Институт № 1 «Авиационная техника»

Лётная практика проводится в МАИ для студентов института № 1 «Авиационная техника» на аэродроме Алферьево авиационной базы института уже свыше 35 лет и является уникальной не только в России, но и во всем мире.

Лётная практика дает необходимую для будущих авиационных специалистов реальную информацию о поведении летательного аппарата при управлении им на различных режимах полёта, его характеристиках устойчивости и управляемости, о психофизиологических особенностях человека (экипажа), о методах обработки и анализа результатов, полученных в условиях реального полёта. Огромная популярность лётной практики среди студентов привела к участию в ней не только студентов кафедры 106, но и студентов других кафедр института «Авиационная техника». Для адаптации лётной практики к специальностям всех кафедр её программа была дополнена: вопросами конструкции летательных аппаратов и вопросами по элементам наземной эксплуатации авиационной техники. А сама практика получила название «Лётно-эксплуатационная практика».

Создание научно-исследовательской лаборатории «Пилотажные стенды и система «самолёт-лётчик» (НИЛ ПССЛ) позволило компенсировать потерю летающей лаборатории на базе самолета Ан-2, а все вопросы обработки и анализа полётной информации изучать и отрабатывать на наземных пилотажных стендах НИЛ ПССЛ. С учётом этого программа лётной практики была скорректирована как по объёму, так и по срокам проведения. Она проводится для студентов 4-го курса в два этапа: I этап — на территории МАИ в компьютерном классе кафедры 106 и на пилотажных стендах НИЛ ПССЛ в объёме 12,5 часов на одного студента, и II этап — на аэродроме Алферьево авиационной базы МАИ на самолётах Ан-2 и Як-18Т в объёме 15 часов на каждого студента.

Программа I этапа лётной практики предусматривает проведение четырёх практических занятий: одно в компьютерном классе кафедры 106 и три — на пилотажных стендах НИЛ ПССЛ. По результатам выполнения программы I этапа и с учётом медицинского заключения врачей формируется список студентов, которые допускаются к прохождению II этапа лётной практики на аэродроме.

Успешное проведение II этапа лётной практики во многом зависит от количества студентов, материально-технического обеспечения авиационной базы МАИ, технического состояния её самолётного парка, погодных условий и т. д. За это время студентам читаются лекции по правилам поведения на аэродроме, безопасности полётов, средствам спасения, конструкции самолётов Ан-2 и Як-18Т (планер, двигатель, бортовые системы), проводятся практические занятия по ознакомлению с авиационной техникой, на которой проводится лётная практика, по эксплуатационной наземной подготовке, включающей предполётную подготовку самолётов, тренаж в кабинах самолётов, гонку двигателей, послеполётный осмотр, практические занятия по парашютной подготовке и аварийному покиданию самолётов Як-18Т и Ан-2. Сюда также включаются четыре полётных дня для выполнения каждым студентом четырёх полётов на самолётах Ан-2 и Як-18Т. По окончании лётной практики студенты оформляют отчёт и сдают зачёт.

В последние годы наблюдается ежегодный прирост числа студентов, участвующих в прохождении лётной практики. Несмотря на то, что лётная практика является самой дорогой из всех практик, которые проводятся в МАИ, студенты, участвующие в её прохождении, пока ничего не оплачивают. Более того, с 2009 года благодаря усилиям и настойчивости руководства авиационной базы МАИ в лице Кожевникова Евгения Владимировича все студенты, преподаватели, лётчики, инженеры и техники авиационной базы МАИ, участвовавшие в проведении лётной практики на аэродроме Алферьево, экипируются в специальную форму, пошитую на заказ. Введение специальной формы однозначно повышает уровень дисциплины и ответственности студентов, а также авторитет и престиж лётной практики.

Распространение лётной практики на другие факультеты МАИ возможно только при планомерном реформировании и совершенствовании материально-технической базы и кадрового состава авиационной базы МАИ и, в первую очередь, обновлении парка авиационной и парашютной техники и снаряжения, доукомплектовании самолётами и вертолётами, отвечающими современным требованиям.