд для снятия характеристик насосов и агрегатов автоматики и др. Большую роль в создании материально-технической базы кафедры сыграли в этот период профессор Лев Богданович Евангулов, профессор Михаил Сергеевич Штехер, доценты Даниил Исаакович Абугов, Виктор Александрович Целиков, Борис Викторович Овсянников, Гераклий Николаевич Чиликиди, Владимир Алексеевич Суворов.

Первым учебным пособием по ЖРД явилась книга бывшего аспиранта кафедры ТАД (а впоследствии директора НИИ Криогенмаш) В. П. Белякова «Жидкостные реактивные двигатели»(1952 г.). В 1957 г. вышло учебное пособие М. В. Мельникова «Основы теории ЖРД». В 1959 г. вышла книгаА. В. Квасникова «Теория ЖРД», в 1960 г. — пособие Вячеслава Даниловича Курпатенкова по расчету ЖРД и учебное пособие Б. В. Овсянникова «Теория и расчет насосов ЖРД».

В 1961 г. из кафедры «Ракетные двигатели» выделилась кафедра 208 во главе с ее организатором — А. В. Квасниковым. Кафедрой «Ракетные двигатели» стал руководить в течении 12 лет профессор Николай Борисович Рутовский. В этот период интенсивно развивалось изучение нестационарных процессов, происходящих в двигательной установке. Был сооружен огневой вакуумный стенд для испытаний ЖРД МТ на стабильных самовоспламеняющихся компонентах топлива, интенсивно развивались работы по исследованию внутрикамерных процессов (руководитель доцент Д. И. Абугов).

Получило свое развитие направление по разработке ядерных ракетных двигателей, по которому кафедра ежегодно выпускала группу молодых специалистов. Заказы промышленности (КБ «Энергомаш», КБ Химавтоматики и др.) по моделированию процессов и управлению ЯРД явились основой создания новых экспериментальных установок.

В 1962 г. А. В. Квасникову, В. А. Целикову, В. В. Рамодиной совместно с работниками промышленности была присуждена Государственная премия за разработку метода модельных испытаний элементов и узлов РД на тяжелых газах.

В 1971 г. в издательстве «Машиностроение» вышел широко известный учебник профессора Б. В. Овсянникова и Б. И. Боровского «Теория и расчет агрегатов питания ЖРД».

С 1973 г. по 1986 г. кафедрой руководил профессор Борис Викторович Овсянников. Практически по всем курсам были выпущены учебники и учебные пособия. По заданиям промышленности велись научно-исследовательские работы по системам питания ЖРДУ, устойчивости рабочего процесса в камере сгорания, лопаточным машинам, двигателям малой тяги. Профессору Вячеславу Даниловичу Курпатенкову вместе с соавторами из МВТУ им.  Н. Э. Баумана была присуждена Государственная премия за учебник под редакцией В. М. Кудрявцева «Теория и расчет ЖРД».

В 1979 и 1986 гг. вышли два издания учебника Н. Б. Рутовского и Е. В. Соловьева (МАИ), А. И. Бабкина и С. И. Белова (МВТУ им.  Н. Э. Баумана) «Основы теории автоматического управления РДУ». В 1976 г. вышло учебное пособие профессора М. С. Штехера «Топлива и рабочие тела ракетных двигателей», а в 1982 г. — учебник Х. В. Кесаева и Р. С. Трофимова «Надежность двигателей ЛА».

В 1985 г. вышла монография В. В. Михайлова и В. Г. Базарова «Дросселируемые ЖРД», сохранившая свою значимость по настоящее время.

В 1986 г. в Государственном реестре Госкомизобретений было зарегистрировано открытие № 314 «Явление аномально высокого прироста тяги в газовом эжекционном процессе с пульсирующей активной струей». Авторами открытия явились профессор каф. 202 Олег Иванович Кудрин, профессорА. В. Квасников и академик В. Н. Челомей.

С 1986 г. по 2001 г. руководить кафедрой был приглашен д.т.н., профессор Александр Александрович Сергиенко. Выпускники кафедры по ракетным двигателям на жидком, твердом и гидрореагирующем топливе явились самым значительным кадровым пополнением соответствующихнаучно-технических направлений в НИИ, КБ и НПО.

В 1988 г. в издательстве «Машиностроение» вышел учебник «Системы питания и управления ЖРДУ» авторов А. А. Козлова, В. Н. Новикова, Е. В. Соловьева.

Вплоть до 1990 г. кафедра выполняла большой объем научно-исследовательских работ по заданию промышленных и научно-исследовательских организаций ракетно-космической отрасли. Помимо учебных огневых стендов начал функционировать исследовательский огневой стенд, стенд «Модель» для исследования внутрибаковых процессов с компьютерной системой сбора и обработки экспериментальных данных, стенд моделирования холодного этапа запуска газофазного ТВЭЛА ЯРД.

По заданию НПО «Энергия» в интересах 4-х организаций была спроектирована, изготовлена, испытана на летающей лаборатории и отправлена на космическую станцию «Мир» установка «Волна-2» для исследования поведения жидкости в условиях микрогравитации. По результатам исследования космонавтов на установке «Волна-2» были испытаны 4 заборных устройства для космических ЖРД, кроме того, на кафедре был создан видеофильм, который и сейчас представляет большой научный интерес.

В 1990 г. проф. кафедры Евгений Васильевич Соловьев был удостоен Государственной премии СССР за работы в области космической техники, а профессор Б. В. Овсянников — премии Совета Министров СССР за научную работу в области энергетики.

В 1998 г. была организована новая специальность «Инженерная защита окружающей среды», в организации которой сыграл большую роль профессор кафедры, д.т.н. В. А. Целиков.

Поскольку финансирование научно-исследовательских работ со стороны государства практически прекратилось, кафедре пришлось искать его за рубежом, в частности в Китае, Бразилии, США, Корее.

В 2001 г. к руководству кафедрой был привлечен Первый заместитель Генерального Конструктора НПО «Энергомаш» им. В. П. Глушко, Заслуженный деятель науки, профессор, д.т.н. Владимир Константинович Чванов.

С 2010 г. по 2012 г. кафедрой руководил бывший декан факультета, профессор Валерий Васильевич Черваков.

С 2013 г. кафедрой руководит профессор, д.т.н. Сергей Федорович Тимушев.

С 2018 г. кафедрой руководит главный конструктор АО «НПО Энергомаш», к. т. н., доцент Пётр Сергеевич Лёвочкин.

За всe время своего существования кафедра выпустила более 4 500 специалистов. Более 120 аспирантов и соискателей защитили кандидатские и докторские диссертации, в основном, по тематике научно-исследовательских работ кафедры. В развитии экспериментальной базы большую роль сыграли начальники лаборатории Альберт Иванович Черняев, Виталий Сергеевич Игнатьев, Александр Иванович Коломенцев. Много сил и стараний вложили в развитие учебной лабораторной базы начальники учебной лаборатории Н. П. Мансуров, В. А. Агеев, В. Б. Шиманский, начальник приборного отдела к.т.н. Б. Д. Жилкин, а также механики и инженеры Н. А. Алексеев, А. И. Калашников, П. А. Стрелец, Б. А. Герасимов, М. Н. Круглов, А. И. Голдоберин, Н. Ф. Дейкало, В. З. Мордовин.

Немало выпускников аспирантуры кафедры «Ракетные двигатели» стали профессорами и научными работниками на родной кафедре и факультете. Особенно «урожайным» в этом отношении явился 1960 г. До настоящего времени выпускники 1960 г. работают:
На кафедре 201 — профессор И. А. Лепешинский.
На кафедре 202 — профессора А. А. Козлов.
На кафедре 203 — профессор А. С. Демидов.

До недавнего времени на кафедре трудились доценты В. Н. Гладкова, B. C. Селифонов, С. С. Григорьев, старший преподаватель И. А. Емельянов, ведущий научный сотрудник, к.т.н. А. Л. Душкин. Из более поздних выпусков на родной кафедре трудятся: профессор, д.т.н. В. В. Семенов, профессор А. И. Коломенцев, доцент Жданов В.И., доцент Воробьев А.Г., доцент Чудина Ю.С., доцент Боровик И.Н.

Из кафедры «Ракетные двигатели» МАИ выделена научная лаборатория «Жидкостных ракетных двигателей малых тяг», где ведется активная работа по изучению процессов в ЖРД малых тяг. Создан современный огневой стенд для испытаний ЖРДМТ на экологически чистых компонентах топлива.

Несмотря на огромные объективные трудности коллектива кафедры в 1990–2000-х годах, кафедра продолжает готовить студентов, выпускать кадры высшей квалификации, вести научные исследования с российскими и зарубежными организациями.

В настоящее время создан научно-технический и материально-технический задел для цикла разработки, производства и испытания двигателей в пределах института. Полученные знания используются и для изучения полноразмерных двигателей. К выполнению работ активно привлекаются студенты старших курсов. Курировать студентов кафедра начинает с первой летней практики. Лучшие студенты могут начать работать на кафедре начиная с 3-го курса. К услугам студентов дополнительное образование, получаемое бесплатно на курсах в МАИ, стипендия Ученого Совета МАИ, участие на международных конференциях и многое другое!