Институт №3 «Системы управления, информатика и электроэнергетика»

Российский "Центр сверхпроводниковых электрических машин и устройств"

      В «Московском авиационном институте (национальном исследовательском университете)» (МАИ) в «Центре сверхпроводниковых электрических машин и устройств» на кафедре 310 ведутся разработки электротехнического оборудования с использованием явления сверхпроводимости, начиная с 1965 года. В 1973 – 1990 гг. с участием МАИ разработаны, созданы и испытаны низкотемпературный сверхпроводниковый (НТСП) униполярный генератор мощностью 0,5 МВт и бортовой синхронный генератор мощностью 0,7 МВт, был выполнен ряд проектов бортовых криогенных энергетических установок мощностью 10 – 30 МВт.

      Для развития работ в области прикладной сверхпроводимости в 1993 при кафедре 310 МАИ создан «Центр сверхпроводниковых электрических машин и устройств». С этого момента в Центре «Сверхпроводниковых электрических машин и устройств» МАИ проводятся работы по созданию принципиально нового класса электрических машин с высокотемпературными сверхпроводниками (ВТСП) с охлаждением жидким азотом. В 1993 – 1997 гг. эти исследования проводились по программе ГКНТ «Актуальные направления в физике конденсированных сред» (направление «Сверхпроводимость»). В период 1995 – 2008 гг. при поддержке Миннауки России и Германии (работы по созданию первых опытных образцов электрических машин на основе объемных ВТСП). В период 2009 – 2013 гг. — в рамках проекта «Сверхпроводниковая индустрия» (в составе проекта Комиссии «Инновационная энергетика» приоритетного направления «Энергоэффективность» (работы по созданию электрических машин на основе ВТСП второго поколения и кинетических накопителей энергии с магнитным ВТСП подвесом).

 

Д. А. Медведев осматривает макет транспортной системы
с ВТСП магнитным подвесом

     Ниже приводятся результаты работ «Центра сверхпроводниковых электрических машин и устройств» МАИ по созданию нового электротехнического оборудования на основе современных ВТСП за период 1993 – 2013 гг.:
     – В период 1993 - 1999 гг. созданы первые в мире серии гистерезисных ВТСП двигателей мощностью 100 Вт, 500 Вт, 1 кВт и 4 кВт, работающих в среде жидкого азота. Показано, что эти двигатели превосходят в 3 – 4 раза по массогабаритным параметрам электрические машины традиционного исполнения.
     – В 1997 – 2000 гг. в МАИ разработаны, изготовлены и испытаны новые типы реактивных синхронных ВТСП двигателей мощностью 0,5 кВт, 2 кВт, 5 кВт и 10 кВт с композитным ВТСП ферромагнитным ротором, работающих при температурах жидкого азота.
     – В 2002 г. в рамках Германо-Российского проекта "HTS Motor < 500 kW" в МАИ совместно с ВНИИ НМ им. Бочвара и ОАО «НИИЭМ» (г. Истра) создан 100 кВт реактивный ВТСП электродвигатель. В рамках той же кооперации в 2002 г. создан бортовой крионасос с ВТСП двигателем (совместно с ОАО «Туполев») для перспективных самолетов типа "Криоплан" на водородном топливе.
     – В 2003 г. в МАИ совместно с ФПГ «Новые транспортные технологии» создан первый в России макет магнитного подвеса с использованием объемных ВТСП грузоподъемностью 500 кг для систем высокоскоростного транспорта.
    – С 2005 г. в МАИ ведутся разработки ВТСП электродвигателей для приводов крионасосов водородной энергетики и систем криообеспечения силовых ВТСП кабелей. Экспериментально показано, что такие двигатели с постоянными магнитами и объемными ВТСП элементами имеют выходную мощность в 1,5 раза выше, чем традиционные синхронные двигатели при тех же режимах охлаждения в среде жидкого азота.
     – В 2007 г. в МАИ совместно с ОАО «НПО Энергомаш имени ак. В.П. Глушко» и ОАО «АКБ Якорь» создан и успешно испытан промышленный образец крионасоса с ВТСП электроприводом для систем криообеспечения силовых ВТСП кабелей.
     – В 2008 г. совместно с фирмой “Oswald Elektromotoren GmbH” (ФРГ) создан и успешно испытан высокодинамичный синхронный ВТСП электродвигатель с охлаждением жидким азотом мощностью 500 кВт для специальных промышленных приводов.
     – В 2009 г. в МАИ совместно с ОАО «НИИЭМ» (г. Истра) успешно испытан высокодинамичный ВТСП электродвигатель мощностью 150 кВт (в рамках проекта «Машук» Минобороны РФ).
     – В 2010 г. в МАИ совместно с ОАО «Русский сверхпроводник» спроектирован, изготовлен и испытан макетный образец кинетического накопителя энергии (КНЭ) на основе ВТСП магнитного подвеса с запасенной энергией 0,5 МДж.

 &nbsp;

Серия сверхпроводниковых гистерезисных электродвигателей

 &nbsp;

Серия сверхпроводниковых реактивных электродвигателей

 

Cверхпроводниковые синхронные электродвигатели

 

Кинетические накопители энергии с ВТСП подвесом маховика


     В 2011 – 2015 гг. в рамках программы «Сверхпроводниковая индустрия» МАИ в кооперации с ОАО «НИИЭМ», МГТУ им. Баумана, ИФВЭ, ОАО «ВПО Точмаш» и ГУАП, были проведены следующие работы:
     – разработаны технологии намотки ВТСП обмоток возбуждения электрических машин;
     – разработаны, изготовлены и испытаны первые в РФ опытные образцы двигателя и генератора на основе ВТСП второго поколения мощностью 50 кВт;
     – разработан и изготовлен генератор на основе высокотемпературных сверхпроводников второго поколения мощностью 1 МВА для ветроэнергетических установок;
     – разработан и изготовлен электродвигатель для транспорта на основе ВТСП второго поколения мощностью 200 кВт;
     – разработан и изготовлен КНЭ с магнитным ВТСП подвесом с запасенной энергией свыше 5 МДж.

 

Катушки возбуждения на основе ВТСП лент 2-го поколения
и 50 кВт синхронный ВТСП электродвигатель

    Итоги работ «Центра сверхпроводниковых электрических машин и устройств» МАИ по созданию новых типов ВТСП электрических машин, КНЭ и систем магнитного подвеса опубликованы в четырех монографиях, десятках статей и патентах и отражены в 9 кандидатских и 3 докторские диссертациях. Лидирующие позиции разработчиков в области создания новых типов электрических машин на основе современных ВТСП являются общепризнанными как в России, так и за рубежом. Работы по созданию криогенных ВТСП электрических машин отмечены двумя Премиями правительства РФ в области науки и техники за 2002 г. и 2009 г., а также отмечены рядом дипломов и медалей российских и зарубежных конференций и выставок.


&nbsp;     &nbsp;