Институт №12 «Аэрокосмические наукоемкие технологии и производства»

Технология производства и эксплуатации двигателей летательных аппаратов

Кафедра «Технология производства и эксплуатации двигателей летательных аппаратов» (ТПЭДЛА) ведет подготовку специалистов для авиационной и ракетно-космической отрасли более 80-ти лет. Год основания кафедры – 1937 г.
Кафедру ТПЭДЛА возглавляет БОЙЦОВ АЛЕКСЕЙ ГЕОРГИЕВИЧ – заведующий кафедрой ТПЭДЛА (с 2012 года), д.т.н, профессор, зам. генерального директора по науке АО «ВНИИАЛМАЗ», Член Экспертного Совета ВАК по направлению «Авиационная и ракетно-космическая техника», ведущий ученый в области прогрессивных технологий производства двигателей летательных аппаратов, физико-механических методов обработки жаропрочных материалов, технологий сложного формообразования и модификации поверхностей специальных деталей и конструкций.
Кафедра ТПЭДЛА является выпускающей и входит в состав Института №12 «Аэрокосмические наукоёмкие технологии и производства» МАИ. В 1946 г. кафедра осуществила первый выпуск инженеров по специальности «Авиационные двигатели». 1951 г. – начало подготовки инженеров по специальности «Ракетные двигатели». 1996 г. – первый в истории МАТИ выпуск магистров по направлению «Авиа- и ракетостроение» со специализацией «Технология производства двигателей летательных аппаратов».
В настоящее время кафедра ведет подготовку и выпуск бакалавров и магистров по направлению «Двигатели летательных аппаратов» со специализацией по профилям «Технология производства двигателей летательных аппаратов» и «Технологии эксплуатации, ремонта восстановления двигателей летательных аппаратов. Также ведется подготовка кадров высшей квалификации в аспирантуре укрупненного направления «Авиационная и ракетно-космическая техника» с направленностью «Тепловые, электроракетные двигатели и энергоустановки летательных аппаратов».
Современный облик кафедры ТПЭДЛА складывался на протяжении более 80 лет и в настоящее время включает в область своей образовательной и научно-исследовательской деятельности такие направления, как:
•    Технология производства авиационных газотурбинных двигателей;
•    Технология производства ракетных двигателей;
•    Ключевые технологии перспективных изделий авиационной и ракетно-космической техники, в том числе оборонного назначения;
•    Информационные технологии, системы автоматизированного проектирования и технологической подготовки производства;
•    Электронное определение изделия, технологий создания и эксплуатации двигателей. CAD/CAM/CAE/PDM/PLM-системы проектирования сложных технических систем;
•    Высокотехнологическое оборудование с числовым программным управлением: программирование, специальное оснащение, инструмент;
•    Техническая диагностика, эксплуатационная надежность и технологии восстановления двигателей летательных аппаратов и энергетических установок;
•    Контроль и испытания двигателей и агрегатов летательных аппаратов
В качестве материально-технического обеспечения образовательной и научной деятельности кафедра ТПЭДЛА располагает следующим оснащением:
    Натурные экспонаты и объекты аэрокосмического производства. Разрезные макеты авиационных двигателей. Разрезные макеты ЖРД и РДТТ. Препарированные турбонасосные агрегаты, рулевые машины, пневмогидросистемы, узлы и специальные детали ДЛА.
    Технологическое оборудование. Станочный парк универсальных, специализированных станков механообрабатывающий станков. Станки с ЧПУ, в том числе MAHO-MH500w. Сварочное, термическое оборудование. Установки для электроэрозионной обработки (ЭЭО) и электроискрового легирования (ЭИЛ) - 2 установки ЭЛФА-731 с ЧПУ. Установка для ультразвуковой обработки. Установка для нанесения покрытий методом КИБ «Булат-3Т». Установка для нанесения покрытий методом магнитронного распыления «Мир-2». Оборудование ультразвуковой очистки. Электрохимический копировально-прошивочный станок. Копировально-прошивочный электроэрозионный и разрезной станки.
    Диагностическое оборудование. Стенд для тепловизионного контроля теплообменников. Стенд для калориметрирования конвективно-охлаждаемых деталей в расплаве высокотеплопроводных металлов. Комплект оборудования для оптико-визуальной, вихретоковой, виброаккустической диагностики деталей и узлов двигателей. Специализированные стенды, экспериментальные испытательные системы эксплуатационных характеристик узлов трения и контактирующих поверхностей. Средства технических измерений: Твердомеры, профилографы – профилометры, микроскопы. З-х координатная контрольно-измерительная машина «Инспектор 2в-16»
    Вычислительная техника. В учебном процессе задействовано 4 компьютерных класса для проведения лабораторных занятий и курсового проектирования: «Автоматизированные системы технологической подготовки производства»; «Информационные технологии в образовании, науке и производстве»; «Проектирование двигателей летательных аппаратов»; «Теплотехника, термодинамика и теплопередача». Программно-аппаратные комплексы кафедры используют современное программное обеспечение САПР, АСТПП, АСНИ, объединены в локальные сети, имеют выход в Internet. Кабинет сетевого администрирования локальных сетей кафедры оснащен развитым периферийным оборудованием, принтерами, сканерами, ксероксами, плоттеры. Лекционные аудитории, оснащенные комплектами мультимедийной проекционной техники.
Теоретическое обучение ведется в специализированных лекционных аудиториях кафедры с применением современных мультимедийных комплексов и научно-практических видеоматериалов. Кафедра располагает собственной библиотекой и кабинетом курсового и дипломного проектирования.
Кафедра располагает специализированными учебными и научными лабораториями, оснащенными современным производственно-технологическим, контрольно-измерительным оборудованием, препарированными макетами и наглядными стендами. В их числе:
-    Конструкция ракетных двигателей
-    Конструкция воздушно-реактивных двигателей
-    Технология производства двигателей летательных аппаратов
-    Упрочняющие технологии и специальные покрытия
-    Технология электрофизических методов обработки
-    Технология механической обработки
-    Многоцелевое оборудование с числовым программным управлением
-    Сборка двигателей летательных аппаратов
-    Техническая диагностика авиационных двигателей и теплотехнических систем
-    Испытания двигателей летательных аппаратов
-    Теплотехника и газодинамика
-    Трибология, техническая диагностика и неразрушающие методы контроля
-    Метрология и современные технические измерения
-    Информационные технологии и автоматизированные системы технологической подготовки производства
-    Моделирование сложных технических и технологических систем,

Преподавание общеинженерных и специальных профессиональных дисциплин ведет квалифицированный педагогический состав. Общая численность преподавателей кафедры «ТПЭДЛА» составляет 24 чел. В том числе 9 профессоров, 5 доцентов. 75 % преподавательского состава имеют ученые степени доктора или кандидата технических наук. При этом доля молодых ученых и преподавателей до сорока лет составляет более 30 %. К учебному процессу и к Государственной аттестации выпускников привлекаются ведущие деятели промышленности из числа генеральных директоров, главных инженеров, главных металлургов производственных предприятий, а также руководители ведущих научно-исследовательских и академических институтов и лабораторий международного уровня.

Организации – научно-производственные и промышленные партнеры кафедры.
Выпускники кафедры ТПЭДЛА пользуются повышенным спросом в авиакосмической отрасли. Заинтересованность в выпускниках кафедры подтверждает сформированный долгосрочный целевой кадровый заказ ведущих предприятия оборонно-промышленного комплекса страны на специалистов направления «Двигатели летательных аппаратов», подготавливаемых кафедрой. На сегодняшний день заказы от предприятий отрасли превышают номинальный выпуск инженеров в 5 … 6 раз по региону. Доля выпускников, трудоустроившихся по заявкам организаций и предприятий, составляет 90 … 100 %.
Практиканты и выпускники кафедры работают на научно-производственных предприятиях – флагманах авиакосмического машиностроения. Основными потребителями кадров являются: АО Газотурбостроение «Салют», АО ММП им. В.В. Чернышева, АО МПО им. И. Румянцева, НИЦ ЦИАМ, АО НПО «Наука», ММЗ «Вымпел». Существуют, в частности заказы от НИЦ им. М.В. «Келдыша», НПО «Звезда», МАРЗ, РСК МИГ, ГМКБ «Вымпел» им. Торопова, РКК «Энергия», ГКНПЦ им М.В. Хруничева, Московский агрегатный завод «Авангард», НПП ЭГА, НПО Энергомаш, НПО им. С.А. Лавочкина, НПО «Сатурн», МКБ «Факел», НПО «Машиностроение»,  КБ «Химмаш», МИТ, ФГУП НИИИТ, ФГУП ГПИ и НИИ ГА, ФГУП «Комета», КБТМ, ЦНИИХМ, АО «ОКБ Сухого», БЛМЗ, НИИ Автоматики и другие.


Высокая актуальность на рынке труда профессии инженера-конструктора-технолога по направлению «Двигатели летательных аппаратов» подтверждается тем, что на современном этапе состояния и развития экономики страны сохраняется острая потребность в кадровом обеспечении специалистами, спрофилированными в области технологии изготовления сложной наукоемкой техники. В отношении региона только по предприятиям оборонно-промышленного комплекса потребность в кадрах высшего профессионального образования по направлению «Двигатели летательных аппаратов», специализирующихся в производственно-технологической сфере, оценивается в 200-250 человек в год. Наряду с этим спрос на специалистов высок и в других отраслях промышленности, связанных с проектированием и изготовлением различных технических объектов и систем.

За годы педагогической деятельности кафедрой подготовлено более 3000 специалистов авиакосмического машиностроения, среди которых руководители высшего звена предприятий отрасли, промышленных корпораций, государственного управления, ректора ведущих авиационных вузов страны, академики и руководители научно-исследовательских центров, доктора технических наук. Среди них:

Специальности и направления, на которые ведется прием абитуриентов:
В настоящее время кафедра ведет подготовку и выпуск специалистов по следующим направлениям:
Базовое высшее образование (БАКАЛАВРИАТ):
24.03.05 – «ДВИГАТЕЛИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ».
Профиль основной образовательной программы: «Технология производства двигателей летательных аппаратов», очная форма обучения. Срок обучения – 4 года очной формы.
Профиль основной образовательной программы: «Технология производства авиационных газотурбинных двигателей», очно-заочная (вечерняя) форма обучения. Срок обучения – 5 лет очно-заочной формы.
По результатам обучения присваивается степень (квалификация) «БАКАЛАВР» по направлению «Двигатели летательных аппаратов». Выдается государственный диплом бакалавра.
Высшее образование по программам подготовки магистров (МАГИСТРАТУРА):
24.04.05 – «ДВИГАТЕЛИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ».
Основные образовательные программы по профилям:
«Технология производства двигателей летательных аппаратов»
«Технологии эксплуатации, ремонта восстановления двигателей летательных аппаратов»
Форма обучения – очная. Срок обучения – 2 года после окончания бакалавриата. По результатам обучения присваивается квалификация (степень) «МАГИСТР» по направлению «Двигатели летательных аппаратов». Выдается государственный диплом магистра.
Подготовка кадров высшей квалификации (АСПИРАНТУРА):
24.06.01 – «АВИАЦИОННАЯ И РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА».
Профиль (направленность) научной специальности ВАК 05.07.05 – «Тепловые, электроракетные двигатели и энергоустановки летательных аппаратов».
Форма обучения – очная, заочная. Срок обучения – 4 года очной формы, 5 лет заочной формы. По результатам обучения присваивается квалификация «Исследователь / Преподаватель-исследователь» по направлению «Авиационная и ракетно-космическая техника». Выдается государственный диплом.


Современная научно-исследовательская деятельность кафедры ТПЭДЛА направлена на поддержание и развитие исторически сложившейся научной школы «ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАДЕЖНОСТИ, ДОЛГОВЕЧНОСТИ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СВОЙСТВ ДВИГАТЕЛЕЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ И ИХ АГРЕГАТОВ». Руководителем научной школы является Бойцов Алексей Георгиевич – заведующий кафедрой ТПЭДЛА, д.т.н, профессор, зам. генерального директора по науке АО «ВНИИАЛМАЗ», Член Экспертного Совета ВАК по направлению "Авиационная и ракетно-космическая техника", специалист в области прогрессивных технологий производства двигателей летательных аппаратов, физико-механических методов обработки жаропрочных материалов.
Теоретические и опытно-конструкторские разработки в рамках научной школы реализуются путем выполнения исследований по созданию и отработке технологий механической и физико-химической обработки материалов, направленных на формообразование и упрочнение поверхностей изделий, повышение производительности и точности обработки, проектирование и производство средств технологического оснащения.

Контакты
+7 495 915 78 63
+7 495 915 28 03 - факс
E-mail: institut_2@mati.ru
Кафедры Института расположены по адресу:
Берниковская наб., д. 14 (станции метро «Таганская» или «Курская»)‏
ул. Полбино, д.45

Контакты кафедры
Телефон: +7 495 915-52-93,  
+7 495 915-56-79
E-mail: tpdla@mail.ru
Адрес: Россия, Москва, Берниковская набережная, д.14, Кафедра ТПЭДЛА.