Институт № 1 «Авиационная техника»

Кафедра 101 «Проектирование и сертификация авиационной техники»

Кафедра 101 «Проектирование и сертификация авиационной техники» была создана в июне 2017 года путём присоединения к кафедре 101 «Проектирование самолётов» кафедр 103 «Системы оборудования летательных аппаратов» и 108Б «Сертификация авиационной техники». Кафедра 101 — родоначальница проектно-конструкторских кафедр МАИ, готовящих инженеров по проектированию различных летательных аппаратов, была организована в 1930 году.

Кафедра 101 готовит специалистов по направлению 24.05.07 «Самолёто- и вертолётостроение», профиль «Самолётостроение», для работы в проектных и конструкторских подразделениях ОКБ, занимающихся разработкой самолётов различного целевого назначения: пассажирских, грузовых, спортивных и других.

Выпускники кафедры получают глубокую проектно-конструкторскую подготовку и владеют современной технологией разработки конструкций с использованием ЭВМ. Срок обучения по специальности — 5 лет 6 месяцев.

Проводится специальная углублённая подготовка по системам геометрического моделирования, компьютерному дизайну сложных технических систем, экономическому проектированию, логистической поддержке проекта, послепродажному обслуживанию авиационной техники.

Студенты кафедры проходят технологическую, конструкторскую и другие виды практик на предприятиях авиапрома, а также лётно-эксплуатационную практику на аэродроме МАИ «Алферьево», на которой они знакомятся с основами наземной и лётной эксплуатации авиационной техники. Им представляется возможность пилотирования самолёта из кресла второго пилота.

На кафедре организована индивидуальная подготовка студентов на конкретные рабочие места по договорам с предприятиями, на которые выпускники планируют пойти работать после окончания института.

Кафедра подготовила более десяти тысяч инженеров по проектированию и конструированию самолётов различного целевого назначения, работающих в опытных конструкторских бюро имени А. Н. Туполева, С. В. Ильюшина, П. О. Сухого, А. И. Микояна, Г. М. Бериева, и научно-исследовательских институтах авиационной и ракетно-космической промышленности.

За годы своего существования кафедра подготовила сотни кандидатов и докторов технических наук.

Ряд выпускников кафедры стали известными учёными, конструкторами, государственными деятелями. Выпускниками кафедры являются: академики — П. Д. Грушин, М. К. Янгель, Р. А. Беляков, Г. В. Новожилов, А. А. Туполев, Г. С. Бюшгенс; М. А. Погосян, член-корреспондент — С. М. Егер,; доктора технических наук — А. Я. Белолипецкий, Н. С. Черняков, В. В, Уткин, О. С. Самойлович, В. Г. Дмитриев и многие другие.

Кафедру возглавляли выдающиеся авиаконструкторы: Д. П. Григорович, Н. Н. Поликарпов, А. С. Яковлев, В. М. Мясищев, Н. А. Фомин, С. М. Егер, О. С. Самойлович. С 2004 года кафедру возглавляет академик РАН М. А. Погосян.

В настоящее время в составе кафедры 7 профессоров, 9 доцентов, в том числе 6 докторов наук и 10 кандидатов технических наук. Всего на кафедре работают более 40 преподавателей (включая штатных, совместителей из авиационной промышленности, аспирантов и студентов, участвующих в учебном процессе).

Среди них лауреаты Государственной премии СССР и РФ, заслуженные деятели науки и техники РФ. Выпущены учебники и учебные пособия по всем читаемым кафедрой курсам.

Кафедра имеет учебную лабораторию, оснащённую современными самолётами: Як-40, МАИ-890, Эльф-Д, Су-27, МиГ-29, Як-38, МиГ-23, Су-25 и более 200 натурных агрегатов и узлов российских и зарубежных самолетов.

Терминальный класс кафедры, оснащённый современной вычислительной техникой и программным обеспечением, обеспечивает студентам освоение передовых технологий проектирования и конструирования самолётов.

Высокое качество инженерной подготовки выпускников кафедры обеспечивается глубиной и широтой изучения теоретических основ процесса проектирования самолётов и разработки конструкции агрегатов и систем, а также приобретением навыков применения теоретических знаний к системному решению проектных и конструкторских задач. Участие в учебном процессе специалистов авиационной промышленности позволяет постепенно совершенствовать теоретическое обучение, а приобретение практических навыков достигается наличием практических занятий по каждой дисциплине, а также производственных практик на предприятиях авиапрома. Такая организация учебного процесса обеспечивает подготовку инженеров широкого профиля, конкурентоспособных на рынке труда.

Основные направления научной работы кафедры:

  • проектные исследования по перспективным самолётам;
  • автоматизация проектно-конструкторских работ;
  • проектно-конструкторские исследования и создание авиационных конструкций, в том числе из композиционных материалов.