Институт №3 «Системы управления, информатика и электроэнергетика»

КАФЕДРА 309 «ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЭЛЕКТРОТЕХНИКА»

Направление подготовки

24.03.02 «СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ И НАВИГАЦИЯ»

Профиль подготовки

24.03.02.Б1 «ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ СОВМЕСТИМОСТЬ И ЗАЩИТА БОРТОВЫХ КОМПЛЕКСОВ »

Присуждаетсяквалификация (степень) бакалавра и специальное звание бакалавр-инженер по направлению подготовки «Системы управления движением и навигация».

Заведующий кафедрой
Заведующий кафедрой Кириллов В.Ю.

Год основания кафедры – 1930.

Первоначально кафедра имела название «Электротехника».

В 1932 году кафедра получает название «Электротехника и электрооборудование самолетов».

В 1944 году – новое название кафедры «Электротехника и электрические машины».

С 1952 года кафедра имеет настоящее название «Теоретическая электротехника».

Из состава кафедры 309 в разное время выделялись кафедры:

«Радиооборудование самолетов» (1937 год),

«Авиационные приборы» (1938 год),

«Электрооборудование самолетов» (1944 год),

«Электрические машины» (1952 год).

Основатель кафедры и первый ее заведующий – профессор, доктор технических наук СИНИЦИН С.А., крупный специалист в области электротехники, электрооборудования самолетов и электрических машин.

С 1946 года по 1966 год кафедру возглавляет профессор, доктор технических наук АТАБЕКОВ Г.И. Его учебник по теоретическим основам электротехники выдержал более пяти изданий и переведен на многие иностранные языки.

С 1967 года кафедру возглавляет профессор, доктор технических наук КОЛОСОВ С.П., крупный специалист в области нелинейной электротехники и элементов систем управления.

В 1985 году заведующим кафедрой был избран профессор, доктор технических наук БУЛЕКОВ В.П., специалист в области автоматизации анализа электрических цепей и устройств. Под его руководством были внедрены в учебный процесс методы расчета электрических цепей на персональных компьютерах, разработана и внедрена в учебный процесс новая специализация.

С 2007 года кафедру возглавляет профессор, доктор технических наук КИРИЛЛОВ В.Ю., специалист в области теоретической электротехники и электромагнитной совместимости бортовых комплексов ЛА.

В настоящее время на кафедре работают:

  • профессоров – 4,
  • доцентов – 11,
  • старших преподавателей – 3.

В 1990 году кафедра «Теоретическая электротехника» стала кафедрой, выпускающей специалистов по электромагнитной совместимости в рамках специальности 160401 «Управляющие пилотажно-навигационные и электроэнергетические комплексы летательных аппаратов».

С 2011 года кафедра готовит бакалавров-инженеров по направлению 161100 «Системы управления и навигация»

В учебной лаборатории
В учебной лаборатории

Профиль «Электромагнитная совместимость и защита бортовых комплексов» На кафедре созданы специализированные учебно-научные лаборатории, подготовлены для обучения студентов и изданы профилированные учебные пособия и монографии, ведутся научно-исследовательские работы по направлениям: электромагнитная совместимость и защита информации бортовых комплексов летательных аппаратов; защита от электризации космических аппаратов; компьютерное моделирование информационных и электрофизических процессов на борту атмосферных и космических летательных аппаратов.

Защита информации бортовых комплексов летательных аппаратов важное научно-техническое направление современного аэрокосмического приборостроения.

Бортовые компьютеры, микропроцессоры, информационные и управляющие бортовые системы летательных аппаратов различного назначения должны быть надежно защищены от считывания и разрушения информационных и управляющих сигналов.

Без защиты бортового вычислительного комплекса пилотируемого или беспилотного летательного аппарата от воздействия естественных физических факторов среды, техногенных и искусственных направленных воздействий, проникновения, считывания и разрушения записанных в бортовом компьютере полетных программ в настоящее время не проектируется ни один летательный аппарат.

Решение проблем электромагнитной совместимости и защиты бортовых комплексов позволяет, несмотря на высокую плотность приборов и устройств в объеме конструкции летательного аппарата, обеспечивать требуемое качество функционирования бортовых информационно-вычислительных систем.

Кафедра готовит специалистов высокого уровня по электромагнитной совместимости (ЭМС) и защите информации бортовых и наземных вычислительных и автоматизированных управляющих систем и устройств.

Специалисты, подготовленные кафедрой, также широко востребованы в тех отраслях науки, промышленности и бизнеса, где необходимы приобретенные ими в процессе обучения знания и умения по защите информации.

Учебный процесс по профилю подготовки «Электромагнитная совместимость и защита бортовых комплексов» обеспечивается следующими основными дисциплинами:

  • введение в авиационную и ракетно-космическую технику;
  • нормы и стандарты информационной безопасности;
  • основы обеспечения информационной безопасности
  • основы научных исследований проблем электромагнитной совместимости и защиты информации;
  • компьютерные технологии расчёта электрических цепей электромагнитных полей:
  • электромагнитная совместимость комплексов ЛА;
  • автоматизированное проектирование электрических сетей;
  • электромагнитная совместимость биологических организмов;
  • защита информации бортовых комплексов
На практических занятияхСтенд для исследования ЭМС с целью защиты информации
На практических занятиях Стенд для исследования электромагнитной совместимости с целью защиты информации

СТУДЕНТЫ В ПРОЦЕСCЕ ОБУЧЕНИЯ

ВЫПОЛНЯЮТ БОЛЬШОЙ ОБЪЕМ КОМПЬЮТЕРНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ И ПРИКЛАДНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ,

ПРИОБРЕТАЮТ БОЛЬШОЙ ОБЪЕМ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ЭМС и ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ

Защита дипломного проектаПосле успешной защиты дипломных проектовЛабораторные работы
Защита дипломного проектаПосле успешной защиты дипломных проектовЛабораторные работы

На протяжении всего срока обучения преподаватели кафедры проводят тьюторскую работу, помогая студентам в изучении и освоении преподаваемых дисциплин.

Кафедра обладает большими возможностями в трудоустройстве выпускников после защиты выпускной квалификационной работы и получения диплома.

Выпускники кафедры востребованы и трудоустраиваются на предприятиях аэрокосмической промышленности: РКК «Энергия», ФГУП «ЦНИИмаш», «ОКБ «Салют», МОКБ «МАРС», «ОКБ им. Сухого» и др.

Желающие продолжить обучение могут поступить в магистратуру кафедры с последующим, после защиты магистерской диссертации, поступлением в аспирантуру.