Институт № 1 «Авиационная техника»

Кафедра «Проектирование и сертификация авиационной техники» — одна из старейших кафедр МАИ, была организована в ноябре 1930 года. Первым заведующим кафедрой был назначен профессор С. И. Зоншайн. Первоначальное название кафедры — «Конструкции и детали самолётов» (1930–1932), а затем — «Конструкции и проектирование самолётов» (1932–1993). Современное название кафедра получила в 2017 году.

Кафедру возглавляли выдающиеся авиационные авиаконструкторы: Д. П. Григорович (1934–1935), Н. Н. Поликарпов (1943–1944), А. С. Яковлев (1944–1945, 1958–1959), В. М. Мясищев (1946–1949), Н. А. Фомин (1950–1957, 1960–1968), С. М. Егер (1968–1987), О. С. Самойлович (1988–1996). С 2004 года кафедру возглавляет академик РАН, доктор технических наук М. А. Погосян.

Кафедра ведёт подготовку инженеров по специальности «Самолётостроение» для работы в конструкторских бюро и научно-исследовательских институтах авиационной промышленности. За 90 лет кафедра подготовила более двенадцати тысяч инженеров-механиков по этой специальности, а также более сотни кандидатов и докторов технических наук. Ряд выпускников кафедры стали известными учёными, конструкторами, государственными деятелями. Выпускниками кафедры разных лет являются: академики АН СССР и РАН — П. Д. Грушин, М. К. Янгель, Р. А. Беляков, Г. В. Новожилов, А. А. Туполев, Г. С. Бюшгенс, М. А. Погосян; член-корреспондент АН СССР С. М. Егер; доктора технических наук — А. Я. Белолипецкий, Н. С. Черняков, В. В. Уткин, О. С. Самойлович, В. Г. Дмитриев и многие другие.

Высокое качество профессиональной подготовки выпускников кафедры обеспечивается глубиной и широтой изучения теоретических основ процесса проектирования самолётов различного назначения и разработки конструкции их агрегатов и систем (первая составляющая) и приобретением навыков применения теоретических знаний к системному решению проектных и конструкторских задач (вторая составляющая).

Привлечение к учебному процессу ведущих специалистов авиационной промышленности обеспечивает постоянное совершенствование теоретического обучения. Приобретение практических навыков достигается путём обязательной практики по каждой дисциплине учебного плана в виде практических занятий, расчётных и графических работ, курсовых работ и курсовых и дипломного проектов, а также производственных практик объёмом 26 недель. Такая организация и современное содержание учебного процесса позволяют обеспечить подготовку специалиста широкого профиля для работы в высокотехнологичной авиационной промышленности и конкурентоспособного на рынке труда. Ещё одним способом приобретения практических навыков студентами во время учёбы является их привлечение к проектно-конструкторской и научно-исследовательской работе по различным темам в научно-исследовательском отделе кафедры и работа по совместительству в различных подразделениях конструкторских бюро.

С момента своего создания кафедра начала привлекать студентов к созданию новых летательных аппаратов. Силами преподавателей, сотрудников и студентов кафедры в 30-е годы были разработаны и построены вошедшие в историю самолёты оригинальных конструкций «Э-МАИ-1-3» из магниевых сплавов, «Сталь-МАИ», «Октябрёнок». Именно на кафедре преподавателями и студентами под руководством В. М. Мясищева в 50-е годы были выполнены проектные исследования, ставшие основой для создания тяжёлых реактивных бомбардировщиков большой дальности. В 60-е годы под руководством заведующего кафедрой профессора Н. А. Фомина был спроектирован и построен ряд удачных планеров для ДОСААФ. Созданное в этот же период студенческое конструкторское бюро (СКБ) стало хорошей школой практического конструирования для многих выпускников кафедры. С участием студентов было спроектировано и построено несколько лёгких экспериментальных самолётов, в том числе знаменитый спортивный самолёт «Квант», установивший 5 мировых рекордов. За создание самолёта «Квант» коллектив СКБ был удостоен премии имени 25-летия МАИ.

В 50–60 годах на кафедре работали замечательные преподаватели: профессора Н. А. Фомин, М. Н. Шульженко, А. Л. Гиммельфарб, А. А. Лебединский, А. А. Бадягин, Е. С. Войт, доценты З. А. Мелик- Саркисян, И. М. Алявдин, А. И. Бородач, старший преподаватель И. В. Качанова и другие. Они обеспечили подготовку следующей смены педагогов кафедры, которые продолжают трудиться на кафедре до настоящего времени.

Высокий потенциал кафедры обеспечил, по мере развития института, организацию на её базе ряда родственных кафедр по конструкции и проектированию других типов летательных аппаратов: вертолётов, ракет, систем оборудования и ряда других. Помимо выпуска инженеров по самолётостроению кафедра обеспечивает авиационную подготовку выпускников других факультетов института.

С 1968 по 1987 год кафедру возглавлял Сергей Михайлович Егер (выпускник кафедры 1936 года), который был заместителем А. Н. Туполева по общему проектированию самолётов и одним из его ближайших соратников. Сергей Михайлович начал с 1960 года передавать свой богатейший опыт молодёжи, читая курс «Проектирование пассажирских реактивных самолётов».

Возглавив кафедру, С. М. Егер основное внимание уделил совершенствованию учебного процесса, привлечению к педагогической работе сотрудников ряда опытных конструкторских бюро (ОКБ) и развитию материальной базы кафедры. В 1974 году был утверждён учебный план специальности, разработанный под его руководством Е. С. Войт, З. А. Мелик-Саркисяном и А. Н. Степановым . На кафедру пришли из промышленности Ф. И. Склянский, Г. Н. Назаров, Н. А. Кондрашов, В. Е. Ротин, В. А. Киселёв, Ф. А. Волошин и ряд других специалистов, ставших в дальнейшем замечательными преподавателями кафедры. Началось обновление учебной и методической литературы, а учебная лаборатория пополнилась новейшими образцами авиационной техники — самолётами Як-38, Як-40, МиГ-23, Миг-25.

В 70-е годы на кафедре был создан под руководством доцента Н. К. Лисейцева отдел автоматизированного проектирования самолётов отраслевой лаборатории МАП и обеспечивающий его работу терминальный класс кафедры, который оснащается современным программно-техническим обеспечением и оборудованием, необходимыми учебно-методическими пособиями. В НИО кафедры были разработаны программные комплексы предварительного проектирования самолётов различного назначения и конструирования агрегатов планера.

В 1988 году кафедру возглавил Олег Сергеевич Самойлович (выпускник кафедры 1957 года) — заместитель генерального конструктора П. О. Сухого. Олег Сергеевич сумел обеспечить терминальный класс кафедры современной вычислительной техникой, пополнить учебную лабораторию новыми самолётами Су-27, Су-25 и МиГ-29 и получить для кафедры технические задания на выполнение ряда научно-исследовательских работ.

В этот период были выполнены интересные научно-исследовательские работы по заказу департамента авиационного транспорта Минтранса РФ по сверхбольшим пассажирским самолётам, а также по заказу Международного научно-технического центра в интересах концерна AIRBUS.

Девяностые годы — не лучшие годы в истории российской авиации и авиационного образования, в частности. Значительно снизилась заработная плата преподавателей и сотрудников, что вызвало уход молодых специалистов из института и поставило кафедру в тяжёлое положение с обеспечением учебных занятий преподавателями кафедры. Существенно сократилось государственное финансирование института, поэтому стало невозможным приобретение современной вычислительной техники и учебного оборудования. Возникла угроза потери образовательного потенциала кафедры.

Поэтому, когда в 1997 году на должность заведующего кафедрой был избран профессор Виктор Владимирович Мальчевский, он был вынужден в первую очередь основное внимание уделять сохранению учебно-методических разработок и научного уровня кафедры. Для «консервации знаний» были изданы в виде методических пособий лекции И. Я. Катырева и Ю. В. Андреева — крупных специалистов авиационной промышленности, ряд методических пособий по проектированию лёгких самолётов доцента А. Н. Арепьева. Продолжил работу научно-технический семинар кафедры. Создана кафедральная научно-техническая библиотека.

Несмотря на трудности, учебная работа кафедры выполнялась полностью благодаря привлечению к проведению занятий аспирантов и преподавателей с других кафедр.

В 90-е годы на кафедре начали обучаться иностранные студенты из стран дальнего зарубежья — Ирана, Южной Кореи, Индонезии и т. д. Проходили стажировку две группы специалистов из Китая. Это позволило получить ценный опыт работы с иностранцами.

Интересны также научно-исследовательские работы, выполненные в этот период. Наряду с уже упомянутыми ранее работами по пассажирским самолётам, с 1996 года по настоящее время по заказу Министерства обороны РФ на кафедре под руководством профессора Г. И. Житомирского проводится комплекс научно-исследовательских работ по проекту лёгкого самолёта специального назначения. В этой работе принимают участие специалисты МАИ, а также ведущие сотрудники отраслевых авиационных институтов, академий и НИИ Минобороны, самолётостроительных ОКБ и других организаций. В результате исследований, в 2005 году прошла защита аванпроекта разрабатываемого самолёта.

Студенты кафедры выступают на студенческих научных конференциях и олимпиадах, успешно участвуют в конкурсах научно-исследовательских работ студентов. Только за период с 2000 по 2005 год ими под руководством профессоров М. Ю. Куприкова, Г. И. Житомирского, доцента В. З. Максимовича и других преподавателей были завоеваны высшие награды: 4 медали и 11 дипломов Министерства образования Российской Федерации, а также большое число медалей, дипломов и грамот различных организаций, проводящих студенческие конференции, олимпиады и конкурсы.

В 2004 году заведующим кафедрой был избран генеральный директор ОАО «ОКБ Сухого», д. т. н., академик Российской академии наук Михаил Асланович Погосян (выпускник кафедры 1979 года).

С приходом нового заведующего появились как новые направления в подготовке молодых специалистов на кафедре, так и были возрождены известные, проверенные временем способы интенсификации обучения. Отбор будущих студентов для кафедры начинается в подшефных школах, Политехническом техникуме им. Годовикова, физико-математической школе и на подготовительных курсах МАИ, на проводимых «ОКБ Сухого» и кафедрой конкурсах и олимпиадах. Лауреаты конкурсов получают кроме призов гранты фирмы «ОКБ Сухого» на обучение в институте на кафедре.

Возрожден институт кураторства, цель которого — помочь вчерашним школьникам адаптироваться к жизни в институте и преодолеть организационные трудности, встречающиеся в начале обучения, и постоянно контролировать текущую успеваемость на последующих курсах. Налаживанию контактов между студентами и кураторами помогают, ставшие теперь традиционными, совместные поездки в музей Военно-воздушных сил в Монино, где студенты знакомятся с различными типами самолётов, историей их создания, изучают конструкцию самолётов. Занятия проводят преподаватели кафедры и специалисты «ОКБ Сухого». Стали традиционными встречи студентов с руководством и специалистами фирмы «ОКБ Сухой», на которых обсуждаются не только учебные и технические проблемы, но и затрагиваются вопросы трудоустройства и дальнейшей работы выпускников на предприятии. В рамках кураторства над студенческими группами на кафедре вернулись к графикам самостоятельной работы студентов и проведению смотров успеваемости студентов в течение семестра для обсуждения результатов этих смотров в группах. Это позволяет контролировать процесс обучения и частично предупреждает возможные провалы в течение сессии.

Сегодня кафедра — признанный не только в нашей стране, но и в мире учебный и научный центр по проблемам проектирования и конструирования самолётов. Ежегодно кафедра принимает на обучение более 100 студентов и аспирантов, проводит стажировку и повышение квалификации специалистов по специальностям «Конструирование самолётов» и «Проектирование самолётов», ведёт подготовку иностранных студентов и стажёров.

Самым ценным ресурсом кафедры является её профессорско-преподавательский состав, который даже в самых трудных переходных условиях сумел сохранить научный и учебный потенциал и готов в дальнейшем продолжать и совершенствовать свою работу. Среди профессорского состава кафедры: заслуженный деятель науки и техники РФ Г. И. Житомирский; лауреаты Государственной премии СССР профессора В. Ф. Мишин, Н. К. Лисейцев, В. А. Киселёв; профессор, д. т. н. А. И. Ендогур — авторитетный специалист в области проектирования авиационных конструкций, многие годы проработавший в авиационной промышленности. К участию в учебном процессе традиционно привлекаются ведущие специалисты из промышленности, в том числе генеральные и главные конструкторы самолётов: И. Я. Катырев, М. А. Погосян, Я. Г. Кокушкин, М. П. Симонов и другие.

Тесная связь кафедры с промышленностью повышает эффективность учебного процесса, сокращает время адаптации выпускников к условиям реальной производственной деятельности. Ярким примером такой связи является организованная кафедрой по просьбе «ОКБ Сухого» с 1990 года целевая подготовка специалистов по индивидуальным учебным планам на конкретные рабочие места. Этой подготовкой руководит профессор Г. И. Житомирский.

В настоящее время преображается лицо кафедры не только в организации учебного процесса, но и в улучшении условий труда преподавателей. Отремонтированы и оснащены современными компьютерами рабочие кабинеты преподавателей, переоборудован зал заседаний кафедры, перестроены и отремонтированы классы и помещения в учебной лаборатории (ангаре). Учебная лаборатория является гордостью не только кафедры, но и института. В ангаре находятся современные самолёты различного назначения и свыше двухсот экспонатов: агрегатов и узлов самолётов, препарированных для учебного процесса, и моделей самолётов.

Учебная лаборатория располагает также комплектами методических разработок для проведения лабораторных и практических занятий по читаемым дисциплинам.

Терминальный класс автоматизации проектно-конструкторских работ кафедры оборудован персональными компьютерами. Он обеспечивает практическое освоение студентами современных компьютерных технологий выполнения проектно-конструкторских работ.

Курсы лекций, читаемые кафедрой, обеспечены учебниками и учебными пособиями. За третье издание учебника «Проектирование самолётов» под редакцией С. М. Егера коллектив его авторов удостоен в 1986 году звания лауреатов Государственной премии СССР. Учебник «Конструкция самолётов» профессора Г. И. Житомирского удостоен в 2002 году премии Правительства РФ в области науки и техники. Учебник «Основы авиационной техники» авторов С. М. Егера, A. M. Матвеенко, И. А. Шаталова получил в 2005 году I премию имени 25-летия МАИ. Наряду с перечисленными, многие другие методические разработки кафедры стали базовыми для всех авиационных вузов России и стран СНГ.

На кафедре силами преподавателей, аспирантов и студентов в настоящее время ведутся научно-исследовательские работы по актуальным направлениям авиастроения.

Успехи в научной и методической работе подтверждаются успешной подготовкой научно-педагогических кадров высшей квалификации. Только за последние 20 лет кафедра подготовила более 35 кандидатов и 15 докторов технических наук.