Институт № 1 «Авиационная техника»
История
Бурное развитие и усложнение авиационной техники в конце
Необходимо также отметить, что процесс создания авиационных комплексов значительно увеличился (зачастую превышая 7–10 лет). При этом соответственно увеличились затраты на создание новых авиационных комплексов. Возросли также ответственность и цена принятия проектных решений на ранних стадиях проектирования. Указанные выше тенденции в развитие авиационной техники способствовали значительному повышению роли предварительного этапа проектирования авиационной техники — этапу формирования и согласования технических и
Решение подобных задач осуществляется как
В соответствии с логикой развития процессов проектирования новой авиационной техники и с учётом кадровых потребностей авиационной промышленности в
В соответствии с перечнем задач, которые должны решаться специалистами по внешнему проектированию и оценке эффективности авиационных комплексов, были сформулированы основные требования к выпускникам и процессу их обучения.
Процесс проектирования авиационных комплексов потребовал новых методологических подходов к процедурам принятия решений. Старые подходы, базировавшиеся на достаточно простых критериях весовой отдачи, аэродинамического или топливного совершенства (наиболее ярким примером этих подходов был лозунг «летать выше всех, дальше всех, быстрее всех»), были не только недостаточны, но, зачастую и ошибочны. Сформировалась потребность проводить максимально всестороннюю (комплексную) оценку эффективности проектируемого авиационного комплекса при различных вариантах его применения и с учётом всех этапов его жизненного цикла. Подобного рода оценка может проводиться только с использованием достаточно сложных математических моделей, которые позволяют максимально достоверно учесть все особенности применения авиационного комплекса в процессе выполнения решаемых им задач. Значит, специалисты по проектированию авиационных комплексов должны владеть методологическими подходами, используемыми на этапе внешнего проектирования, знать основные характеристики и возможности систем, входящих в состав авиационного комплекса, а также владеть методами прикладной математики, уметь разрабатывать математические модели и проводить на них соответствующие исследования.
Таким образом, к концу
Эти специалисты должны иметь хорошую естественнонаучную, общеинженерную и авиационную подготовку. Но, кроме того, эти специалисты должны:
- иметь углублённую математическую подготовку (особенно в области теории принятия решений и исследования операций);
- знать теорию систем;
- углублённо знать основные характеристики и возможности всех основных систем, входящих в состав авиационного комплекса;
- знать перечень и состав задач, на которых применяются авиационные комплексы;
- знать математические модели процессов применения авиационных комплексов и методологические подходы к созданию таких моделей;
- владеть языками программирования.
Кафедра «Внешнего проектирования и эффективности авиационных комплексов» 107 (до 1994 года кафедра имела название «Эффективность авиационных комплексов») была образована в 1974:
- в августе 1974 г. был подписан совместный приказ МинВУЗа и МинАвиаПрома о создании кафедры 107;
- в октябре 1974 г. был подписан приказ ректора МАИ о создании кафедры 107;
- с ноября 1974 г. кафедра начала функционировать.
Кафедра 107 была создана как базовая при ГосНИИАС.
Первым заведующим кафедрой был профессор, д. т. н. Александр Сергеевич Исаев, который одновременно возглавлял научное направление в области оценки эффективности авиационных комплексов в ГосНИИАС и был начальником отделения ГосНИИАС. С 1984 по 2004 год кафедру возглавлял профессор, д. т. н. Александр Михайлович Батков, который занимал посты первого заместителя начальника ГосНИИАС (с 1970 по 1983 год), начальника
С момента создания кафедры 107 заместителем заведующего кафедрой была назначена доцент, к. т. н. Наталья Савельевна Роксанова, которая вложила все свои силы и душу в дело её создания и развития.
Большую помощь в процессе создания кафедры оказали руководство МАИ, факультета авиационной техники, кафедры проектирования самолётов и кафедры динамики полётов.
Первоначально кафедра 107 готовила специалистов в рамках специализации специальности «Проектирование самолётов». Позже была открыта новая специальность «Большие ракетные и
Первый выпуск дипломников кафедрой был осуществлён в 1977 г. За 45 лет существования кафедры её окончили около 750 выпускников. Выпускники кафедры работают в ведущих научных и
Преподавателями кафедры было выпущено через РИО МАИ более 40 учебных и