Институт № 1 «Авиационная техника»

А. В. Лещин,
руководитель КБ с 1973 г.
К. М. Жидовецкий
Главный конструктор с 1982 г.
Н. П. Горюнов
Главный конструктор с 1999 г.
А. М. Матвеенко
научный руководитель КБ

В 1965 г. на самолётостроительном факультете Московского авиационного института было образовано студенческое конструкторское бюро, названное первоначально СКБ-1. В 1968 г. СКБ-1 стало именоваться опытным СКБ самолётостроительного факультета (ОСКБ-С). Оно занималось созданием экспериментальных пилотируемых и дистанционно управляемых лёгких летательных аппаратов, которые разрабатывались по ТЗ различных организаций Министерства авиационной промышленности (МАП), Министерства гражданской авиации (МГА) и Министерства оборонной промышленности (МОП).

В 1982 г. приказом по МАПу и МинВУЗу СССР от 11.08.82 г. № 280/914 КБ было преобразовано в Отраслевое студенческое конструкторское бюро экспериментального самолётостроения МАИ, которое работало в тесной связи с головными институтами отрасли исключительно в интересах Минавиапрома на основании тематических планов, ежегодно утверждаемых 10-м Главным управлением (ГУ) МАП. Работы выполнялись постоянно работающими ИТР, при необходимости привлекались совместители из числа студентов и преподавателей МАИ, а также из числа работников промышленности.

Опытное производство осуществлялось в цехе опытных летательных аппаратов (цех № 3) Экспериментального опытного завода (ЭОЗ) МАИ квалифицированными рабочими. Работы ОСКБЭС по экспериментальной авиатехнике неоднократно получали высокие оценки ведущих специалистов и руководства Минавиапрома, их техническая новизна и полезность подтверждены девятью актами внедрения и более чем двадцатью свидетельствами об изобретениях.

К концу 80-х годов было разработано и доведено «до металла» шесть разнотипных экспериментальных летательных аппаратов:

  • самолет Квант;
  • дистанционно-пилотируемый самолёт Эльф-Д;
  • малоразмерный дистанционно-пилотируемый аппарат ПС-01;
  • самолёт Эльф;
  • самолёт Фотон;
  • самолёт Юниор.

С началом перестроечных процессов и конверсии в отрасли ОСКБЭС МАИ сначала в составе экспериментального объединения «Фотон», а затем возникшего на его основе АО «Авиатика» занялось созданием авиатехники, предназначенной для серийного производства и продажи на внутреннем и внешнем рынках. В составе АО «Авиатика» КБ МАИ получило название «Опытное конструкторское бюро малоразмерной авиации» (ОКБ МА). В качестве производственной базы стали использоваться ЭОЗ МАИ (цех № 3) и Московское авиационно-производственное объединение им. Дементьева (МАПО).

27 июля 1992 г. от имени АО «Авиатика» была подана заявка в Авиарегистр МАК и Департамент авиапромышленности министерства промышленности РФ на проведение работ по обследованию ОКБ МА для получения сертификата на право разработки гражданской авиационной техники. По результатам обследования АО «Авиатика» 17 февраля 1993 г. Авиарегистром МАК был выдан Сертификат № Р-9 Разработчика лёгких гражданских воздушных судов.

В период работы ОСКБЭС МАИ (ОКБ МА) в составе АО «Авиатика» были созданы:

  • одноместный самолёт Авиатика-МАИ-890 (имеет сертификат типа) — выпускается серийно;
  • двухместный самолёт Авиатика-МАИ-890У — выпускается серийно;
  • сельскохозяйственный самолёт Авиатика-МАИ-890СХ (имеет сертификат типа) — выпускается серийно;
  • сельскохозяйственный двухместный самолёт Авиатика-МАИ-890УСХ — выпускается серийно;
  • одноместный самолёт Авиатика-МАИ-900 Акробат пилотажного класса — опытный образец, в настоящее время в эксплуатации;
  • двухместный самолёт Авиатика-МАИ-910 Интерфлай со складывающимся на земле крылом — опытный образец, в настоящее время в эксплуатации;
  • планер Авиатика-МАИ-920 — опытный образец, в настоящее время в эксплуатации;
  • одноместный автожир Авиатика-МАИ-890А — опытный образец.

Самолёты серии Авиатика-МАИ-890 выпускаются на ОАО МАПО «МИГ» (ранее — МАПО им. Дементьева). Основанием для производства на МАПО самолётов типа «Авиатика» является лицензионное соглашение, заключенное им с АО «Авиатика» от 10.04.1995 г. (договор № 4276).

В связи с изменением наименования АО «Авиатика» Авиарегистр МАК выдал Сертификат № Р-9А от 20 апреля 1994 г. на право разработки лёгких воздушных судов акционерному обществу Концерн «Авиатика». В составе АО Концерн »Авиатика» в течение 1994–1995 гг. ОСКБЭС МАИ (ОКБ МА) разрабатывало техническое предложение по лёгкому шестиместному административному самолёту Авиатика-950, выполняло работы по сопровождению производства самолётов типа Авиатика-МАИ-890 на МАПО, другие перспективные разработки.

С начала 1996 г. АО Концерн «Авиатика» сменило вид деятельности и перестало нуждаться в ОКБМА (ОСКБЭС). Коллектив ОСКБЭС продолжил работу в области лёгких гражданских судов совместно с МАПО. При этом структура ОСКБЭС МАИ, адрес и занимаемые им площади не претерпели изменений. В 1998 г. АО Концерн «Авиатика» передало по Договору от 19.02.98 г. N№ 13/39 и Дополнительному соглашению к нему от 03.04.98 г. N№ 1-13/39 все права на результаты деятельности ОСКБЭС (ОКБ МА) в рамках АО «Авиатика», а позже — в рамках АО Концерн «Авиатика» (экспериментальные и опытные образцы авиационной техники, конструкторская и эксплуатационная документация, патенты на изобретения и промышленные образцы, акты, отчеты, заключения и другую научно-техническую документацию) Московскому государственному авиационному институту.

27 апреля 1998 г. Авиарегистром МАК был выдан Сертификат № Р-52 Разработчика лёгких гражданских воздушных судов, а 17 декабря 1999 г. — Сертификат типа № СТ-176 на самолёт Авиатика-МАИ-890.

В разные годы руководителями КБ были:

  • В. П. Махров (с 1965 г.);
  • Ю. В. Кузнецов (с 1969 г.);
  • А. В. Лещин (с 1973 г.);
  • К. М. Жидовецкий (с 1982 г. — главный конструктор);
  • Н. П. Горюнов (с 1999 г. — главный конструктор);
  • В. Ю. Дёмин (с 2008 г. — главный конструктор.)

Научные руководители КБ:

  • А. И. Ярковец;
  • А. А. Бадагин;
  • С. М. Егер;
  • А. М. Матвеенко.

Указом Президента России № 1307 от 29 сентября 1999 г. группе сотрудников Московского авиационного института и МАПО «МИГ» были присуждены Государственные премии Российской Федерации в области науки и техники за разработку и внедрение в серийное производство семейства сверхлегких многоцелевых самолетов. Госпремией отмечены:

  • Жидовецкий К. М. (посмертно) — Главный конструктор ОСКБЭС МАИ, начальник цеха опытных летательных аппаратов ЭОЗ МАИ;
  • Матвеенко А. М. — ректор МАИ;
  • Горюнов Н. П. — заместитель главного конструктора ОСКБЭС МАИ;
  • Дёмин В. Ю. — заместитель главного конструктора ОСКБЭС МАИ;
  • Фейгенбаум В. М. — заместитель главного конструктора ОСКБЭС МАИ;
  • Огаджанов П. П. — директор ЭОЗ МАИ;
  • Немов Г. М. — директор МАПО «МИГ»;
  • Чуканцев О. П. — заместитель технического директора МАПО «МИГ».

До лета 1999 г. коллектив КБ и цех опытных летательных аппаратов ЭОЗ МАИ возглавлял Казимир Михайлович Жидовецкий. Казимир Михайлович был ярким представителем отечественной школы авиастроения, отдавший всю свою жизнь делу создания и внедрения лёгкой авиационной техники. Под его руководством и при непосредственном участии были созданы 14 типов ЛА. Он создал жизнеспособный коллектив единомышленников, объединенный в КБ, организовал и возглавил производство опытных ЛА на ЭОЗ МАИ и внедрение в серийное производство на МАПО «МИГ». 1 июня 1999 г. Казимира Михайловича не стало. КБ возглавил Николай Петрович Горюнов.

26 апреля 2002 г. Авиарегистр МАК выдал ОСКБЭС МАИ Дополнение к сертификату типа № СТ-176/Д1 на сельскохозяйственную версию Авиатика-МАИ-890СХ. Таким образом, Авиатика-МАИ-890СХ стал первым в России сертифицированным сельскохозяйственным самолётом. В 2002...2003 гг. Минтранс России подписал распоряжения о допуске к эксплуатации самолётов Авиатика-МАИ-890 и Авиатика-МАИ-890СХ.

В 2001 году совершил первый полёт автожир разработки ОСКБЭС МАИ МАИ-205.

В 2002 г. ОСКБЭС МАИ приступило к проектированию нового самолёта МАИ-223 «Китенок». МАИ-223 является продолжением воплощенной в самолётах серии Авиатика-МАИ-890 концепции профессионально спроектированного сверхлёгкого летательного аппарата, появление на рынке которого назвали на Западе «перестройкой в ультралайтах». Основными отличиями самолёта от предыдущих разработок ОСКБЭС МАИ являются более высокие ЛТХ и возможность поставки самолётов в комплектах для самостоятельной постройки. Первый полет самолёт совершил 20 октября 2004 года. В 2005 году началось серийное производство аппаратов.

В 2006 году началось проектирование нового автожира МАИ-208. Построен опытный образец.

В 2000-х годах ОСКБЭС МАИ активно занимается воздухоплавательной тематикой. Совместно с НПО «РосАэроСистемы» спроектированы и построены дирижабли Au-12M, Au-30. КБ принимало участие в разработке и изготовлении опытных образцов дирижабля Volaris, аэростата для обучения парашютистов ДАГ-2М, привязного аэростатического аттракциона Аэролифт. В настоящее время ОСКБЭС МАИ работает над программой Аэростатическая платформа на базе гибридных аэростатов «Колибри».

C 1 июля 2008 года главным конструктором ОСКБЭС МАИ назначен Вадим Юрьевич Дёмин.

В 2008 году началось проектирование четырёхместного двухдвигательного самолёта МАИ-407, а в 2009-м — учебно-тренировочного двухместного планера МАИ-227.

Совместно с Авиастроительной корпорацией «АСА-Аэродизайн» началось проектирование и изготовление опытных образцов лёгкого многоцелевого самолёта Виконт V100.

К. М. Жидовецкий, А. И. Покрышкин,
руководство ДОСААФ у самолёта «Квант»
Сотрудники ОСКБЭС у самолёта «Фотон».
Ритуальная площадь МАИ,
1986 г.
Проректор МАИ по научной работе В. А. Шевцов,
Главный конструктор ОСКБЭС В. Ю. Дёмин,
с сотрудниками ОСКБЭС и имиджевой группы, 2010 г.