Институт № 1 «Авиационная техника»

Кафедра «Проектирование вертолётов» была основана в 1952 году выдающимся учёным в области авиации, основоположником отечественного вертолётостроения, действительным членом Академии наук СССР Борисом Николаевичем Юрьевым. Более 30 лет (1957–1987) кафедрой руководил создатель первых отечественных серийных вертолётов, профессор, доктор технических наук, заслуженный деятель науки и техники РСФСР Иван Павлович Братухин.

В последующий период кафедру возглавляли: д. т. н., профессор, академик РАН, генеральный конструктор М. Н. Тищенко (1985–1987); д. т. н., профессор Ю. С. Богданов (1987–1999); к. т. н., доцент Ю. М. Игнаткин (1998 — н. вр.).

В составе кафедры 5 профессоров, 6 доцентов, 3 старших преподавателя, 3 научных сотрудника, 2 инженера, 2 лаборанта. В их числе 1 академик РАН, 5 докторов и 5 кандидатов наук.

Кафедра готовит инженеров по специальности 24.05.07 «Самолёто- и вертолётостроение» (специализация «Вертолётостроение») для профессиональной деятельности в областях проектирования, производства, испытаний и научных исследований вертолётов, винтокрылов, автожиров, преобразуемых летательных аппаратов вертикального взлёта и посадки с винтовыми несуще-тянущими системами, а также воздушных винтов, используемых в различных областях техники.

В настоящее время кафедра является единственной в мире, ведущей комплексную подготовку специалистов в области вертолётостроения. Выпускники кафедры могут работать в НИИ, ОКБ и на предприятиях, занятых созданием опытных и серийных вертолётов и других типов летательных аппаратов.

На основе фундаментальной физико-математической и общетехнической подготовки студенты получают знания в области конструкции, прочности, аэродинамики, динамики, проектирования и технологии изготовления винтокрылых летательных аппаратов.

В учебной лаборатории кафедры студенты получают знания по конструкции современных отечественных и зарубежных вертолётов.

Учебные практики, курсовое и дипломное проектирование проходят на Московском вертолётном заводе им. М. Л. Миля и фирме «Камов», где в последние годы были созданы известные вертолёты Ми-17, Ми-24, Ми-26, Ми-28, Ми-38, Ка-32, Ка-52, Ка-60, Ка-226 и др. На лётной практике студенты знакомятся с основами лётной и наземной эксплуатации авиационной техники.

К учебному процессу привлекаются ведущие специалисты вертолётостроительных фирм, в том числе академик РАН С. В. Михеев.

Особое внимание уделяется приобретению студентами практических навыков в области проектирования и расчёта авиационных конструкций с использованием современных компьютерных технологий. Для этого на кафедре созданы специальные компьютерные классы, оснащённые современной вычислительной техникой и пакетами прикладных программ, позволяющих студенту с первого курса использовать ЭВМ во всех изучаемых дисциплинах, а также получать дополнительную компьютерную подготовку с учётом специфики будущей работы после окончания института.

Кафедра имеет учебную лабораторию, которая оснащена образцами современных конструкций вертолётов и их агрегатов, оборудована экспериментальными стендами, позволяющими проводить физическое моделирование процессов аэродинамики воздушных винтов.

Действуют два компьютерных класса на 28 и 8 рабочих мест, оснащённых полным комплексом периферийных и мультимедийных устройств.

В учебной лаборатории кафедры установлен винтовой прибор с горизонтальной осью вращения для испытаний моделей лопастей диаметром до 1,6 м при скоростях вращения до 800 об/мин, а также винтовой прибор с вертикальной осью вращения для испытания моделей лопастей (в том числе для винтов с управляемой циркуляцией и винтов изменяемого диаметра) диаметром до 3 м при скоростях вращения до 1200 об/мин;

Навыки научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы студенты приобретают, участвуя в выполнении работ по заданиям вертолётостроительных ОКБ и серийных заводов. На кафедре организована дополнительная индивидуальная подготовка студентов по договорам с предприятиями, на которые выпускники планируют пойти работать после окончания института.

За прошедшие годы кафедра подготовила более 3 000 инженеров для отечественных вертолётостроительных организаций различного профиля, которые в настоящее время объединены в холдинг «Вертолёты России». В их числе — 13 докторов технических наук: Курочкин Ф. П. (1980), Далин В. Н. (1981), Тищенко М. Н.(1982), Богданов Ю. С. (1985), Шайдаков В. И. (1981), Ружицкий Е. И. (1983), Аникин В. А. (1990), Летников В. Б. (1994), Есаулов С. Ю. (1992), Михеев С. В. (1984), Соковиков Ю. Г. (1993), Некрасов А. В. (1987), Браверман А. С. (1987) и более 30 кандидатов технических наук.